Долгострои Таджикистана. Лед тронулся?

Долгострои Таджикистана. Лед тронулся?

01.03.2021

Время прочтения - 5 мин.

В Таджикистане наравне с новостройками взялись за завершение строительства так называемых «долгостроев». Перечень самых проблемных объектов возглавляет автотранспортный тоннель «Истиклол» — он соединяет центральную и северную часть республики. Строительство начато еще в далеком 1988 году, но в 1993 году его приостановили из-за нехватки государственного финансирования. За этот период проложено около 600 метров дороги. 

Стратегический «недострой» доведут до ума

Тоннель имеет стратегическое значение, поскольку до его строительства в зимний период проезд из центральной части Таджикистана в северный регион республики через Анзобский перевал (его высота 3 372 м) приходилось закрывать на 6 месяцев.

Правительство пыталось самостоятельно реализовать амбициозный проект, однако дефицит финансов не позволил превратить давнюю мечту в реальность. А попытки привлечь инвесторов к проекту тоже не увенчались успехом. 

И только в результате долгих переговоров с правительством Ирана на достройку тоннеля удалось выделить $31 млн. При этом $10 млн предоставлено в качестве гранта, а доля Таджикистана в «долгострое» составила $7,8 млн. 

В сентябре 2003 года иранские строители приступили к практической реализации проекта. И объект был сдан в эксплуатацию уже через 3 года. Но, как выяснилось позже, пятикилометровый транспортный тоннель не соответствовал предъявляемым требованиям, а работы, по сути, не были завершены. В частности, не смонтировано освещение, не установлены системы вентиляции и вытяжки. Да и протечки внутри тоннеля превратили его в небезопасный для автомобилистов объект. 

В 2011 году власти отреагировали на многочисленные жалобы пользователей. Строители провели в тоннеле дренажные работы, а после осушения уложили новое асфальтовое покрытие. Правительство Таджикистана неоднократно требовало от иранских подрядчиков устранения выявленных недостатков и достройки тоннеля. Однако строители ограничивались обещаниями. Ничего не менялось, а проект много лет оставался «недостроем».

В конце января 2021 года министерство транспорта республики подписало с иранской компанией «Фароб» соглашение о завершении второй фазы строительства «Истиклол». На эти работы выделяется $11 млн — поровну от таджикской и иранской сторон. 

Судя по подписанному документу, все задачи, включая установку систем вентиляции, освещения, пожаротушения и безопасности, необходимо выполнить к 30-летнему юбилею государственной независимости республики, т. е. к 9 сентября 2021 года.

Впрочем, Иран успешно реализовал ряд крупных инфраструктурных проектов в Таджикистане. А проблемным оказался именно «Истиклол». В частности, Тегеран выступил инвестором строительства в республике гидроэлектростанции мощностью 220 МВт. Иранские компании провели качественную реконструкцию автомобильных магистралей, промышленных предприятий и других объектов.

Таджикистан, Афганистан и Туркменистан свяжут железной дорогой

Власти взялись и за железнодорожный «долгострой»: в будущем он соединит республику с Афганистаном и Туркменистаном. Договоренность о строительстве регионального железнодорожного маршрута достигнута в марте 2013 года на высшем уровне — президентами трех государств.

Таджикистан и Афганистан согласовали маршруты своих участков, а в декабре 2016 года сдана в эксплуатацию первая очередь транснациональной железной дороги, проходящей по территории Туркменистана до афганской границы: Атамырат-Ымамназар (Туркменистан) — Акина (Афганистан). 

Изначально были разногласия по выбору афганского участка. Таджикистан предложил короткий маршрут протяженностью 160 километров, но афганская сторона настаивала на ветке длиной более 500 км. В итоге сторонам удалось договориться и подписать соответствующий протокол. Теперь афганский участок проекта составит порядка 300 км.  

На реализацию таджикского сегмента потребуется около $130 млн. Проект железнодорожного маршрута по территории Таджикистана утвержден правительственной комиссией. И теперь профильные ведомства ведут переговоры с международными финансовыми институтами о привлечении средств на его реализацию. Уже прошли предварительные консультации с Азиатским банком развития и Европейским банком реконструкции и развития. Эти финансово-кредитные учреждения традиционно инвестируют средства в инфраструктурные проекты Таджикистана.

Прямые инвестиции идут в птицеводство

И если с инфраструктурными проектами у Таджикистана возникают определенные сложности, то с привлечением прямых инвестиций в развитие птицеводства и предприятия по производству куриного мяса проблем нет. Ежегодно в стране вводится в эксплуатацию до 15 средних и крупных птицеферм и предприятий по производству мяса птиц. 

Предоставленные государством налоговые льготы и освобождение от таможенных пошлин при импорте оборудования максимально повысили привлекательность отрасли для инвесторов. Примечательно, что основная часть вложенных средств в этот сектор приходится на отечественных инвесторов. 

Сегодня в республике функционирует более 180 предприятий по выращиванию птицы, производству яиц и куриного мяса. До конца года их количество достигнет 200. А в конце марта будет сдан в эксплуатацию крупнейший в Центральной Азии комбинат по производству куриного мяса. Этот объект располагается на юге Таджикистана. 

Нынешние мощности птицеферм позволяют производить более 1 млрд штук яиц и 30 000 тонн куриного мяса. С вводом новых предприятий в эксплуатацию республика сможет полностью обеспечить внутреннюю потребность в этих продуктах.  

Развитие птицеводства позволило за 3 года в 3 раза снизить импорт мясной продукции. Если в 2017 году импортировано 45 000 тонн мясной продукции, то в 2020 году этот показатель снизился до 14 500 тонн.

Подпишись на наш телеграм канал

только самое важное и интересное

Подписаться
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читать также

Американский орел расправляет крылья

Американский орел расправляет крылья

Настигнет ли Америку экономический спад в 2023 году? Удастся ли ФРС взять под контроль инфляцию, не отправив бизнес в нокаут? Справятся ли Штаты с новыми вызовами, усиливающими традиционные геополитические риски?

29 декабря 2022 г.

Экономический кризис 2022 года, или Что случилось с мировой экономикой?

Экономический кризис 2022 года, или Что случилось с мировой экономикой?

Ситуация на мировом экономическом рынке буквально подошла к краю пропасти: о скором наступлении рецессии говорят многие факторы. Что же происходит в мире и почему экономическая ситуация так стремительно ухудшается?

14 декабря 2022 г.

Индийский слон сбавляет ход

Индийский слон сбавляет ход

На фоне мрачных перспектив глобального хозяйства экономическая ситуация в Индии остается «лучом света». Но надолго ли? Какие риски и вызовы ждут прежде весьма динамичную индийскую экономику? Ищем ответы на эти вопросы в статье — первой из серии экономических прогнозов по ключевым странам мира.

1 декабря 2022 г.

Снимаем деньги с украинской банковской карты в Польше

Снимаем деньги с украинской банковской карты в Польше

Немалое количество граждан Украины из-за военных действий на территории страны эмигрировало в Польшу. И теперь одной из главных проблем для них является поиск возможности снятия средств с украинских карт и пересылки денег на родину. Какими способами это можно сделать — рассказываем в нашем материале.

30 ноября 2022 г.

Интрига вокруг российского бюджета

Интрига вокруг российского бюджета

После профицитного бюджета-2021 Россия — вопреки всем прежним прогнозам — возвращается к бюджетному дефициту. Возможно, на целых три года подряд. Уже в следующем году дефицит составит ₽2,9 трлн, или 2% ВВП. Насколько реалистичны надежды властей, что «дыру» в казне удастся закрывать за счет внутренних заимствований? Как это может повлиять на инфляцию?

9 ноября 2022 г.

{"type":"article","id":1015,"isAuthenticated":false,"user":null}