Налоговые амнистии или игры политиков в экономику

Налоговые амнистии или игры политиков в экономику

08.10.2020

Время прочтения - 6 мин.

В Украине опять заговорили об амнистии капиталов. Представители правящей партии даже обещают украинцам принятие соответствующего закона. При этом, как часто бывает, депутаты совсем позабыли, что налоговая амнистия проведена в стране еще в 2015 году.

Неудачный украинский опыт

Тогда бизнес получил право задекларировать доходы, с которых не уплачен НДС и налог на прибыль. За индульгенцию нужно было заплатить лишь 5% от суммы, но этот проект завершился полным провалом.

Амнистию запускали в надежде на десятки миллиардов дополнительных поступлений. Называли даже ожидаемую сумму декларирования сокрытых доходов — $100 млрд. Но на практике все вышло иначе — желающих платить почти не нашлось. С большим трудом удалось подтолкнуть к декларированию только ряд крупных государственных предприятий: там признались, что не заплатили налоги на сумму около 1 миллиарда гривен. Налоговая инспекция по завершению этой «амнистии» даже убрала соответствующую информацию со своего сайта. Чтобы не позориться.

Мировой опыт — результаты неоднозначны

В мире налоговые амнистии проводились в разных странах и в разное время. И результаты были разными. Удачным примером считается амнистия, проведенная в 1999 году в Ирландии. Более-менее успешной признана кампания 2001 года в Италии, хотя это скорее не амнистия, а государственная программа перехода на другую валюту.

Италия тогда планировала ввести евро и гражданам необходимо было задекларировать доходы с тем, чтобы потом обменять легальные деньги на новую европейскую валюту. Ставка налога была невысокой — около 2%. Иной возможности обменять итальянские лиры на евро не существовало. И тогда итальянцы сдались и действительно много задекларировали. Налогов собрали даже в два раза больше, чем ожидали. А вот до этого в Италии было несколько провальных амнистий.

В 2003-2004 гг. попытку провести амнистию предприняли в ФРГ, но прошла она совсем не по плану. В Берлине ожидали €5 млрд дополнительных поступлений в бюджет, а получили немногим более одного миллиарда. Кстати, самая смешная амнистия капитала проведена Грузией в 2005 году: тогда лишь 8 человек на всю страну захотели воспользоваться ее условиями.

В России налоговую амнистию запустили в 2015 году, но попытка оказалось неудачной — пришлось вносить коррективы и продлевать ее до 2020 года. Второй этап российской амнистии капиталов считается более успешным, чем первый, но и он далек от заявленной цели. Со слов министра финансов РФ, льготными условиями налогообложения воспользовалось 16 000 бизнесменов. Явно слишком мало для всей России.

Правовые коллизии и политизация

Многие налоговые амнистии объединяет одна общая беда — зачастую они чрезмерно политизированы и  противоречат самой сути понятия «амнистия». В соответствии с канонами юриспруденции, это акт освобождения от наказания лица, совершившего преступление. Не может быть амнистии при отсутствии факта преступления, и наоборот. Но незыблемый юридический постулат регулярно упускают из виду, принимая соответствующие законы.

Очень часто решения парламентов освобождают от административной и уголовной ответственности за неуплату налогов. Именно такие законы приняты в Украине и России. Но при этом амнистия не распространяется на уголовное преследование за другие экономические преступления и не освобождает от ответственности. А это фактически нивелируют саму суть амнистии капиталов. Дело в том, что уклонение от уплаты налогов всегда сопряжено с целой плеядой других преступлений. Это фиктивное предпринимательство, отмывание денег, фальсификация документов и т.п.

И вот тут начинается правовая коллизия. Когда человек, задекларировав незаконные доходы и уплатив льготный налог, не может спокойно жить, рассчитывая на освобождение от уголовного преследования. Ведь его нельзя теперь арестовать только за неуплату налогов, а, скажем, за «отмывание денег» — можно. И в этом одна из главных причин провала амнистий.

Бизнесмены не уверены, что к ним потом не обратятся правоохранительные органы с претензиями — да еще и на основании ими же задекларированных доходов. Вот поэтому многие предприниматели вообще не горят желанием показывать обороты, а тем более декларировать в процессе амнистии.

Псевдоамнистия — больше вреда, чем пользы

Судите сами, какой смысл российскому/украинскому бизнесмену выводить доходы за границу, чтобы потому возвращать их обратно на родину и постоянно бояться, что там их могут арестовать и конфисковать по некоему уголовному делу. В любом случае, средства, хранящиеся за границей в «белом офшоре», всегда защищены куда надежнее, чем деньги в России или Украине.

Вот очень наглядный пример. После Майдана деньги ряда людей, близких к Януковичу, были арестованы в ЕС, но с помощью европейских адвокатов аресты удалось снять. И даже самые приближенные лица бывшего украинского президента получили свои сбережения в целостности и сохранности. А вот деньги, размещенные теми же самыми «людьми Януковича» на украинских счетах, были разворованы в результате банкротства банков.  

Есть мнение, и оно действительно вполне обосновано: любая налоговая амнистия (или амнистия капитала) приносит экономике страны больше вреда, чем реальной пользы. Классический пример — Франция. Тут в 80-90-е годы провели пять амнистий, и все они завершились провалом. Теперь о них стараются не вспоминать.

Амнистия фактически позволила отдельным бизнесменам задекларировать доходы и не платить в бюджет, что было воспринято как оскорбление людьми, прилежно платившими налоги. В итоге масштабы уклонения только выросли. Ибо даже самые честные налогоплательщики начали уходить от уплаты налогов в ожидании очередной амнистии.

Сложилась ситуация, когда именно вероятность амнистии стимулирует готовность скрывать доходы от государства. И это факт. Если бизнес будет уверен — легализовать сокрытые от налогообложения средства всегда можно потом — да еще и на льготных условиях — у него неизменно будет возникать соблазн прятать все заработки в ожидании грядущей амнистии.

Далеко не каждая «красивая идея» политиков имеет право на жизнь. Очень часто озвучиваемые ими лозунги —лишь пустой PR, наносящий экономике страны больше вреда, чем пользы.

Подпишись на наш телеграм канал

только самое важное и интересное

Подписаться
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читать также

Американский орел расправляет крылья

Американский орел расправляет крылья

Настигнет ли Америку экономический спад в 2023 году? Удастся ли ФРС взять под контроль инфляцию, не отправив бизнес в нокаут? Справятся ли Штаты с новыми вызовами, усиливающими традиционные геополитические риски?

29 декабря 2022 г.

Экономический кризис 2022 года, или Что случилось с мировой экономикой?

Экономический кризис 2022 года, или Что случилось с мировой экономикой?

Ситуация на мировом экономическом рынке буквально подошла к краю пропасти: о скором наступлении рецессии говорят многие факторы. Что же происходит в мире и почему экономическая ситуация так стремительно ухудшается?

14 декабря 2022 г.

Индийский слон сбавляет ход

Индийский слон сбавляет ход

На фоне мрачных перспектив глобального хозяйства экономическая ситуация в Индии остается «лучом света». Но надолго ли? Какие риски и вызовы ждут прежде весьма динамичную индийскую экономику? Ищем ответы на эти вопросы в статье — первой из серии экономических прогнозов по ключевым странам мира.

1 декабря 2022 г.

Снимаем деньги с украинской банковской карты в Польше

Снимаем деньги с украинской банковской карты в Польше

Немалое количество граждан Украины из-за военных действий на территории страны эмигрировало в Польшу. И теперь одной из главных проблем для них является поиск возможности снятия средств с украинских карт и пересылки денег на родину. Какими способами это можно сделать — рассказываем в нашем материале.

30 ноября 2022 г.

Интрига вокруг российского бюджета

Интрига вокруг российского бюджета

После профицитного бюджета-2021 Россия — вопреки всем прежним прогнозам — возвращается к бюджетному дефициту. Возможно, на целых три года подряд. Уже в следующем году дефицит составит ₽2,9 трлн, или 2% ВВП. Насколько реалистичны надежды властей, что «дыру» в казне удастся закрывать за счет внутренних заимствований? Как это может повлиять на инфляцию?

9 ноября 2022 г.

{"type":"article","id":930,"isAuthenticated":false,"user":null}