Зеленеющий Казахстан. Почему генерация на казахстанских ВИЭ бурно растет

Зеленеющий Казахстан. Почему генерация на казахстанских ВИЭ бурно растет

13.10.2020

Время прочтения - 7 мин.

«Зеленая» энергетика Казахстана в последние годы переживает бум, прирастая на несколько десятков процентов в год. Увеличивается как установленная мощность, так и генерация электроэнергии из возобновляемых источников энергии (ВИЭ).

Например, по итогам 1П2020 рост выработки в годовом выражении составил 55%, а доля ВИЭ в электробалансе достигла 2,7% — рекордное значение за всю историю казахстанской энергетики. В ближайшие 10 лет доля ВИЭ должна дорасти до 10%.

Взлет ВИЭ

Электроэнергетика в РК является традиционно угольной. Это связано с большим количеством доступного энергетического угля, добываемого преимущественно открытым способом, а также высокой долей энергоемких отраслей промышленности в экономике страны — горнодобычи, металлургии и нефтепереработки. Стандартная структура электробаланса Казахстана: около 80% — генерация на угольных теплоэлектростанциях, 10% — выработка на газотурбинных станциях, еще 10% — производство электроэнергии на крупных ГЭС. Места для альтернативных источников в такой системе было мало.

Перспективы «зеленой» энергетики стали улучшаться после победы Астаны в борьбе за право проведения международной специализированной выставки Expo-2017 в ноябре 2012. В 2013 в Казахстане была принята концепция по переходу к «зеленой» экономике, по которой к 2020 планировалось обеспечить долю ВИЭ в производстве электроэнергии на уровне 3%, к 2030 — 10%, а к 2050 — 50%. По актуальному прогнозному электробалансу (2020-2026 гг.) к 2025 доля ВИЭ выйдет на отметку 4,5%.

генерация ВИЭ

Основной инструмент развития отрасли был предложен в 2014, когда правительство установило предельные тарифы для основных видов ВИЭ — ветроэлектростанций (ВЭС), солнечных электростанций (СЭС), малых ГЭС и биоэлектростанций. После этого в индустрии стали появляться первые крупные инвесторы. Кризис 2015 г, связанный с девальвацией тенге, притормозил динамику роста проектов. После того, как в тарифе для ВИЭ стали учитывать инвалютную составляющую, количество инвесторов и проектов продолжило расти.

На конец 2019 в РК действовало 90 объектов ВИЭ установленной мощностью в 1050 МВт. За год их количество выросло в 1,3 раза, по мощности — в 1,9 раз. В 2020 чило действующих единиц ВИЭ планировалось увеличить до 108, мощность — до 1655 МВт.

В структуре ВИЭ лидерство удерживают СЭС, на которые приходится 59% установленной мощности и 42% генерации ВИЭ.

структура выработки по источникам ВИЭ

По сообщениям Минэнерго РК, в течение 2019 в эксплуатацию в Казахстане введен 21 объект ВИЭ мощностью в 505 МВт. В числе самых крупных станций, введенных в минувшем году — солнечная электростанция в Алматинской области на 100 МВт, построенная Eneverse Kunkuat, ветроэлектростанция в Атырауской области на 53 МВт, проект «Ветро Энерго Технологии», а также солнечная станция в Карагандинской области на 50 МВт, созданная «КазСолар 50».

Большая часть ВИЭ располагается в энергодефицитной южной зоне энергосистемы страны.

южная зона энергосистемы страны

Как это работает

Действующая модель финансирования «зеленых» проектов в электроэнергетике следующая. Расчетно-финансовый центр (РФЦ), созданный при KEGOC (системный оператор национальной электрической сети), проводит аукционы на право строительства электростанций на определенных площадках. Предмет аукциона — гарантированный тариф, по которому РФЦ будет покупать объемы электроэнергии, производимой ВИЭ, в национальную электросеть. Договор заключается на 10 лет, в тарифе учитывается эффект от коррекции курса. Объемы электроэнергии ВИЭ в дальнейшем выкупаются угольными электростанциями.

В 2019 по итогам аукционов, в которых приняли участие 12 компаний из 7 стран (помимо местных также российские, немецкие, китайские, малазийские, испанские и итальянские), отобрано 12 проектов общей мощностью 202 МВт. С компаниями-победителями заключены договоры на 15 лет. Аукционная модель дает существенную экономию на тарифах: например, по итогам аукционов 2019 на ВЭС удалось получить аукционную цену на 15% ниже предельной, СЭС — на 57%.

Заметное удешевление «зеленых» технологий и аукционная модель позволяют ВИЭ не только приблизиться по себестоимости произведенной электроэнергии к традиционным источникам, но даже обойти их.

По некоторым из проектов получены рекордно низкие для казахстанских ВИЭ значения тарифов. Например, СЭС Arm Wind в Туркестанской области (Южный Казахстан) на 50 МВт получила тариф 12,49 тенге/кВтч, тогда как на крупнейшей угольной электростанции — Экибастузской ГРЭС-1 — действующий тариф составляет 5,80 тенге/кВтч, на газотурбинной Уральской ГТЭС — 11,81 тенге/кВтч, на переведенном на газ комплексе МАЭК-Казатомпром — 13,10 тенге/кВтч.

У быстрого роста ВИЭ есть и свои ограничения. Главный стимул в энергетике — тариф. Но период бурного роста ВИЭ как раз пришелся на время, когда власти страны решили снизить и заморозить тарифы для естественных монополистов. Часть из них (угольные электростанции) фактически субсидировали «зеленые» проекты.

Попав в «ножницы» (собственные тарифы административно снижены, а объемы выкупа электроэнергии у «зеленых» проектов растут), угольные электростанции сталкивались с ситуацией, когда рентабельность несколько лет критически падала. В долгосрочной перспективе это вызвало бы отток инвестиций из отрасли, что привело бы к ускорению износа основных средств, росту аварийности и другим неприятным последствиям.

В октябре 2020 парламент РК одобрил поправки в законодательство о ВИЭ, которые предусматривали в тарифах традиционных источников надбавку на поддержку использования ВИЭ. Другой новацией законопроекта стало увеличение срока действия контракта на покупку электроэнергии от ВИЭ — с 15 лет до 20 лет. Удлинение срока проекта должно стимулировать инвестора предлагать более низкие значения тарифов на аукционах.

Нужно больше дешевых денег

Несмотря на то, что системному развитию ВИЭ в Казахстане в этом году исполняется 6 лет (с принятия первых предельных тарифов), страна демонстрирует сравнительно высокие темпы роста выработки электроэнергии на ВИЭ. В регионе СНГ выше темпы лишь у Узбекистана. А развитые рынки (Европа, Северная Америка, Юго-Восточная Азия) показывают динамику в 3-5 раз меньшую, чем Казахстан. Высокие темпы роста — признак далекого от зрелости рынка.

динамика генерации ВИЭ

Отличительная черта зрелых рынков — более развитые источники финансирования «зеленых» проектов. В Казахстане большая часть проектов финансируется за счет собственных средств компаний и средств, привлеченных у институтов развития займов.

Наиболее активный институт развития на рынке РК — Европейский банк реконструкции и развития. В последние 7 лет он прокредитовал 13 проектов ВИЭ, электростанции общей мощностью в 647 МВт (около 65% от действующих ВИЭ). В их числе крупная ВЭС в Ерейментау (ПВЭС), «Самрук-Энерго» в Акмолинской области и две очереди СЭС «Бурное» в Жамбылской области.

Второй кредитор — Банк развития Казахстана. БРК финансирует 4 проекта — СЭС «Капшагай», Тургусунская ГЭС, ВЭС «Астана Expo-2017», СЭС «Жылга» общей мощностью 245 МВт.

Участники рынка ожидают большей активности от других институтов развития и надеются на интерес к этому рынку коммерческих банков. Они так же заинтересованы в проектах, финансируемых через «зеленые» облигации.

Процесс может ускорить коронакризис. Многие страны связывают посткризисное восстановление с целями развития «зеленой» экономики. Например, в ЕС из €750 млрд (антикризисный монетарный стимул ЕЦБ) выделенных для поддержки экономики, около €250 млрд планируется направить на «зеленые» проекты. Оживилась деятельность Центра «зеленых» финансов Международного финцентра «Астана» (МФЦА): в июне 2020 в список его акционеров вошел Евразийский банк развития, который планирует увеличить финансирование «зеленых» проектов.

Главной проблемой для казахстанских инвесторов в ВИЭ остается высокая стоимость привлекаемых денег с учетом нестабильных инфляции и обменного курса тенге. Если финансирование будет предоставляться по еще более низким ставкам, на планируемые 10% ВИЭ в энергобалансе Казахстан сможет выйти раньше 2030.

Подпишись на наш телеграм канал

только самое важное и интересное

Подписаться
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читать также

Американский орел расправляет крылья

Американский орел расправляет крылья

Настигнет ли Америку экономический спад в 2023 году? Удастся ли ФРС взять под контроль инфляцию, не отправив бизнес в нокаут? Справятся ли Штаты с новыми вызовами, усиливающими традиционные геополитические риски?

29 декабря 2022 г.

Экономический кризис 2022 года, или Что случилось с мировой экономикой?

Экономический кризис 2022 года, или Что случилось с мировой экономикой?

Ситуация на мировом экономическом рынке буквально подошла к краю пропасти: о скором наступлении рецессии говорят многие факторы. Что же происходит в мире и почему экономическая ситуация так стремительно ухудшается?

14 декабря 2022 г.

Индийский слон сбавляет ход

Индийский слон сбавляет ход

На фоне мрачных перспектив глобального хозяйства экономическая ситуация в Индии остается «лучом света». Но надолго ли? Какие риски и вызовы ждут прежде весьма динамичную индийскую экономику? Ищем ответы на эти вопросы в статье — первой из серии экономических прогнозов по ключевым странам мира.

1 декабря 2022 г.

Снимаем деньги с украинской банковской карты в Польше

Снимаем деньги с украинской банковской карты в Польше

Немалое количество граждан Украины из-за военных действий на территории страны эмигрировало в Польшу. И теперь одной из главных проблем для них является поиск возможности снятия средств с украинских карт и пересылки денег на родину. Какими способами это можно сделать — рассказываем в нашем материале.

30 ноября 2022 г.

Инвестиции в Казахстан: вера, надежда и объективная реальность

Инвестиции в Казахстан: вера, надежда и объективная реальность

Министерство иностранных дел РК планирует увеличить приток иностранных инвестиций до $25 млрд в 2022 году. Это на $2 млрд больше, чем в прошлом. Куда лучше инвестировать и что интересного может предложить местный рынок?

16 ноября 2022 г.

Интрига вокруг российского бюджета

Интрига вокруг российского бюджета

После профицитного бюджета-2021 Россия — вопреки всем прежним прогнозам — возвращается к бюджетному дефициту. Возможно, на целых три года подряд. Уже в следующем году дефицит составит ₽2,9 трлн, или 2% ВВП. Насколько реалистичны надежды властей, что «дыру» в казне удастся закрывать за счет внутренних заимствований? Как это может повлиять на инфляцию?

9 ноября 2022 г.

{"type":"article","id":933,"isAuthenticated":false,"user":null}