Без тени на кассе: как власти Казахстана используют ККМ в борьбе с теневой экономикой

Без тени на кассе: как власти Казахстана используют ККМ в борьбе с теневой экономикой

29.12.2020

Время прочтения - 6 мин.

Вслед за другими странами постсоветского пространства, Казахстан в 2020 году внедрил требование о тотальном оснащении фирм, работающих с физлицами, контрольно-кассовыми машинами (ККМ) с фискальной памятью, находящимися онлайн. На реформу ушло около двух лет, власти предусмотрели механизмы поддержки бизнеса, и в результате изменения не привели к взрыву недовольства предпринимателей. 

Массовый переход на онлайн-ККМ стал одним из инструментов большой кампании правительства Казахстана по сокращению теневой экономики. В их числе распространение требования маркировки товаров на все новые виды продукции, внедрение электронных счет-фактур и сопроводительных товарных накладных (СНТ), а также другие механизмы контроля движения товаров и деловой активности предприятий. Это генеральная линия правительства РК, с которой оно не свернет. 

Нужен чек

ККМ с фискальной памятью применялись в Казахстане с середины 1990-х, однако переход на массовое применение онлайн-ККМ для налогоплательщиков, которые используют денежные расчеты, был заявлен лишь несколько лет назад. Требование о ККМ содержалось в новом Налоговом кодексе, введенным в действие в конце 2017 г. 

К февралю 2018 в правительстве РК сложился консенсус вокруг требования применения онлайн-ККМ: Минфин опубликовал приказ, где перечислялись виды деятельности, которые должны быть обеспечены кассовыми машинами. 

Переход растягивался на год: с даты издания приказа требование начинало работать в отношении ряда оптовиков и розничной торговли бытовой техникой и запчастями, с 2К2020 — в отношении производственных отраслей, брокеров и ломбардов, с 3К2020 с онлайн-ККМ в обязательном порядке начинали работать прочие оптовые торговые компании, а с 4К2020 — розничная торговля одеждой и обувью, а также неспециализированные магазины. 

Менялся и фискальный чек: по новым правилам он должен был содержать фактический адрес компании, цену товара и штрих-код, где представлена информация о выпустившей его машине.

За невыполнение требований предполагались возрастающие штрафные санкции: на первый раз за отсутствие ККМ фирму могли оштрафовать на 30 минимальных расчетных показателей. В 2020 — это около $200. 

Единственной группой, на которую не распространялись безусловные требования использовать ККМ, оказались те фирмы, которые работают на территориях, где интернета нет. Забегая вперед, скажем, что при достаточно высоком уровне обеспечения интернетом — 82% населения в 2019 г. — таких предприятий оказалось не много. 

Оператором системы Минфин РК назначил нацкомпанию «Казахтелеком». Она же является оператором системы прослеживаемости (маркировки). Вторым оператором фискальных данных стали частная телекоммуникационная компания «Транстелеком» и «Кар-Тел», компания-собственник бренда Beeline Kazakhstan. Министерство также утвердило список ККМ (250 кассовых машин, из которых 95 онлайн-аппаратов), которые может приобретать бизнес. Машины необходимо было регистрировать в Минфине. 

В качестве альтернативы ККМ бизнес мог установить аппаратно-программный комплекс (АПК) или веб-кассу, работающие на мобильных приложениях и браузерах. Стоимость их использования для предпринимателей составляла около 3 тыс. тенге ($7) в месяц. 

Кнут, пряник, кассовый аппарат

Предвидя критику со стороны малого и — особенно — микробизнеса, в правительстве предусмотрели стимулы для будущих пользователей кассовых машин. В течение 2019 года действовала норма о компенсации расходов на покупку ККМ (стоимость самых доступных образцов составляет $150-200). «Казахтелеком» предложил клиентам услугу аренды ККМ стоимостью в несколько тысяч тенге в месяц. 

Интерес Минфина в реформе отлично прослеживался с самого начала — подключенные к интернету кассовые машины передают налоговикам сведения об операциях фирм в онлайн-режиме по тем предприятиям, которые сдают отчетность несколько раз в год. 

Бизнес протестовал вяло. Единственным активным объединением была Ассоциация прямых продаж, запросившая у властей переходный период. В октябре 2019 сторонников переноса реформы поддержали в парламентской партии «Ак жол», позиционирующей себя как партию поддержки предпринимателей: отсрочку предложили ввести на 3 года. Однако общественников и «Ак жол» в итоге наверху не поддержали. 

По завершению переходного периода — в декабре 2019 — Минфин сообщил основные показатели по охвату бизнеса онлайн-ККМ. В Казахстане было зарегистрировано 640 000 касс, из которых 97% — онлайн-модели. На онлайн-ККМ перешли 480 000 налогоплательщиков при общем количестве субъектов МСБ в стране в 1,4 млн. К июню количество онлайн-ККМ возросло до 710 000, а о количестве вовлеченных субъектов предпринимательства не сообщалось. 

Зато Минфин подготовил рейтинг наиболее популярных моделей онлайн-касс. Первая тройка сконцентрировала почти половину рынка: reKASSA 2.0 завоевала 20,11%, Webkassa 2.0 — 17,64%, физическая кассовая машина Меркурий-115 ФKZ (версия Online KZ) — 16,89%. Любопытно, что первые два бренда — аппаратно-программные комплексы.

Заплатят все

Внедрение онлайн-ККМ — лишь один из серии инструментов, которыми казахстанские власти пытаются сократить неформальный сектор. Напомним, доля теневой экономики в последние годы находится на уровне ниже 30% (в 2019 г. — 23,7%). Цель правительства РК — сократить эту долю до 20% к 2025 году. Минфин в этом процессе — главное действующее лицо. 

С 2019 на электронные счета-фактуры переведены все плательщики НДС (около 440 000 пользователей). В 2020 началось широкое внедрение системы маркировки товаров — табачных изделий, алкоголя, обуви, лекарств и молочной продукции. Работает модуль «Виртуальный склад», который станет одним из элементов прослеживаемости движения сопроводительных товарных накладных. Эти документы внедряются с марта 2021. В ближайшее время все эти элементы будут интегрированы в единую систему прослеживаемости, которая позволит властям отслеживать онлайн-движение ключевых потребительских товаров. 

В октябре 2020 Минфин РК пошел на следующий, вполне логичный шаг — приступил к интеграции систем маркировки и фискальных данных. Бизнесу, реализующему табачные изделия, было предписано произвести перепрошивку ККМ и приобрести 2D-сканер для считывания кода. Проданный товар предприниматели должны были также исключать из оборота в специальном мобильном приложении. Следующие группы товаров, на которые распространится это требование — лекарства, молочка и алкоголь.

Подпишись на наш телеграм канал

только самое важное и интересное

Подписаться
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читать также

Инвестиции в Казахстан: вера, надежда и объективная реальность

Инвестиции в Казахстан: вера, надежда и объективная реальность

Министерство иностранных дел РК планирует увеличить приток иностранных инвестиций до $25 млрд в 2022 году. Это на $2 млрд больше, чем в прошлом. Куда лучше инвестировать и что интересного может предложить местный рынок?

16 ноября 2022 г.

Казахстан запустит цифровой тенге на блокчейне BNB

Казахстан запустит цифровой тенге на блокчейне BNB

В сотрудничестве с крупнейшей криптобиржей Binance в Казахстане будет запущена цифровая валюта центрального банка (CBDC) на блокчейне BNB. О том, что Национальный банк Казахстана интегрирует цифровой тенге в цепочку BNB, базовую цепочку блоков сети Binance, сообщил основатель криптобиржи Чанпэн Чжао. Он заявил, что сеть станет основным компонентом проекта Web3, реализуемого в Казахстане. Запуск CBDC поможет Национальному банку создать все условия для преодоления «разрыва между традиционной ба...

27 октября 2022 г.

Никнеймы Telegram продадут на аукционе

Никнеймы Telegram продадут на аукционе

Telegram вновь объявил о запуске аукционной платформы на блокчейне The Open Network (TON) для продажи имен пользователей и других элементов экосистемы мессенджера. В четверг об этом сообщил официальный канал платформы.

21 октября 2022 г.

{"type":"article","id":1130,"isAuthenticated":false,"user":null}