Что такое ИОДА, и почему украинский бизнес ничего хорошего не ждет
Фото: Freepik

Что такое ИОДА, и почему украинский бизнес ничего хорошего не ждет

17.11.2022

Время прочтения - 9 мин.

Непрекращающиеся боевые действия оказывают убийственное влияние на экономику страны. Потому настроение отечественного бизнеса сложно назвать позитивным. Накопившийся багаж проблем откровенно непосилен для предпринимателей. Да и вопрос вопросов — когда же завершится эта война — пока остается без ответа.

В текущих условиях большой и малый бизнес Украины оказались в одной лодке. Сегодня всем приходится выживать — в прямом понимании смысла этого слова. Приоритетной задачей предприятий остается необходимость пережить военное время с минимальными потерями, чтобы иметь возможность развиваться после победы. Получается это не у всех. По крайней мере, если верить официальной статистике.

Что ИОДА нам расскажет

НБУ регулярно опрашивает представителей компаний различных отраслей, чтобы максимально достоверно оценить «состояние здоровья» украинского бизнеса и его способность пережить войну. Для обобщения собранных данных используется ИОДА — индекс ожиданий деловой активности. Удивительно, но этот инструмент позволяет достаточно точно продиагностировать «самочувствие» частного сектора экономики.

Падение «стрелки» ИОДА ниже 50 пунктов подразумевает, что большая часть опрошенных оценивает текущую ситуация негативно и не верит в успех в будущем. А когда индикатор ИОДА поднимается выше 50, можно констатировать — бизнес переживает определенный подъем, а предприниматели смотрят на будущее с оптимизмом.

По результатам опросов, проведенных в октябре 2022 года, ИОДА обвалился до 44,9, а в сентябре составлял 46,1. Много это или мало? Судите сами. До войны — точнее, в феврале 2022 года — индекс ожиданий деловой активности достигал 47,6, а в ноябре 2021 года — 49,8. Как видим, ИОДА рухнул более чем существенно.

Сложно было ожидать чего-то иного от военного времени. Бизнесу всегда живется непросто, а боевые действия радикально усугубляют ситуацию. Слишком много рисков и негативных факторов. И они подрывают деятельность предпринимателей.

Впрочем, есть и лучик надежды — положительный момент, свидетельствующий о способности экономики пережить войну. В июле 2022 года ИОДА был на уровне 41,3, а это значительно ниже октябрьского показателя. Следовательно, сегодня украинский бизнес чувствует себя лучше, чем летом.

Хотя октябрьский спад — на фоне скромного сентябрьского роста — доказывает, что о ритмичности и прогнозируемости восстановления экономики говорить нам пока рано. Мы видим, как формируются все новые и новые вызовы, наносящие удары по украинскому бизнесу.

Индекс ожиданий деловой активности рассчитывается как в целом по стране, так и по отдельным секторам. Такой подход позволяет понять, насколько успешно разные отрасли переживают боевые действия.

Строительство — в плотном «тумане войны»

Судя по результатам октябрьского опроса, наиболее критическая ситуация сложилась в строительстве, где ИОДА обвалился до 38,2, а лучше всего дела обстоят в торговле, где индекс вышел к 48,9.

Причина ситуации, сложившейся в строительном бизнесе, понятна и очевидна. На фоне обстрелов, бомбардировок и территориальных аннексий объемы заказов радикально упали. Об этом говорят 42% опрошенных представителей строительных компаний.

Вопрос о дате завершения войны остается без ответа. Сегодня даже те, кто остро нуждается в крыше над головой, потеряв жилье в ходе боевых действий, не могут понять, что им делать и чего ожидать. Что уж говорить о застройщиках. Они тоже не знают, как поступать — то ли запускать строительство новых объектов, то ли дожидаться возвращения к мирной жизни.

То же самое происходит с нежилыми помещениями и инфраструктурой. Количество заявок на ремонт уничтоженных и разрушенных зданий резко взлетело, а вот по заказам на новые объекты полная неопределенность — «туман войны». Никто не готов рисковать, не имея всех исходных данных на руках.

По оптимистичным оценкам, новые заказы и солидные объемы финансирования появятся у строителей после победы Украины, а сейчас главное — удержаться на плаву и не обанкротиться. И это серьезный вызов.

Более того, стоимость стройматериалов взлетела до небес и, скорее всего, продолжит расти. Соответственно, повысятся объемы затрат и риск убыточности строительного бизнеса. Об этом говорят 74% представителей опрошенных компаний сектора.

Торговля — продажи есть, а роста нет

На взлет закупочных цен сетуют 62% руководителей оптово-розничных торговых предприятий. Новые ценники уже обрушили покупательский спрос. Высокие цены всегда отпугивают потребителя — такова аксиома торговли. Беда в том, что бизнесмены в сложившейся ситуации ничего революционного предпринять не могут.

Попытки реанимировать реализацию за счет скидок и распродаж желаемого эффекта не приносят. Сегодня даже щедрые акции не позволяют существенно влиять на потребительские настроения населения, ведь у людей просто не хватает денег на покупку жизненно необходимых товаров.

В 28% торговых компаний говорят о значительном падении оборота. При этом 29% участников опроса ИОДА констатируют снижение маржи. Оживить торговлю не получается даже за счет отказа от прежней практики наценки. Слишком уж высоки закупочные цены.

Промышленность — электроэнергия на вес золота

В секторе промышленности — здесь, по данным опроса, октябрьский ИОДА составил 45,8 (а в сентябре был 47,1) — проблемы немного иного рода. 68% представителей индустриальных предприятий сетуют на дороговизну энергоносителей и сырья. Поэтому производители не могут выпускать дешевую (точнее, доступную) продукцию и вынуждены поднимать оптовые цены.

Конечно, промышленники прекрасно понимают, что новые ценники ведут к падению объемов сбыта. Более того, 59% опрошенных заявили, что не поднимали оптовые цены. Они пытаются удержать их на прежнем уровне за счет снижения своей рентабельности, но обеспечивать результат сложнее с каждым днем.

Так, 12 ноября цена на электроэнергию на Украинской энергетической бирже для промышленных предприятий составляла ₴3 333 за МВт·час (базовая нагрузка), в то время как в январе 2022 года она находилась на уровне ₴345 за МВт·час. Рост больше чем в 9 раз! Естественно, этот фактор отражается на себестоимости продукции. Поэтому промышленные предприятия жалуются на снижение количества новых (в том числе экспортных) заказов. Впрочем, 47% опрошенных заявили, что объем производства у них существенно не уменьшился, но и не вырос.

Сфера услуг — пирамида Маслоу в действии

Индекс ожиданий деловой активности сферы услуг за октябрь составил 42,2. В сентябре он был 43,4, а до войны достигал 46,6. Судя по результатам опроса, 32% предприятий фиксируют падение объема заказов в результате войны. Но 53% представителей отрасли уверяют, что этот показатель сохранился на прежнем уровне, а 15% говорят, что заказов стало даже больше.

В целом для сферы услуг актуальны те же претензии, что и для мира торговли. Главным вызовом остается падение покупательской способности населения. И хотя 76% участников опроса не повышали стоимость оказываемых услуг, спрос все равно падает, поскольку население вынуждено экономить деньги.

По канонам пирамиды Маслоу, любой человек прежде всего удовлетворяет базовые запросы, связанные с едой, одеждой и жильем, а лишь потом тратит деньги на развлечения. Поэтому картина по отрасли неоднородна. Так, транспортные услуги находят своих клиентов, причем в условиях войны их количество даже растет из-за большого количества эвакуированных.

А вот сегмент сферы услуг, ориентированный на развлечения, фактически остался невостребованным. На отсутствие клиентов жалуется туристический бизнес, а также фитнес-залы. Украинцам пришлось отказаться от большей части развлечений. Сегодня большинство компаний развлекательной индустрии либо находятся в простое, либо уже закрылись.

Запас прочности не безграничен

А как обстоят дела с экономикой Украины в целом — с точки зрения составителей ИОДА? Оказывается, национальный бизнес оценивает осеннюю ситуацию лучше, чем в летний период (весной НБУ не проводил соответствующий опрос, а потому данных для сравнения нет).

Похоже, бизнес уже прошел критическую точку. Многие предприятия перестроили работу с учетом существующих реалий. И научились эффективно функционировать даже в самых сложных условиях.

Но спровоцированные войной проблемы оказывают крайне негативное влияние на бизнес. Высокая инфляция — постоянный спутник вооруженных конфликтов — в сочетании с отсутствием ощутимого роста зарплат провоцируют снижение покупательского спроса в Украине. Эта проблема сохранит актуальность вплоть до завершения боевых действий.

Серьезнейшими вызовами остаются непомерная стоимость энергетических ресурсов и импортных товаров, убытки от разрушения бизнес-недвижимости и объектов энергетической инфраструктуры, непрекращающиеся проблемы с логистикой. Все это уже стало тяжким бременем для украинского бизнеса.

Предприниматели смирились со снижением рентабельности, но не смогут постоянно выживать за счет старых запасов и сбережений. Их прочность не безгранична.

Вот почему заветной мечтой украинского бизнеса и государства в целом остается стремление к быстрой победе. Только тогда мы увидим реальное восстановление экономики и ритма жизни граждан. И этот процесс обещает стать чрезвычайно мощным драйвером ускоренного роста экономики страны. А пока у бизнеса одна задача — пережить войну с минимальными потерями, не растеряв по пути оптимизм.

Подпишись на наш телеграм канал

только самое важное и интересное

Подписаться
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читать также

{"type":"article","id":4648,"isAuthenticated":false,"user":null}