Хорошо быть малышом: почему малый бизнес в Казахстане растет, несмотря на кризис

Хорошо быть малышом: почему малый бизнес в Казахстане растет, несмотря на кризис

06.01.2021

Время прочтения - 6 мин.

Как и во всех постсоветских странах, в Казахстане малый бизнес называют основой прекрасной экономики будущего. Это одна из причин, почему ему достается львиная доля мер государственной поддержки предпринимательства. Вторая — в условиях рыночной экономики именно этот сегмент создает массовую занятость. 

В период пандемии коронавируса он стал объектом большей части налоговых льгот. Именно ему достались субсидированные кредиты. В том числе и по этим причинам количество малых предприятий в ходе непростого года в Казахстане незначительно сократилось в абсолютных показателях, а количество действующих предприятий даже увеличилось. 

Каковы особенности казахстанского малого бизнеса, в чем причины его роста в структуре экономики и при чем здесь налоговая нагрузка?

Малый, но растущий

В большинстве экономик для градации бизнеса по размерам используется критерий численности. В случае со странами ОЭСР предприятия делят на три группы: малый бизнес — до 50 занятых, средний бизнес — от 51 до 249 занятых и крупный бизнес — 250 занятых и более. 

В Казахстане это правило в целом соблюдается, но с поправками. В последние 6 лет в РК для целей статистики и оказания господдержки действуют два критерия — среднегодовое количество занятых и размер оборота. 

Согласно Предпринимательскому кодексу РК, выделяются не 3, а 4 категории предприятий: микропредприятия — до 15 занятых и оборот менее 30 000 МРП (около $200 000 в 2020), малые компании — до 100 занятых и оборот не более 300 000 МРП ($2 млн), средние — от 100 до 250 занятых, оборот между 300 000 и 3 млн МРП, крупные — более 250 занятых, оборот более 3 млн МРП ($20 млн). 

Если оборот предприятия с 15 сотрудниками выше, скажем, $5 млн, то компания автоматически зачисляется в средний бизнес. Кроме того, субъектами малого и микробизнеса не могут быть признаны предприятия игорного бизнеса, зерноприемные пункты, банки, брокерские и аудиторские конторы. 

В структуре экономики Казахстана малый бизнес в последние годы рос. С 2009 по 2019 его вес в ВВП (корректнее говорить о доле производства в валовой добавленной стоимости) увеличился с 6,7 до 25,5%. Одновременно шло сокращение среднего бизнеса. Это можно объяснить как изменением методологии статистики (перемены произошли в 2014), так и предпринимательской среды, в которой льготы были ориентированы на малый, а не средний бизнес, хотя проблемы у этих групп предприятий были похожими. 

доля МСБ в ВВП

Внутри малого бизнеса выделяются такие организационные формы, как крестьянские и фермерские хозяйства, индивидуальные предприятия и непосредственно малые компании (в форме товариществ с ограниченной ответственностью или акционерных обществ). 

микро бизнес

В период кризиса 2020 численность только одной из групп сократилась в абсолютных показателях — это ИП. По итогам года (декабрь 2020 к декабрю 2019) общее количество малых предприятий сократилось на 0,7%. Общее число малых предприятий, включая индивидуальные предприятия и крестьянские хозяйства, в РК составило 1,6 млн. Доля действующих к зарегистрированным компаниям выросла по всем категориям, а в целом по малому бизнесу составила 1,3 млн (+1%). 

Всего в малом бизнесе страны занято около 3,1 млн человек, что составляет 36% всех занятых в РК. 

Группа льготников

Льготы малому бизнесу — палка о двух концах. С одной стороны, предоставляя «малышам» более мягкие условия, чем остальным компаниям, государство стимулирует граждан открывать свое дело. С другой — обласканный налоговыми льготами малый бизнес может быстро превратиться в инструмент оптимизации налогов. 

В Казахстане существует серия специальных режимов для малого бизнеса. В общем случае только нагрузка на фонд оплаты труда составляет около 33%. Отдельным предприятиям приходится платить НДС (в Казахстане — 12%), а в случае получения прибыли — налог на прибыль (20%). Для компаний, работающих в рамках спецрежимов, нагрузка заметно сокращается. 

Режим работы по патенту (годовой доход не более 2 млн тенге — чуть менее $5 000) предполагает, что предприниматель платит 3% от предполагаемого дохода в качестве налога и социальные отчисления в размере 1,5% минимальной зарплаты. Предприятия на так называемой «упрощенке» не платят НДС, а только налоги на доходы и обязательные взносы во внебюджетные фонды. 

Формат ИП давно стал способом оптимизации налоговой нагрузки действующих предприятий: заказывать услуги у индивидуального предпринимателя для работодателя оказалось «дешевле», чем привлекать специалиста как наемного работника. 

Ко всему этому следует добавить, что малый бизнес (включая микропредприятия) в РК освобожден от налогов на доходы до 2023 года. 

На малый бизнес были ориентированы ключевые государственные программы последнего десятилетия. Главная из них — «Дорожная карта бизнеса», по которой предприятия могли получить займы по льготным ставкам и рефинансировать инвалютные обязательства. 

В год пандемии коронавируса большая часть льгот и механизмов финансирования вновь коснулась малого бизнеса. Малые предприятия получили отсрочки по предоставлению отчетности и уплате налогов, на них были ориентированы льготные кредиты со ставкой ниже инфляции. 

Результат — наблюдаемый рост малых компаний, побочным эффектом которого является оптимизация налогов. 

Власти РК вовремя зафиксировали этот тренд. Именно поэтому с 2020 было существенно сокращено количество видов деятельности, по которым возможна работа по патенту. В списке разрешенных осталось лишь 32 вида деятельности, среди которых не оказалось наиболее широко представленного — торговли. По-видимому, это один из факторов сокращения количества ИП в абсолютных показателях по итогам 2020. В этом году были приняты нормы, по которым с 2022 снижается пороговое значение оборота компании для постановки на НДС с 30 до 20 000 МРП. В значениях МРП и по курсу 2020 года пороговое значение оборота сокращается с $200 000 до $130 000, что по-прежнему выше, чем в РФ, Украине и Беларуси ($25, $35 и $38 тыс. соответственно).

Подпишись на наш телеграм канал

только самое важное и интересное

Подписаться
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читать также

Инвестиции в Казахстан: вера, надежда и объективная реальность

Инвестиции в Казахстан: вера, надежда и объективная реальность

Министерство иностранных дел РК планирует увеличить приток иностранных инвестиций до $25 млрд в 2022 году. Это на $2 млрд больше, чем в прошлом. Куда лучше инвестировать и что интересного может предложить местный рынок?

16 ноября 2022 г.

Казахстан запустит цифровой тенге на блокчейне BNB

Казахстан запустит цифровой тенге на блокчейне BNB

В сотрудничестве с крупнейшей криптобиржей Binance в Казахстане будет запущена цифровая валюта центрального банка (CBDC) на блокчейне BNB. О том, что Национальный банк Казахстана интегрирует цифровой тенге в цепочку BNB, базовую цепочку блоков сети Binance, сообщил основатель криптобиржи Чанпэн Чжао. Он заявил, что сеть станет основным компонентом проекта Web3, реализуемого в Казахстане. Запуск CBDC поможет Национальному банку создать все условия для преодоления «разрыва между традиционной ба...

27 октября 2022 г.

Никнеймы Telegram продадут на аукционе

Никнеймы Telegram продадут на аукционе

Telegram вновь объявил о запуске аукционной платформы на блокчейне The Open Network (TON) для продажи имен пользователей и других элементов экосистемы мессенджера. В четверг об этом сообщил официальный канал платформы.

21 октября 2022 г.

{"type":"article","id":1132,"isAuthenticated":false,"user":null}