Почему кассовый аппарат никак не приживется в Украине

Почему кассовый аппарат никак не приживется в Украине

19.11.2020

Время прочтения - 7 мин.

Граждане Украины диву даются, оказавшись на рыбацком рынке глухой провинции Италии или Испании: там рыбаки, продавая свежий улов прямо из лодки, примут любую платежную карту и обязательно распечатают чек.  В Украине, в отличие даже от ближайших соседей — России и Беларуси — крайне сложно внедрять практику обязательной регистрации расчетных операций. Вот и сейчас под стенами Верховной Рады бушуют противники РРО.

Недавно депутаты украинского парламента отказались перенести дату начала использования кассовых аппаратов для частных предпринимателей на упрощенной системе налогообложения, что вызвало бурный гнев отдельных торгашей. Некоторые представители малой украинской коммерции очень не хотят внедрения регистраторов. Они явно чего-то боятся. И это не случайно.

Технологично и удобно, но стимула нет

РРО — это практика регистрации всех расчетных операций, проведенных в рамках разнообразных бизнес-процессов: продажи товаров, выполнения работ или оказания услуги. В развитых странах это уже давно стало традицией предпринимательства: даже при продаже цветов на базаре торговец использует РРО, фиксирующий факт продажи, и выдает чек.

Утверждать, что регистраторы расчетных операций вообще не применяются в Украине, было бы преувеличением. РРО функционируют во всех крупных торговых сетях. Регистраторы используют многие компании сферы услуг и магазины, функционирующие на общей системе налогообложения. Но при этом немалая часть украинского бизнеса не задействует кассовые аппараты и выступает против РРО, зачастую озвучивая до абсурда смешные аргументы.

Технологии не стоят на месте. И сейчас регистрацию расчетных операций можно осуществлять не только с помощью классических кассовых аппаратов, а самым обычным смартфоном. Поэтому жалобы и возмущения представителей бизнеса на дороговизну РРО — откровенная ложь.

Уже многие банки предлагают украинским предпринимателям не только льготное открытие счетов, но и бесплатное (или за символическую сумму) пользование платежными POS-терминалами или ПО для смартфонов. Все это позволяет без проблем принимать платежи с обязательной фиксацией сделки. При этом банковское ПО для бизнеса дает возможность в одно нажатие сформировать отчетность для налоговой, если все платежи проведены в безналичной форме. Не нужен бухгалтер, нет нужды в инкассации. А еще продвинутая система позволяет бизнесменам предоставлять покупателям востребованную услугу кэшбека, тем самым расширяя клиентскую базу.

Казалось бы, все это должно стимулировать бизнес к переходу на РРО, но предприниматели против. И дело тут явно не в дороговизне кассовых аппаратов или терминалов. Уже отменена обязательная распечатка фискального чека, т.е. лишнюю бумагу тратить не придется. Новые технологии помогают до минимума упростить РРО и бухучет, а также без проблем обрабатывать любые платежи. Было бы желание! Но его нет.

Кому кассовый аппарат не в радость?

В Украине существует модель внутреннего офшора — упрощенная система налогообложения, позволяющая малому и отчасти среднему бизнесу платить минимальные налоги и вести бухучет по простейшей схеме. На «упрощенке» предусмотрены 3 разные группы (и еще одна для представителей аграрного бизнеса).

С 1 января 2021 года планируется внедрить РРО для 2-й и 3-й групп «упрощенцев», а первая освобождена от использования кассовых аппаратов. Представители 1-й группы — это мелкие продавцы на рынках и «провайдеры» отдельных видов бытовых услуг населению. Годовой оборот упрощенца 1-й группы не может превышать ₴1 млн. При этом они могут не иметь статуса плательщика НДС. Но для представителей 2-3 групп с 1 января 2021 года наличие РРО обязательно. И это их возмущает.

Главная причина в том, что отсутствие кассового аппарата позволяет представителям этих двух групп не показывать реальный оборот денежных средств. Можно смело занижать объемы сделок и законно не платить НДС. Фактически без РРО невозможно точно оценить реальный оборот упрощенца. И это очень удобный способ отмывания денег и проведения разного рода  сомнительных операций. 

В Украине, к сожалению, очень большая доля контрабанды и фальсификата реализуется через торговые сети — во многом через упрощенцев 2-й и 3–й группы. Часто для этой цели применяется онлайн-торговля, когда большая часть операций проводится за наличный расчет без фиксации сделки. Вот почему контрабандный товар без проблем реализуется в Украине, и его не может выявить ни налоговая, ни таможня.

Естественно, обязательное внедрение РРО (особенно в онлайн-торговле) приведет к тому, что сделки с контрабандой будут фиксироваться, и контролирующие органы смогут отслеживать сомнительные операции. Сейчас бизнесмен-упрощенец без кассового аппарата регистрирует только часть проданного товара, а остальное продает без документов и без уплаты налогов.

Такая ситуация приносит предпринимателям солидные барыши, но создает проблемы для покупателей и госбюджета. Купив бытовую технику через сомнительный интернет-магазин, торгующий за наличку контрабандой, покупатель не сможет ни вернуть его продавцу, ни отремонтировать бесплатно. Такой торговой точки официально просто нет. А документы на товар, предоставленные покупателю, являются подделкой и законной силы не имеют.

По некоторым данным, в Украине около 60% товаров реализуется в «серой зоне», где нет четкой фиксации сделок. Следовательно, можно не платить налоги (или занижать их до предела), торговать контрабандой, контрафактом и фальсификатом. Это приносит весомый доход тем, кто выступает против РРО, ведь налогообложение отсутствует — как и ответственность за продажу некачественной продукции.

В Польше в 90-е годы тоже существовала обширная «серая» (или «теневая») экономика в торговле. По сути, украинская торговля сейчас соответствует польской ситуации образца 90-х гг. Но власти Польши — пусть и с большим трудом — заставили торговлю (прежде всего малый и средний бизнес) использовать РРО. Это привело к радикальному сокращению количества вещевых рынков и МАФов, где продавали разного рода сомнительные товары. Сегодня в Польше доля «теневой» торговли выше, чем в Германии, но в разы меньше, чем в Украине.

Процветающей экономики без РРО не дождемся?

Наличие в стране обширной «теневой» торговли — одна из причин, лишающих украинские власти возможности обеспечивать нормальное наполнение госбюджета за счет налогов. А следовательно, и возможности выплачивать адекватные пенсии.

В результате работы без РРО многие сотрудники малого бизнеса официально не оформлены, а зарплаты получают в «конвертах». Они не платят единый социальный взнос, либо вносят его только в минимально возможном объеме. В итоге государственный бюджет и Пенсионный фонд Украины недополучают сотни миллиардов гривен.

Процесс внедрения регистраторов расчетных операций в Украине идет очень тяжело и болезненно, поскольку слишком большие деньги «теневой» коммерции стоят на кону. Но без этого нормально развивать экономику государства невозможно.

Да, в некоторых особо слаборазвитых странах действительно никто не планирует внедрять кассовые аппараты. Но тут выбор однозначен: либо Украина переходит на обязательную регистрацию расчетных операций и становится европейским государством, либо остается дикой страной без РРО — территорией, где не платят налоги, зато вовсю торгуют контрабандой, контрафактом и фальсификатом.

Подпишись на наш телеграм канал

только самое важное и интересное

Подписаться
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читать также

Что такое ИОДА, и почему украинский бизнес ничего хорошего не ждет

Что такое ИОДА, и почему украинский бизнес ничего хорошего не ждет

Приоритетной задачей украинских предприятий сейчас остается необходимость пережить военное время с минимальными потерями. Всем ли это удается? Расскажет индекс ожиданий деловой активности.

17 ноября 2022 г.

Россия возобновляет зерновую сделку с Украиной

Россия возобновляет зерновую сделку с Украиной

В среду фьючерсы на пшеницу в Чикаго упали на 6,7%, поскольку продовольственный рынок благосклонно воспринял новость о возвращении РФ в программу экспорта украинского зерна через Черное море.

2 ноября 2022 г.

{"type":"article","id":1125,"isAuthenticated":false,"user":null}