Повестка дна: стартапы нацелились на подводные залежи металлов

Повестка дна: стартапы нацелились на подводные залежи металлов

10.05.2021

Время прочтения - 5 мин.

Полиметаллические конкреции, содержащие кобальт, литий, медь и другие элементы, в буквальном смысле усеявшие миллионы километров океанского дна, могут помочь осуществить «зеленый переход» и остановить климатические изменения. Но есть опасения, что экологические риски перевесят экономические выгоды.  

В прошлом месяце компании Google, BMW, AB Volvo и Samsung поддержали призыв Фонда дикой природы (WWF) и некоторых других организаций ввести мораторий на глубоководную добычу полезных ископаемых.

Тем самым гиганты, прямо и косвенно заинтересованные в увеличении предложения металлов, используемых для производства аккумуляторных батарей электромобилей и компьютерных гаджетов, еще раз привлекли внимание к серьезной проблеме. Разработку подводных полиметаллических железорудных месторождений, исследованных в середине прошлого века, вот-вот планируют начать несколько стартапов.

Подводные россыпи

По данным Геологической службы США, глубоководные районы, составляющие более половины поверхности планеты, содержат минералы в концентрациях, в несколько раз превышающих их земные запасы.

Наиболее привлекательно выглядят полиметаллические конкреции — железомарганцевые отложения размером с картофель и больше, состоящие, как правило, из марганца (22,3–23,5%), железа (4,5–5,6%), кобальта (0,19–0,22%), никеля (1,24–1,54%), меди (1– 1,17%), цинка (0,113–0,117%) и др.

 

Их общий состав на планете оценивается в 300 млрд тонн, 200 млрд из которых находятся на глубине 4–6 км под водой. Наиболее богатые районы обнаружены в Тихом, Атлантическом и Индийском океанах — 112, 45 и 42 млрд тонн соответственно. Некоторые тихоокеанские залежи оказались в исключительных экономических зонах государств Океании: Вануату, Фиджи, Островов Кука, Кирибати, Науру, Тонга, Тувалу, Папуа — Новой Гвинеи.

Обширная территория площадью более 2 млн кв. км — от побережья Мексики до Кирибати (глубоководная провинция Кларион-Клиппертона) — еще в прошлом веке была разделена Международным органом по морскому дну (ISA) между двумя десятками государств и совместных организаций.

 

 

В список бенефициаров вошли США, Великобритания, СССР, КНР, Япония и др., получившие право на исследования конкреций и отработку технологий их добычи.

Страна восходящего солнца метит в пионеры

Сейчас опытную добычу конкреций уже провела Япония, обещающая стать первопроходцем их промышленной разработки. А Норвегия заявила, что сможет начать выдавать лицензии на аналогичные работы уже в 2023 году. Острова Кука планируют разрешить освоение недр в своей экономической зоне, рассматривая шаг как один из способов диверсификации экономики. Периодически исследования в зоне Кларион-Клиппертона проводит и совместная организация «Интерокеанметалл», куда входят Россия, Польша, Болгария, Чехия, Словакия и Куба. Права на некоторые участки были перепроданы частным компаниям.

К числу тех, кто владеет лицензиями на разведку участков морского дна, относятся DeepGreen, Global Sea Mineral Resources (GSR) и «дочка» британского подразделения Lockheed Martin — UK Seabed Resources. Как уверяют сторонники глубоководной добычи, она гораздо экологичнее по сравнению с наземной.

«Разработка полезных ископаемых под водой будет более устойчивой, чем добыча на суше, поскольку образуется меньше отходов. К тому же в конкрециях концентрация металлов выше, чем в сухопутных месторождениях», — утверждают в DeepGreen, планирующей провести IPO путем слияния со SPAC-компанией.

Впрочем, океанологи далеко не уверены в том, что эта деятельность не нанесет вред флоре и фауне мирового океана. Скорее, наоборот. Кроме того, до сих пор остается непонятным и само образование конкреций, и роль, которую они играют в обменных глубоководных процессах.

Оценка рисков

Именно поэтому Европарламент, премьер-министры Фиджи, Вануату, Папуа — Новой Гвинеи и более 80 различных общественных организаций недавно призвали ввести 10-летний мораторий на глубоководную добычу полезных ископаемых — до тех пор, пока не будут установлены ее потенциальные последствия и отработаны методы управления. А присоединившиеся к движению частные корпорации дали понять, что намерены придерживаться этических аспектов в отборе поставщиков сырья для своей продукции (зарядных аккумуляторов для смартфонов и батарей для электрокаров).

Так, в BMW сообщили, что в настоящее время сырье из глубоководной добычи — «не вариант» для компании, потому что для оценки экологических рисков недостаточно только теоретических научных данных. А в Samsung заявили, что гигант стал первым производителем аккумуляторов, принявшим участие в инициативе. Натолкнувшись на позицию «тяжеловесов», потенциальные «подводные майнеры» вынуждены оправдываться.

«Global Sea Mineral Resources (GSR) будет подавать заявку на контрактную добычу только в том случае, если наука покажет, что с экологической и социальной точек зрения полезные ископаемые глубоководного морского дна имеют преимущества перед сухопутной альтернативой», — заявил в ответ на критику намерений компании СЕО GSR Крис ван Ниджен.

Хотя и продолжают исследовательские работы, ожидая, что рано или поздно решение в их пользу будет принято. Тем более, что, согласно оценкам Всемирного банка, при нынешних технологиях производства Li-ion батарей добыча кобальта к 2050 году должна вырасти на 450%. Получать его на суше становится все сложнее.

 

Источники: Reuters, Mining.Com, ISA, Росгеология, Wikipedia

Подпишись на наш телеграм канал

только самое важное и интересное

Подписаться
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читать также

Никнеймы Telegram продадут на аукционе

Никнеймы Telegram продадут на аукционе

Telegram вновь объявил о запуске аукционной платформы на блокчейне The Open Network (TON) для продажи имен пользователей и других элементов экосистемы мессенджера. В четверг об этом сообщил официальный канал платформы.

21 октября 2022 г.

ТОП-10 самых денежных криптостартапов 2022 года

ТОП-10 самых денежных криптостартапов 2022 года

Темпы притока финансирования в блокчейн-компании в этом году несколько замедлились, но эта отрасль по-прежнему остается одной из самых перспективных и привлекательных для венчурных капиталистов. ак же понять, кто именно стал главным бенефициаром?

8 октября 2022 г.

{"type":"article","id":1550,"isAuthenticated":false,"user":null}