Спутниковая дипломатия: V значит Victory?

Спутниковая дипломатия: V значит Victory?

25.03.2021

Время прочтения - 6 мин.

Пандемия COVID-19 стала самым серьезным испытанием для человечества со времен «испанки», бушевавшей на планете чуть более 100 лет назад и унесшей, по некоторым оценкам, жизни каждого 20-го жителя Земли. Казалось бы, в борьбе с этой грозной опасностью люди и страны должны были бы объединить усилия и забыть о распрях. На деле же начались закрытия границ и конкуренция вакцин от коронавируса. Проблема из чисто медицинской стала геополитической.

Насколько России, создавшей свою вакцину одной из первых, удалось сыграть в «вакцинную дипломатию»? Как изменились международные позиции «Спутник V» спустя полгода после выпуска в оборот?

Отрицание

Как только реальная опасность новой коронавирусной инфекции — не только медицинская, но и вполне экономическая — была осознана, стало понятно, что возврат к нормальной жизни возможен только после преодоления пандемии на основе формирования коллективного иммунитета. Которого можно достичь либо естественным путем, но ценой миллионов смертей, либо за счет вакцинации. 

Беспрецедентный случай — вирус SARS-CoV-2 был изучен до самого последнего пептида в рекордно короткие сроки, что позволило приступить к созданию вакцин через считанные недели после начала пандемии. Их разработка параллельно велась сразу в нескольких странах и получила название «вакцинной гонки». 

Россия в нее тоже включилась. И создала свою вакцину Гам-Ковид-Вак, более известную под торговой маркой «Спутник V», одной из первых в мире. Уже в мае прошлого года появились сообщения о проверке ее действия на людях, а в августе на самом высоком уровне было официально объявлено о создании двухкомпонентного препарата и начале его широких клинических испытаний на тысячах добровольцев. Несколькими неделями раньше патент на свою вакцину получили китайские ученые из компании Cansino Biologics, проведя успешные доклинические испытания на военнослужащих НОАК. Она и стала первой.

 

 

Тот факт, что «русские», которых мало кто воспринимал всерьез, сумели обойти мировых фармацевтических лидеров, поначалу вызвал недоверие в научных кругах Запада. Многие ученые сочли представленные осенью результаты Фазы II испытаний не вполне достоверными из-за найденных совпадений отдельных показателей у разных подопытных групп. Их негативные отзывы тиражировали западные СМИ. И лишь когда в феврале 2021 года авторитетный научный журнал Lancet опубликовал итоги Фазы III клинических испытаний «Спутника V», сомнения в его эффективности и безопасности отпали.

Гнев и торг

Но к тому времени мировое лидерство на рынке вакцинации уже прочно захватили два американских препарата — производства Pfizer/BioNTech и Moderna — и один европейский, от англо-шведской компании AstraZeneсa. Однако на это повлияли не столько сомнения в отношении российского продукта, сколько производственные мощности и условия поставок, по которым Россия проигрывала изначально.

Вместе с тем законы конкуренции не знают жалости. Особенно когда к ним примешивается геополитика. Большинство развитых стран пока не стали признавать российскую вакцину, хотя многие из них выдали экстренные разрешения на применение продукции «своих» компаний. Впрочем, это было вполне ожидаемо, и основная борьба сейчас идет за рынки третьего мира. Их отличает и значительная емкость, и более чем удовлетворительная платежеспособность.

В борьбе за них порой применяется и обыкновенный лоббизм. В частности, на днях появилась информация, что Министерство здравоохранения и социальных служб США убеждало власти Бразилии не закупать разработанные в России средства против COVID-19. Также возможность применения российских вакцин полностью исключили власти Украины. Хотя тут вмешались и политические факторы.

Принятие

Как говорит народная мудрость, «не было бы счастья, да несчастье помогло». Для «Спутника V» подспорьем стало именно несчастье. По результатам применения вакцины от AstraZeneca в Европе были зафиксированы случаи тромбоза сосудов мозга у вакцинированных. Причем частота этой патологии в разы превышала типичный для популяции уровень. В итоге власти ЕС приостановили использование данного средства для вакцинации «до выяснения».

 

 

И им пришлось стать более либеральными к российскому препарату. Агентство ЕМА, отвечающее в Европе за сертификацию лекарств, запустило процесс оценки «Спутника V» на соответствие стандартам ЕС. Позднее регулятор заявил, что ждать одобрения российской вакцины стоит не раньше мая. И то, если Россия сможет «предоставить необходимые данные и ответить на вопросы, возникающие в ходе оценки». Однако некоторые страны Европы решили самостоятельно закупать российскую прививку, ибо время не ждет.

Такими же соображениями руководствовались и власти многих других государств. О контрактах на закупку «Спутника V» заявили уже более 50 стран мира — это третий результат в топе вакцин. Помимо невысокой цены и удобной логистики, их привлекла возможность организовать производство у себя: РФ готова поставлять не только сам препарат, но и технологию его выпуска. 

Применительно к вакцине, которую априори нельзя колоть повторно, это выгодная стратегия. Тем более что собственные производственные мощности позволяют выдавать лишь десятки миллионов доз в год (13,9 млн за все время), а спрос исчисляется миллиардами.

С другой стороны, ни «Спутник V», ни прочие вакцины из России, вероятно, не смогут стать ни источником мягкой силы, ни средством влияния Кремля. Большинство стран, с которыми у РФПИ заключены контракты, закупают российскую продукцию лишь в дополнение к американской, индийской, китайской и т. п. А те, для кого она станет основным средством в борьбе с коронавирусом, и так уже зависят от Москвы. Но хотя бы авторитет российской науки, не связанной с ВПК, в мире вырастет.

Подпишись на наш телеграм канал

только самое важное и интересное

Подписаться
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читать также

{"type":"article","id":1319,"isAuthenticated":false,"user":null}