Время прочтения - 5 мин.
Пандемия стала суровым испытанием для издательств и продавцов печатной продукции. Месяцами закрытые магазины и проблемы типографий не прибавляли оптимизма. Тем неожиданнее стал апрельский бум книжных продаж в Великобритании и ряде других стран. Сохранится ли рост рынка, и какие жанры заставят раскошелиться покупателей?
Электроника vs бумага
Погружение в интригу, сопереживание героям, путешествие по выдуманному миру… Для любителей чтения это — ни с чем не сравнимое удовольствие. Однако в допандемийные времена отмечалось значительное снижение спроса на литературу как в электронном, так и в бумажном формате. В 2013 году британская компания Nielsen Book отметила 4% падение продаж изданий по сравнению с 2012-м. Наименьший интерес был проявлен к печатным экземплярам — их покупали на 6,5% реже.
Несмотря на общее оскудение интереса, количество покупок электронных текстов с 2012 года выросло на 5%. При этом цена на цифровых издания оставалась довольно низкой и принесла компаниям только 14% от общего объема выручки. В 2014-м в отношении британцев к печатному слову произошел переворот: общие продажи увеличились на 4%, активизировался интерес к электронным ресурсам, где общая выручка составила £2,2 млрд. На тот момент это был мировой рекорд.
Однако спустя всего семь лет стоимость некоторых книг в цифровом формате подскочила невероятно. В нынешнем году цена поднялась на 500% по сравнению с предыдущим. Студенты, преподаватели, ученые возмущены, ведь многие изучают дисциплины и работают дистанционно, и для этого необходим доступ к источникам.
Конечно, в первую очередь на подорожание электронных каталогов повлияло повышение спроса. Однако не только пандемия добавила масла в огонь — в конце 2020 года в Британии был отменен НДС на электронные и бумажные издания.
«Это благое дело, но издатели манипулируют рынком, взвинчивая цены из-за коронавируса. Мы пытаемся поддержать студентов во время беспрецедентного кризиса общественного здравоохранения, а они делают ситуацию сложнее», — отмечает Джоанна Андерсон, библиотекарь Университета Глостершира.
Но несмотря на ситуацию, продажи электронных версий книг увеличились. Издательство Bloomsbury сообщило, что благодаря спросу на цифровые учебные материалы, реализация поднялась на 47%.
Сегодня в фаворе — не только обучающая литература. Растет интерес и к художественному чтиву, что подтверждает исследование аналитического агентства Statista Advertising & Media Outlook. Больше всего традиционные жанры популярны в Индии, Франции и Германии.
В книжных лавках — не протолкнуться
Российский книжный рынок во время пандемии сократился на 12%, однако в 2021 году также отмечается его постепенное восстановление. По словам президента издательской группы «Эксмо-АСТ» Олега Новикова, при условии улучшения эпидемиологической ситуации уже скоро объемы продаж могут выйти на уровень 2019 года.
В 2020-м всего лишь 22,7% американцев предпочли электронные издания, 45% выбрали бумажный вариант. В Китае цифровой формат по вкусу 24% жителей, а традиционный — 32%. Среди россиян процент любителей типографской продукции еще выше — 54%, интернет-аналоги предпочитают лишь 30% опрошенных. Об этом свидетельствует опрос, проведенный «Яндексом».
Британия не отстает. Исследовательская компания Nielsen BookScan сообщила, что в 2020 году в стране купили более 200 миллионов экземпляров традиционных томов — на общую сумму £1,76 млрд. По сравнению с 2019 годом цифра увеличилась на 5,2%. По оценке Nielsen, такого не было с 2012-го. Позитивный результат получен несмотря на длительные перерывы в работе торговых точек. Очевидно, у англичан появилось много времени для чтения — больше, чем в любой другой стране мира.
Последний бум продаж печатных изданий произошел в апреле, в период, когда британские магазины опять распахнули двери. В первую неделю месяца было продано почти 4 млн томов. Многие владельцы книжных лавок с изумлением наблюдали за тем, как люди полной грудью вдыхают запах типографской краски и вообще ведут себя, как дети в кондитерской.
«Продажи были отличными. Первые несколько дней недели были похожи на Рождество. И старые, и новые клиенты терпеливо выстраивались в очередь. Это здорово — вернуться в бизнес», — говорит Альфред Рид из Западного Йоркшира.
Любопытно, что среди «удаленщиков» повышенным спросом пользуются так называемые книжные полки, создающие нужный деловой настрой во время видеоконференций. В январе компания Bookbarn International, до пандемии поставлявшая печатную продукцию для проведения съемок фильмов и телевизионных программ, зафиксировала повышенный спрос. Заказы были как на небольшие коллекции изданий, так и на полновесные библиотеки. Некоторые покупали книги, другие брали их в аренду.
Один из клиентов заметил: «Книжный стеллаж придал домашнему кабинету другой вид, создал упорядоченное пространство, позволяющее продуктивно работать в удаленном режиме».
Что на полках у современного читателя?
Пандемия заперла в четырех стенах множество людей. Ограничения на передвижение привели к повышению спроса на фэнтези и фантастику, издания по социологии, кулинарии, сборники мемуаров и воспоминаний. Также весьма популярна литература для детей.
Согласно информации от Nielsen, в это время наиболее востребованными оказались:
- «Мальчик, крот, лиса и конь» (Чарли Макки);
- «Клуб убийств по четвергам» (Ричард Осман);
- «Девушка, женщина, иная» (Бернардина Эваристо);
- «Худшие родители в мире» (Дэвид Уоллиамс и Тони Росс).
Издательство Bloomsbury отметило актуальность продаж:
- «Почему я больше не говорю с белыми о расе» (Рени Эддо-Лодж);
- «Город Полумесяца. Дом Земли и Крови» (Сара Дж. Маас);
- «Человечество» (Рутгер Брегман).
Среди русскоязычных авторов журнал Esquire выделил:
- «Птицы жизни» (Александр Стесин);
- «Моя стихия — большие внутренние волнения» (Алиса Коонен);
- «Грифоны охраняют лиру» (Александр Соболев);
- «Три персонажа в поисках любви и бессмертия» (Ольга Медведкова).
Востребованный хэппи-энд
Переход на работу в удаленном формате, самоизоляция, дефицит общения повлияли на людей. У многих появилось свободное время, которого не было прежде. Кое-кто намеренно уходил от реальности, погружаясь в выдуманный мир — чтобы отвлечься, избежать стресса. Ожидается, что тренд сохранится и дальше. Особенно востребованными, по мнению социологов, будут истории, которые венчает хэппи-энд.
Что касается будущего отрасли, то эксперты уверены: в ближайшие 10 лет физический облик книги кардинально изменится. Традиционные издания уже уступают место электронным, и процесс этот развивается неуклонно.
Впрочем, какое-то количество в бумажном формате все же будет выпускаться. Не случайно же в английском языке есть особое словое luddite — человек, испытывающий неприязнь к новым технологиям. Возможно, именно такие люди затормозят уход в историю эпохи шелеста страниц.
Подпишись на наш телеграм канал
только самое важное и интересное