COVID-19 в Республике Беларусь: реакция властей и консолидация гражданского общества

COVID-19 в Республике Беларусь: реакция властей и консолидация гражданского общества

18.12.2020

Время прочтения - 7 мин.

Пандемия COVID-19 определила новые векторы развития гражданского общества и социальных институтов Республики Беларусь. Стоит отметить, что влияние кризиса на эволюцию гражданского общества существенно отличалось в национальном и стратегическом измерениях. 

Так, на национальном уровне значительно расширились возможности для общественного активизма (медицинское волонтерство, социальная помощь и т.п.), а в стратегическом плане появились проблемы в отношении гражданских прав и свобод, вызванные необходимостью лимитировать передвижения граждан и применять меры самоизоляции. 

Согласно с международным правом, действия, ограничивающие такие свободы и другие права, должны быть строго необходимыми, пропорциональными, ограниченными во времени, осуществляться для законных целей (например, для охраны здоровья населения) и применяться без дискриминации.

По скандинавскому варианту

Правительство Республики Беларусь решило пойти по пути Швеции, которая в начале пандемии не стала вводить полный карантин. Меры социального дистанцирования, в т.ч. ношение масок и перчаток на первичном этапе (с марта по сентябрь 2020 г.) носили исключительно рекомендательный характер. 

Государственные органы директивно указывали лишь на обязательность соблюдения двухнедельного карантина (по прибытии в РБ из стран, где ситуация с пандемией более сложная) и самоизоляции лиц, получивших положительный результат теста на COVID-19, а также членов их семей (возможных контактов первого уровня). Тем самым власти стремились, не нарушая прав граждан, обеспечить максимально мягкое прохождение этого кризиса для общественности.

Экономические и социальные последствия карантина и мер «социального дистанцирования» могут по-разному влиять на социально-экономическое положение граждан. И, разрабатывая меры реагирования на распространение пандемии, органы правительства РБ учитывали это. 

Акцент на сохранение занятости

В этих условиях Республика Беларусь не может стимулировать экономику многомиллионными вливаниями, как это делают ведущие страны мира, поэтому приоритетом для государства стало максимальное сохранение занятости — единственного источника доходов для большинства населения. Для этого власть сделала все необходимое, чтобы не останавливать экономическую деятельность, несмотря на всеобщий карантин, введенный соседними странами. 

В Минске справедливо отмечали, что ценой станет резкое обеднение граждан, рост преступности, падение доходов бюджета и отсутствие средств на финансирование медицины и другие критические расходы. Сейчас есть много разных идей, как стимулировать экономику, на что правительство Республики Беларусь делает ставку.

Сегодня уже нельзя назвать ни одной сферы общественной жизни, которая бы не подверглась влиянию пандемии. Прямо или косвенно последствия распространения по миру вируса COVID-19 ощущают все — государственные структуры, крупный и малый бизнес, граждане большинства стран.

Краш-тест для всех систем

Эффективность работы социальных институтов в Республике Беларусь во многом доказывается именно сегодня. Медицинские учреждения адекватно реагируют на пандемический кризис, успешно амортизируют наиболее болезненные проявления заболеваний. Смертность от COVID-19 в РБ значительно ниже показателя развитых стран, что еще раз подтверждает действенность работы системы здравоохранения.

По состоянию на 8 декабря в Беларуси зарегистрированы 150 602 человека с положительным тестом на COVID-19 (7 декабря было 148 953), то есть прирост за сутки составил 1 649 человек. Рекордный суточный показатель зарегистрирован 5 декабря — 1 896 человек. Всего в стране проведено более 3,5 млн тестов. 

В Беларуси находятся 0,22% от всех протестированных заболевших коронавирусом в мире. Из них 1 222 умерло, 127 528 выздоровело, а всего болеющих — по последней информации — 21 852 человека. При этом смертность от коронавируса в РБ (0,81%) ниже показателя развитых стран (1,5—2,2%), что также свидетельствует о правильно выбранной тактике правительства. 

С целью стимулирования деятельности медиков, Президентом Республики Беларусь издан Указ от 16 апреля 2020 г. № 131 «О материальном стимулировании работников здравоохранения». Согласно документу, выплаты по работе с больными COVID-19 варьировались от 300 до 4 000 руб. ($115—$1 500). 

Среди наиболее уязвимых во время пандемии — люди с низким уровнем доходов, изолированное сельское население, лица с сопутствующими заболеваниями, с инвалидностью, граждане без определенного места жительства, пожилые люди, которые живут сами или в социальных учреждениях, мигранты с ограниченным доступом к услугам здравоохранения и др. 

Практически нет сомнения, что кризис станет настоящим «краш-тестом» — проверкой жизнеспособности современных общественно-политических институтов. Не стало исключением и гражданское общество, которое, очевидно, также должно меняться. 

Уже сейчас множество общественных организаций в Республике Беларусь вынуждены отменять свои мероприятия и программы, отказываться от многих планов, начинать строить антикризисные стратегии — и все это в условиях удаленной работы и сложной прогнозируемости будущего. 

Антикризисные инициативы

В то же время гражданское общество уже занимает видное место в решении проблемы пандемии COVID-19. С помощью различных инициатив. Неправительственные общественные организации сосредотачивают деятельность на таких направлениях, как разнообразная помощь медицинским и иным службам, которые непосредственно борются с распространением вируса и занимаются лечением людей; ведут сбор средств и необходимых вещей для людей преклонного возраста, других уязвимых групп и малообеспеченных семей; предоставляют бесплатные юридические консультации по вопросам трудовых прав в период карантина. Это привлечение к проектам по борьбе против COVID-19 с частным, международным и правительственным финансированием; организация онлайн-курсов по обучению людей действиям в сложных ситуациях.

Например, в Республике Беларусь, как и в развитых странах, новый подъем сегодня переживает волонтерское движение. Очевидно, определенные надежды на волонтеров возлагает и белорусская власть, ведь уделить должное внимание всем социальным проблемам, вызванным пандемией, достаточно сложно. Однако активная часть общественности не должна подменять собой власть и брать на свои плечи задачи, которые в первую очередь следует решать государству (законодательные изменения, централизованная финансовая помощь и тому подобное).

Экзамен сдан успешно

Можно сказать, что на уровне отдельных стран пандемический кризис выполнил функцию индикатора способности гражданского общества органов власти оперативно реагировать на сложные ситуации. Этот тест Беларусь, в контексте совместной работы гражданского общества и институтов власти, успешно прошла. 

Так, если в РБ правительственный общественный сектор оказался более подготовленным к вызовам пандемии, то в других (а это большинство западных стран) о каком-то системном государственно-общественном партнерстве в преодолении кризиса речь не идет. Причем именно страны с прочными традициями и ощутимым преобладанием государственного сектора над неправительственным (Китай, Южная Корея) сейчас достигли больших успехов в локализации вирусной опасности. Следовательно, по мере усиления дилеммы между гражданскими правами и эпидемиологической безопасностью («свобода или здоровье»), имиджевые потери демократии как общественного уклада могут становиться все очевиднее.

Как представляется, постпандемическое социально-экономическое развитие Республики Беларусь в идеале должно быть результатом консолидированного решения, а к его выработке будут привлекаться представители государственных институтов и организаций гражданского общества.

Подпишись на наш телеграм канал

только самое важное и интересное

Подписаться
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читать также

Американский орел расправляет крылья

Американский орел расправляет крылья

Настигнет ли Америку экономический спад в 2023 году? Удастся ли ФРС взять под контроль инфляцию, не отправив бизнес в нокаут? Справятся ли Штаты с новыми вызовами, усиливающими традиционные геополитические риски?

29 декабря 2022 г.

Экономический кризис 2022 года, или Что случилось с мировой экономикой?

Экономический кризис 2022 года, или Что случилось с мировой экономикой?

Ситуация на мировом экономическом рынке буквально подошла к краю пропасти: о скором наступлении рецессии говорят многие факторы. Что же происходит в мире и почему экономическая ситуация так стремительно ухудшается?

14 декабря 2022 г.

Индийский слон сбавляет ход

Индийский слон сбавляет ход

На фоне мрачных перспектив глобального хозяйства экономическая ситуация в Индии остается «лучом света». Но надолго ли? Какие риски и вызовы ждут прежде весьма динамичную индийскую экономику? Ищем ответы на эти вопросы в статье — первой из серии экономических прогнозов по ключевым странам мира.

1 декабря 2022 г.

Снимаем деньги с украинской банковской карты в Польше

Снимаем деньги с украинской банковской карты в Польше

Немалое количество граждан Украины из-за военных действий на территории страны эмигрировало в Польшу. И теперь одной из главных проблем для них является поиск возможности снятия средств с украинских карт и пересылки денег на родину. Какими способами это можно сделать — рассказываем в нашем материале.

30 ноября 2022 г.

Интрига вокруг российского бюджета

Интрига вокруг российского бюджета

После профицитного бюджета-2021 Россия — вопреки всем прежним прогнозам — возвращается к бюджетному дефициту. Возможно, на целых три года подряд. Уже в следующем году дефицит составит ₽2,9 трлн, или 2% ВВП. Насколько реалистичны надежды властей, что «дыру» в казне удастся закрывать за счет внутренних заимствований? Как это может повлиять на инфляцию?

9 ноября 2022 г.

{"type":"article","id":977,"isAuthenticated":false,"user":null}