Куда деньги нести: что показало стресс-тестирование банков Украины

Куда деньги нести: что показало стресс-тестирование банков Украины

08.02.2022

Время прочтения - 8 мин.

Период массового закрытия финансово-кредитных учреждений страны пришелся на 2014–2015 годы. Тогда в адрес НБУ — за неспособность своевременно предотвратить кризис — звучала обоснованная критика. Во многом оппоненты были правы, ведь в число главных функций регулятора входят банковский надзор и оперативное реагирование на любые проблемные моменты в секторе.

Впрочем, банковский кризис 2014–2015 гг. стал еще и отличной встряской для Нацбанка. Регулятор прислушался к рекомендациям МВФ и начал регулярно проводить стресс-тесты украинских банков для оценки степени их надежности. Раньше эти проверки носили закрытый характер, а с недавних пор НБУ публикует все выводы и данные. Теперь и у жителей страны появилась возможность с высокой степенью достоверности оценить перспективы любого украинского банка и избежать досадных ошибок при выборе финансово-кредитного учреждения.

Стресс-тест: что это такое и зачем он нужен

НБУ постоянно получает от банков максимально полную информацию об их активах и пассивах. Эти данные позволяют анализировать «состояние здоровья» учреждений и выявлять риски разного рода. Эксперты регулятора проводят анализ с учетом двух вариантов развития событий — базового и рискованного сценария.

Базовый сценарий основан на гипотезе о том, что экономике Украины удастся избежать кризисов, а ситуация будет развиваться в оптимистичном русле. Базовый вариант спецы считают оптимальным прогнозом событий в банковском секторе и экономике страны на ближайшее время.

Рискованный сценарий (он же «неблагоприятный») строится на предположении о высокой вероятности кризиса или существенного ухудшения экономической ситуации. Это и есть тот самый «стресс», способный создать серьезные проблемы финансовому сектору и экономике Украины, причем некоторые банки не смогут его пережить и банально обанкротятся. Важно, что стресс-тестирование не ограничивается выявлением рисков по каждому финансово-кредитному учреждению, но предлагает и необходимые шаги, позволяющие ему успешно пережить потенциальный кризис.

Ахиллесова пята украинских банков

Почему в 2014–2015 гг. финансово-кредитные учреждения так массово закрывались? В чем их главное слабое и уязвимое место?

Банковский бизнес основан на модели финансового посредничества. С одной стороны, учреждения собирают денежные ресурсы — депозиты, остатки на расчетных и карточных счетах клиентов, межбанковские кредиты и средства от размещения своих облигаций. С другой стороны, все эти деньги инвестируются в различные активы — прежде всего в кредиты для физических и юридических лиц.

Если в стране нет кризиса, кредиты погашаются без особых проблем, и банки могут без стресса выплачивать проценты по депозитам, возвращать вклады и проводить платежи по счетам. Но когда в государстве бушует кризис, погашение кредитов и даже выплата процентов останавливается (или этот процесс существенно осложняется). Банки теряют возможность нормально функционировать. В результате деятельность учреждений фактически приостанавливается.

Чтобы выстоять в подобной критической ситуации, банку необходим достаточный капитал, позволяющий своими силами возвращать депозиты и обеспечивать расчеты между клиентами в период кризиса. По сути, капитал — это основа надежности банка, его последний рубеж, обеспечивающий возможность удержаться на плаву и не закрыться.

Поэтому НБУ при проведении стресс-теста первым делом определяет, хватит ли банку собственного капитала в неординарной ситуации. Если средств явно недостаточно, НБУ ставит перед учреждением задачу по увеличению капитала. В этом и есть главная цель стресс-теста — выявить ахиллесову пяту банков.  Конечно же, проводить упомянутые расчеты следует не только по базовому, но и по рискованному (или неблагоприятному) сценарию.

Что показало стресс-тестирование?

Сейчас на сайте НБУ размещены итоги свежего стресс-теста 30 украинских банков по итогам минувшего года. Выводы прогнозируемы и логичны: с максимумом рисков сегодня в первую очередь сталкиваются государственные финансово-кредитные учреждения — «Ощадбанк», «Укрэксимбанк», «Укргазбанк».

Это вовсе не значит, что они оказались в критическом состоянии и вот-вот разорятся. Данные стресс-теста говорят лишь о необходимости увеличения капитала на случай кризиса: на ₴7 млрд — для «Ощадбанка», на ₴12 млрд — для «Укрэксимбанка» и на ₴3 млрд — для «Укргазбанка». По базовому сценарию у них более чем достаточно капитала.

Что касается частных банков, максимум рисков регулятор увидел у «Мегабанка». Этому учреждению следует оперативно нарастить капитал — и по базовому, и по неблагоприятному сценарию — как минимум, на ₴2 млрд. В противном случае возникнут риски для средств клиентов.

По некоторым банкам регулятор предъявил относительно скромные требования по увеличению капитала в условиях неблагоприятного сценария. В перечень вошли «Форвард», «Львов», «Таскомерц», «МТБ», «Банк инвестиций и сбережений», «Альянс», «Глобус», «Акордбанк».

Как выяснилось, у других «частников» достаточно капитала даже при реализации рискованного сценария.

По «Мегабанку» НБУ уже принял соответствующее решение: регулятор обязал собственников учреждения исправить ситуацию до середины 2022 года. Остальным банкам НБУ тоже установил требования по наращиванию капитала, но сроки выполнения поставленной задачи растянуты на длительный промежуток времени. В Нацбанке не видят критической необходимости в резком повышении капиталов учреждений этой группы.

Как банку увеличить капитал?

Эту задачу можно решить несколькими путями. Первый — это увеличение уставного фонда за счет средств собственников банка. В некоторых случаях НБУ ставил владельцев перед жестким выбором: либо нарастить капитал своими силами, либо самоликвидироваться. Относительно недавно несколько украинских банков приняли решение о ликвидации, поскольку собственники отказались вливать в уставный фонд дополнительные средства. Процесс добровольной ликвидации предполагает погашение всех депозитов и расчет по долговым обязательствам за счет продажи активов.

Второй путь состоит в повышении рентабельности и перенаправлении прибыли в капитал банка. У собственников есть выбор — можно направить прибыль на выплату дивидендов или на увеличение капитала. Когда финансово-кредитное учреждение нуждается в докапитализации, НБУ обязывает владельцев временно отказаться от выплат дивидендов ради увеличения капитала за счет прибыли.

Есть и третий путь — он позволяет уменьшить необходимость в наращивании уставного фонда. Для этого следует избавиться от рискованных активов — прежде всего от сомнительных, просроченных и беззалоговых кредитов. Такая «очистка» банка от рисковых активов позволяет существенно повысить показатели его надежности. Отпадет и необходимость в увеличении капитала.

Сегодня этот вариант выбрали госбанки. Они проводят ревизии и избавляются от сомнительных, непрофильных и рисковых активов. Такой подход действительно может улучшить баланс «Ощадбанка», «Укрэксимбанка» и «Укргазбанка». Во всяком случае, им уже не придется наращивать капитал.

Как повысить устойчивость финансовой системы?

Сейчас ситуация в банковском секторе стабильна, а риск банкротства кредитных учреждений невысок. Исключением остается «Мегабанк», но, скорее всего, собственники просто нарастят капитал.

Многие украинские банки по этому показателю превосходят стандарты с большим запасом. Во многом это объясняется медленным и откровенно слабым развитием кредитования в последние годы. Сейчас финансовые учреждения все чаще инвестируют деньги в ОВГЗ, ведь облигации выглядят очень надежным активом, а риск их непогашения — крайне низким.

Но невысокие темпы кредитования плохо отражаются на экономике Украины в целом. Поэтому перед НБУ стоит непростая задача — учитывая результаты стресс-тестирования, начать стимулировать у банков готовность активно кредитовать бизнес и ипотеку. Только так можно повысить устойчивость и укрепить потенциал сектора.

Подпишись на наш телеграм канал

только самое важное и интересное

Подписаться
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читать также

Что такое ИОДА, и почему украинский бизнес ничего хорошего не ждет

Что такое ИОДА, и почему украинский бизнес ничего хорошего не ждет

Приоритетной задачей украинских предприятий сейчас остается необходимость пережить военное время с минимальными потерями. Всем ли это удается? Расскажет индекс ожиданий деловой активности.

17 ноября 2022 г.

Россия возобновляет зерновую сделку с Украиной

Россия возобновляет зерновую сделку с Украиной

В среду фьючерсы на пшеницу в Чикаго упали на 6,7%, поскольку продовольственный рынок благосклонно воспринял новость о возвращении РФ в программу экспорта украинского зерна через Черное море.

2 ноября 2022 г.

Китайский кризис на рынке недвижимости набирает обороты

Китайский кризис на рынке недвижимости набирает обороты

Кризис задолженности Китая по имущественным долгам вступает в новую фазу, поскольку даже частично поддерживаемые государством застройщики и гиганты частного сектора находятся в бедственном положении. За последние 24 часа ситуация на рынке недвижимости в Китае еще больше обострилась. Спад продаж жилья усилился, поэтому акции крупнейших компаний сектора торгуются на рекордно низком уровне. Ценные бумаги Greenland Holding Group Co, частично принадлежащей правительственным структурам и считающейся...

1 ноября 2022 г.

Искусственный интеллект для банка: ТОП-5 сфер эффектного применения

Искусственный интеллект для банка: ТОП-5 сфер эффектного применения

На реальных примерах опишем 5 кейсов использования искусственного интеллекта в банковском секторе. Расскажем, какие блага ИИ может принести банкам, и почему иногда это не только большая выгода, но и огромные репутационные и финансовые риски.

1 ноября 2022 г.

Нацбанк Швейцарии терпит рекордные убытки

Нацбанк Швейцарии терпит рекордные убытки

Национальный банк Швейцарии потерял более 142,2 млрд швейцарских франков ($142,60 млрд) за девять месяцев 2022 года. Это самые большие убытки финансовой организации за ее 115-летнюю историю. Представители Нацбанка объяснили рекордные убытки ростом процентных ставок и укреплением швейцарского франка. Все это значительно снизило стоимость иностранных инвестиций старейшей кредитной организации. Из-за падения стоимости акций и облигаций Нацбанк потерял около 141 млрд франков. Банковская система Ш...

31 октября 2022 г.

{"type":"article","id":2682,"isAuthenticated":false,"user":null}