e-CNY: сможет ли Китай переформатировать финансовую архитектуру мира

e-CNY: сможет ли Китай переформатировать финансовую архитектуру мира

19.07.2021

Время прочтения - 11 мин.

В июне четыре провинции КНР, включая лидера по майнингу биткоина — Внутреннюю Монголию — решили полностью запретить добычу криптовалют, что вызвало обвал котировок, эмитируемых на базе распределенного реестра денег.

Многие эксперты увидели в этом не столько стремление официального Пекина ограничить энергопотребление, сколько попытку создать более благоприятные условия для продвижения собственной альтернативы набирающим популярность криптовалютам — национальному цифровому юаню, проект создания которого запущен еще в 2014 году.

Амбициозные устремления Поднебесной

Завоевав в 2010 году статус второй экономики мира и опередив Японию, Китай явно не намерен оставаться на вторых ролях в трансформирующейся глобальной финансовой системе, в которой доминирующую роль по-прежнему играет доллар. В качестве резервной валюты на последний приходится примерно 40% международных финансовых транзакций (еще около 36% — на евро), а на китайский юань — не более 2,5%.

Притом что и данный результат достигнут относительно недавно. Еще в 2000 году во внешней торговле КНР юань практически не использовался, но к 2015 году на расчеты по экспортно-импортным операциям в национальной валюте приходилось уже $1,2 трлн, т. е. почти треть от всего внешнеторгового оборота страны.

В Китае прекрасно понимают, что изменить сложившуюся мировую финансовую систему в рамках существующих институтов практически невозможно. Поэтому Пекин делает ставку на новые технологии, в которых страна может стать первопроходцем — блокчейн и первую основанную на распределенном реестре цифровую валюту центрального банка (DCEP). Однако чтобы предлагаемая новая валюта была конкурентоспособна, она должна более эффективно выполнять все функции денег как внутри страны, так и в качестве международной расчетной единицы.

 

Место CBDC в категориях различных видов валют. Источники — Goldman Sachs/Nation And State

 

В ожидании новых денег

Для внедрения цифрового юаня на внутреннем рынке КНР уже имеются прекрасные предпосылки. Согласно исследованию PwC, в 2019 году 96% населения Китая регулярно совершало онлайн-покупки. При этом до настоящего времени 400 млн граждан не имеют счета в банке. Зато повсеместно распространены мобильные платежи — их используют более 80% пользователей смартфонов. Объемы подобных транзакций выросли с менее чем $600 млрд в 2014 году до примерно $15 трлн в 2020 году.

Мобильные платежи в КНР: рост из года в год. Источник — DCEP

 

Под уже имеющийся спрос власти Китая создают и всю необходимую инфраструктуру. В 2020 году появился Национальный фонд развития блокчейна. В числе его официальных задач обозначены: защита суверенитета, повышение эффективности системы управления государством, а также ускоренное экономическое развитие. Одним из важных шагов на этом направлении стал запуск в апреле 2020 года Национальной блокчейн-сети (BSN) — аналога интегрированной среды разработки Microsoft Azuro, позволяющей пользователям создавать собственные блокчейн-приложения и программы.

Все это позволяет Китаю лидировать в практической реализации проекта создания национальной цифровой валюты. Первые работы начались еще в 2014 году по двум основным направлениям: создание системы электронных платежей для розничной торговли и формирование инфраструктуры для трансграничных расчетов между финансовыми учреждениями.

Тестирование DCEP в Китае началось 17 апреля прошлого года. В последующие 12 месяцев Национальный банк провел не менее шести новых раундов, охвативших Пекин, Шанхай, Шэньчжэнь и Чэнду и включавших в общей сложности более 700 000 человек. Проверялась работа приложений для смартфонов, аналогичных кредитным картам кошельков и других носителей, к примеру, горнолыжных перчаток. Также осуществлялись и трансграничные расчеты. Новая валюта получила официальное название e-CNY.

Следующим важным этапом тестирования должны стать зимние Олимпийские игры в Пекине в начале 2022 года. Власти КНР планируют, что всем иностранным участникам предоставится возможность осуществлять все свои платежи в цифровом юане.

 

Пекин готовит дебют цифрового юаня. Источник — Coindesk

 

Что Китай готов предложить рынку

Стремясь завоевать доверие потенциальных пользователей внутри страны и за ее пределами, в Пекине перечисляют несколько преимуществ цифрового юаня в качестве альтернативной доллару валюты.

Прежде всего — защищенность от спекулятивных взлетов и падений курса криптовалют. Это, пожалуй, одно из главных потенциальных достоинств первого государственного стейблкойна, жестко привязанного к юаню. Именно нестабильность криптовалют до сих пор является ключевым фактором, не позволяющим биткойну и другим его аналогам закрепиться в качестве широко используемого средства платежа. На высокую волатильность традиционных криптовалют еще в 2016 году указывал, среди прочих, заместитель председателя Народного банка Фань Ифэй. Одно из последних потрясений рынок криптовалют пережил буквально в последние месяцы.

Так, своего текущего максимума в $64 900 биткоин достиг 14 апреля, а 19 мая и 22 июня его курс падал до $28 600 и $28 700 соответственно. Сейчас ведущая мировая криптовалюта тестирует уровень в $36 000. Альткоин Uniswap выходил на пик в $44,6, а 23 мая опустился до $13,1. Одна из самых популярных криптовалют 2021 года — Dogecoin — пережила перепад с $0,72 (8 мая) до $0,16 (22 июня). И подобные стремительные колебания, которые цифровые валюты переживают уже не в первый раз, делают их малопригодными для использования в качестве платежного средства.

Второе, что готов предложить рынку Китай — устранение посредников и минимальные комиссии. Платежи будут осуществляться мгновенно и непосредственно между пользователями — даже без задействования интернета или мобильной связи. Более того, для расчетов не требуется и банковский счет, что делает e-CNY полным аналогом наличных денег. Каждый выпущенный в обращение киберюань будет заменять наличный. Банкам — как и рядовым пользователям — при осуществлении транзакций в e-CNY необходимо будет резервировать 100% средств.

Третье, на что обращают внимание власти Китая и многие эксперты в качестве фактора, привлекательного как минимум для определенного круга пользователей — это возможность использования e-CNY странами, компаниями и физлицами, которым международные платежи в долларах недоступны из-за санкций США.

Однако у такой риторики есть и обратная сторона. Утверждая, что использование цифрового юаня позволит уйти из под контроля американских финансовых регуляторов, китайские власти, по сути, предлагают попасть под контроль Национального банка Китая. И здесь уже встанет вопрос: какой контроль для большинства участников рынка предпочтительнее — со стороны США или КНР.

Кому и в каких случаях следует опасаться ограничительных действий со стороны американских властей, за многие десятилетия доминирования доллара, рынку, в целом, понятно: финансирование терроризма, сотрудничество с государствами, которые официально включены в списки стран, враждебных по отношению к США, уклонение от уплаты налогов и т. п. Как поведет себя правительство Китая, когда получит реальные инструменты контроля трансграничных финансовых операций, пока остается неизвестным. Но то, что интересы государства и собственное понимание национальной безопасности может перевесить экономические соображения, исключать нельзя.

Конкурентная среда

Согласно исследованиям Банка международных расчетов, проведенному в начале 2021 года, 86% из 65 центральных банков мира — участников этой финансовой организации —рассматривают возможность введения собственной цифровой валюты. Причем большинство из них — 60% — уже начали реализовывать первые шаги в этом направлении, а 14% — запустили пилотные проекты.

Достаточно скептически к идее введения национальной цифровой валюты пока относятся США. Председатель Федеральной резервной системы Джером Пауэл, говоря о необходимости внимательно отнестись к перспективам создания цифрового доллара, отмечал, что Соединенным Штатам в этой сфере не обязательно быть первыми, главное, чтобы все было «сделано правильно». Имея доминирующее положение в мировой финансовой системе, американские монетарные власти, вероятно, рассчитывают дать возможность Китаю совершить ошибки, которых самим можно будет избежать. Аналогичным образом высказывался и член Совета управляющих ФРС Лейл Брейнард, заявивший, что цифровой доллар будет рассматриваться лишь как опция, дополняющая наличные деньги и другие средства платежа.

Тем не менее частные финансовые институты ведущего игрока на мировом рынке уже реализуют собственные инициативы или участвуют в транснациональных проектах по созданию цифровых валют. К примеру, JPMorgan и международная инвестиционная компания Temasek приняли участие в пятилетнем эксперименте Сингапура по выстраиванию основанной на блокчейне системы трансграничных расчетов. Facebook летом 2019 года презентовал проект собственной криптовалюты Libra, привязанной к нескольким фиатным денежным единицам, включая доллар. Появившиеся вскоре после этого заявления китайских властей о тестировании цифрового юаня многие эксперты сочли тогда именно реакцией на планы крупнейшей мировой социальной сети.

Удобство, скорость и низкие комиссии против анонимности

Главным вопросом, который волнует экспертов, анализирующих перспективы e-CNY, остается то, насколько анонимными смогут оставаться пользователи новой цифровой валюты и базирующиеся на ней расчетные системы. Ведь именно это является главным преимуществом криптовалют, с которыми e-CNY придется конкурировать наравне с долларом. Сами монетарные власти Китая говорят о «контролируемой анонимности»: степень раскрытия пользователем информации о себе будет зависеть от объемов совершаемых им операций.

Т. е. на уровне каждого индивида будет возникать дилемма: насколько он готов раскрыть свои данные непосредственно перед правительством Китая ради тех преимуществ, которые даст цифровой юань.

Впрочем, внутри КНР эта проблема стоит не столь остро. Ведущие на сегодняшний день системы электронных платежей — WeChat Pay и Alipay — которыми в совокупности пользуются 2,5 млрд человек во всем мире и на которые приходится 98% мобильных платежей в Китае, еще с 2017 года начали хранить деньги клиентов на счетах Народного банка. Т. е. в плане анонимности для пользователей мало что изменится. Если операции с цифровым юанем окажутся дешевле и удобнее, то они будут переходить на него.

Возможно, поэтому сегодня официальный Пекин заявляет, что с введением национальной цифровой валюты сервисы WeChat Pay и Alipay не прекратят свою работу. Таким образом Китай сможет протестировать свой проект уже в условиях реальной конкуренции. И если e-CNY выйдет победителем на внутреннем рынке, это подтвердит его жизнеспособность и на внешних. Пока же функционал киберюаня, как показали отзывы тестировавших его пользователей, уступает традиционным платежным сервисам. В частности, набор возможных действий ограничен входом в кошелек, обменом цифровыми активами, денежными переводами и мобильными платежами, оплатой по QR-коду и историей использования.

Что касается внешних рынков, то пока сложно спрогнозировать, какой выбор сделают пользователи, привыкшие к использованию в своих расчетах долларов и евро, когда встанет вопрос предоставления своих личных данных Народному банку Китая с его жестким контролем за движением капитала.

За кем будет последнее слово

Безусловные успехи КНР в создании цифровой инфраструктуры на базе новых для рынка блокчейн-технологий вполне вероятно войдут в учебники экономической теории — как один из примеров преимуществ плановой экономики. Концентрация ресурсов на стратегически важных направлениях позволяет добиваться быстрых и значимых результатов, создавать целые новые индустрии, реализовывать масштабные, требующие огромных финансовых затрат, проекты.

Однако насколько долговременным и устойчивым будет это лидерство, зависит уже от того, что именно — пусть с опозданием, но неизбежно — смогут предложить и другие участники рынка. В любом случае, главное слово в итоге скажут частные и институциональные игроки, за которыми останется свобода выбирать поставщиков этой специфичной, но все равно услуги — цифровых денег.

 

Источники: Coindesk, Forkast, Boxmining, Forbes, NationAndState, Newsweek, DCEP, Goldman Sachs

Подпишись на наш телеграм канал

только самое важное и интересное

Подписаться
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читать также

Американский орел расправляет крылья

Американский орел расправляет крылья

Настигнет ли Америку экономический спад в 2023 году? Удастся ли ФРС взять под контроль инфляцию, не отправив бизнес в нокаут? Справятся ли Штаты с новыми вызовами, усиливающими традиционные геополитические риски?

29 декабря 2022 г.

Экономический кризис 2022 года, или Что случилось с мировой экономикой?

Экономический кризис 2022 года, или Что случилось с мировой экономикой?

Ситуация на мировом экономическом рынке буквально подошла к краю пропасти: о скором наступлении рецессии говорят многие факторы. Что же происходит в мире и почему экономическая ситуация так стремительно ухудшается?

14 декабря 2022 г.

Индийский слон сбавляет ход

Индийский слон сбавляет ход

На фоне мрачных перспектив глобального хозяйства экономическая ситуация в Индии остается «лучом света». Но надолго ли? Какие риски и вызовы ждут прежде весьма динамичную индийскую экономику? Ищем ответы на эти вопросы в статье — первой из серии экономических прогнозов по ключевым странам мира.

1 декабря 2022 г.

Снимаем деньги с украинской банковской карты в Польше

Снимаем деньги с украинской банковской карты в Польше

Немалое количество граждан Украины из-за военных действий на территории страны эмигрировало в Польшу. И теперь одной из главных проблем для них является поиск возможности снятия средств с украинских карт и пересылки денег на родину. Какими способами это можно сделать — рассказываем в нашем материале.

30 ноября 2022 г.

Интрига вокруг российского бюджета

Интрига вокруг российского бюджета

После профицитного бюджета-2021 Россия — вопреки всем прежним прогнозам — возвращается к бюджетному дефициту. Возможно, на целых три года подряд. Уже в следующем году дефицит составит ₽2,9 трлн, или 2% ВВП. Насколько реалистичны надежды властей, что «дыру» в казне удастся закрывать за счет внутренних заимствований? Как это может повлиять на инфляцию?

9 ноября 2022 г.

На фондовом рынке Китая наметился рост

На фондовом рынке Китая наметился рост

Более $6 трлн потеряли китайские акции за последние два года жестких ковидных ограничений. И теперь, когда они достигли своего дна, начался рост. Смягчение властями Китая строгой политики ковидных ограничений привело к тому, что индекс Hang Seng China Enterprises показал лучший еженедельный прирост с 2015 года — плюс 8,8% только за последние сутки. Индекс CSI 300, ориентир для акций материковой части, также поднялся более чем на 3% в пятницу. Индекс китайских акций, котирующихся в США, Nasdaq G...

4 ноября 2022 г.

{"type":"article","id":2103,"isAuthenticated":false,"user":null}