Экономику Украины спасут свободные экономические зоны

Экономику Украины спасут свободные экономические зоны

21.10.2020

Время прочтения - 7 мин.

Многие наслышаны о чудесах, происходивших в экономике Китая благодаря свободным экономическим зонам (СЭЗ). Да, это факт. На базе рыбацких сел созданы гиганты промышленности и торговли, а некоторые успешные китайцы пополнили ряды миллиардеров и мультимиллиардеров. При этом немалая часть жителей КНР, ранее действительно голодавших, уже успели стать капризными клиентами элитных ресторанов.

Мировой опыт и украинская специфика

Мало кто знает, что история СЭЗ корнями уходит еще в 17 век. В той или иной форме, в том или ином виде — они функционируют уже несколько столетий. Все эти годы мир выслушивает оппонентов и сторонников идеи свободной экономической зоны. Жаркие дебаты на популярную тему ведут самые известные лауреаты Нобелевской премии по экономике, написавшие фундаментальные труды — как в поддержку СЭЗ, так и с критикой в адрес этого явления.

Сегодня в мире насчитывается более 4 000 свободных экономических зон, но судьба их складывается по-разному. Поэтому дискуссии о целесообразности и жизнеспособности СЭЗ не затихают никогда.

В Украине закон о свободных экономических зонах принят еще осенью 1992 года. Тогда многим казалось, что он станет стимулом развития экономики — как в свое время в Китае. Но не судьба. В 2005 году — после Оранжевой революции — все льготы для СЭЗ и ТПР (территорий приоритетного развития) были отменены. Но сами СЭЗ и ТПР существуют. Когда президентом стал Виктор Янукович, многие были уверены, что он вернет льготы территориям. Но он этого не сделал. И на то были объективные причины экономического характера.

В 2005 году эксперты подсчитали — за годы функционирования СЭЗ и ТПР в Украине государство рассчитывало привлечь $17 млрд инвестиций. Так было записано в бизнес-планах, обосновывавших необходимость их открытия.

По состоянию на 1 января 2005 года объем привлеченных благодаря СЭЗ инвестиций составил $2 млрд. Но все это — в основном — обычное реинвестирование прибыли. Большая часть средств поступила от отечественных бизнесменов. В обмен на вклады суммой более $250 000 украинские предприниматели получали налоговые льготы и могли успешно «развивать бизнес» без уплаты налогов. 

История Украины знает любопытный случай. Один из самых успешных на сегодняшний день украинских олигархов  начинал свое дело в одной из СЭЗ. Там он завозил товары из США без уплаты налогов, а затем продавал внутри страны с солидным доходом. За счет сверхприбыли он впоследствии активно скупал украинские предприятия в период приватизации. И сегодня он — один из самых богатых людей страны. Если бы не налоговые льготы, он вряд ли смог бы рассчитывать на суперприбыль и заработать свой первый капитал. Однако это уже история, хотя реальная и поучительная.

Главная ошибка архитекторов украинских СЭЗ

Отмена льгот для СЭЗ и ТПР после Оранжевой революции во многом стала назревшей  необходимостью. Всем уже было понятно, что эти зоны и территории за время существования так и не сделали из Украины второй Китай. Да и сама суть СЭЗ и ТПР в Украине воспринималась как официальный офшор — как место расцвета коррупции.

Решение о том, кого пускать в ту или иную свободную зону, принимала «независимая комиссия» экспертов, представителей министерств и ведомств. Там даже не скрывали —  без хорошей взятки получить статус участника СЭЗ или ТПР было немыслимо. Поэтому бизнесмены часто пользовались этой возможностью, чтобы их бизнес-проекты признали подходящими для СЭЗ. А потом — за счет оптимизации налогов — они «отбивали» вложенные деньги.

Справедливости ради, следует признать — провальные СЭЗ были не только в Украине, но и в США, где идея свободных экономических зон пользовалась популярностью в 50-60-е годы. В мире и сейчас немало неудачных проектов СЭЗ. Видимо, поэтому критика звучит чаще, чем слова в их поддержку.

В чем же главная ошибка создания СЭЗ в Украине? И можно ли сделать все иначе? Можно. Хотя это очень тяжело. В Китае успех свободных экономических зон во многом объясняется действиями руководства КНР, изначально прописавшего действительно четкие и понятные правила, которые не пересматривались в угоду политической целесообразности.

Кроме того, инфраструктура СЭЗ строилась за счет госбюджета КНР. Очень сложно привлекать инвестора, когда нет дорог и коммуникаций, когда недостаточно территорий или природных ресурсов. Инвестор должен иметь возможность без малейших проблем открыть производство и запустить его в работу — с минимальными бюрократическими проволочками. Тогда ему будет интересно инвестировать деньги в СЭЗ. А просто назвать заброшенную и депрессивную территорию «свободной экономической зоной» и предоставить некие льготы —  это прямой путь к созданию коррупционной схемы.

Рецепт для Украины

Достаточно немного пофантазировать и подумать, какой вариант СЭЗ был бы действительно выгоден Украине. И тогда можно предложить ее подлинно интересную модель. Она вполне может стать компонентом реальных реформ, которые так тяжело идут в стране.

Украина граничит со странами ЕС, и у Киева подписано соглашение об ассоциации с Европейским Союзом. А это подразумевает возможность создания СЭЗ по образцу Турции — конечно, с украинской спецификой. Можно открыть свободную экономическую зону, где запрещена банальная перепродажа товаров, а разрешается только запуск промышленных высокотехнологичных производств. Их уровень локализации должен составлять не менее 10% на первом этапе, 30% — через 10 лет, и 50% — через 20 лет. 

Более того, разрекламированная децентрализация регионов и «большая стройка» просто обязаны создать инфраструктуру, обеспечивающую легкость и простоту открытия новых производств. При этом в качестве налоговых льгот можно предложить освобождение от НДС при поставках комплектующих из-за границы и при продаже товара за рубеж.

В стране извечная проблема с возмещением НДС. А потому проще дать возможность вообще не учитывать этот налог, если продукция не продается на территории Украины. Если же инвестор захочет реализовывать ее в пределах государства, тогда и будет начисляться НДС — как на импорт.

Рецепт прост. Да, поступления по НДС в казну Украины сократятся, но госбюджет будет избавлен от головной боли — от возмещения этого налога и проблем с инвесторами. Кроме того, можно освободить от налога на добавленную стоимость и ввоз оборудования, которое будет установлено на предприятиях в СЭЗ. Льготой могла бы стать и сниженная ставка налога на прибыль компании. Или введенный льготный период, когда первые 5 или даже 10 лет ставка налога была бы равна 0%. 

И вот в чем самая большая выгода для экономики Украины — если в новых СЭЗ построят промышленные предприятия, они будут нуждаться в рабочей силе. И тогда украинцам не придется уезжать в Польшу, поскольку работа появится на их территории. При этом граждане будут платить ЕСВ и налоги в своей стране. От этих выплат никто освобождать инвесторов не станет — как и от налогов на землю и использование природных ресурсов.

Любой зарубежный инвестор в СЭЗ вынужден будет привлекать к обслуживанию своих предприятий украинские компании из сферы услуг. И тут важно, чтобы эти украинские компании не могли претендовать на переход на упрощенное налогообложение, а платили все налоги (в том числе и НДС). В такой ситуации льгот быть не должно. Это и будет источником поступления НДС в госбюджет Украины — через отечественные компании, ведущие бизнес с предприятиями, зарегистрированными в СЭЗ.

Именно такая модель может сработать в Украине. И она будет интересна зарубежным инвесторам — не только из ЕС, но из США, и даже из Китая. Эта система ориентирована только на создание промышленных предприятий — без каких-либо торговых схем. И — самое главное — она будет стимулировать рост экономики Украины, поскольку обеспечит работой и украинский бизнес, и украинцев.

Подпишись на наш телеграм канал

только самое важное и интересное

Подписаться
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читать также

Американский орел расправляет крылья

Американский орел расправляет крылья

Настигнет ли Америку экономический спад в 2023 году? Удастся ли ФРС взять под контроль инфляцию, не отправив бизнес в нокаут? Справятся ли Штаты с новыми вызовами, усиливающими традиционные геополитические риски?

29 декабря 2022 г.

Экономический кризис 2022 года, или Что случилось с мировой экономикой?

Экономический кризис 2022 года, или Что случилось с мировой экономикой?

Ситуация на мировом экономическом рынке буквально подошла к краю пропасти: о скором наступлении рецессии говорят многие факторы. Что же происходит в мире и почему экономическая ситуация так стремительно ухудшается?

14 декабря 2022 г.

Индийский слон сбавляет ход

Индийский слон сбавляет ход

На фоне мрачных перспектив глобального хозяйства экономическая ситуация в Индии остается «лучом света». Но надолго ли? Какие риски и вызовы ждут прежде весьма динамичную индийскую экономику? Ищем ответы на эти вопросы в статье — первой из серии экономических прогнозов по ключевым странам мира.

1 декабря 2022 г.

Снимаем деньги с украинской банковской карты в Польше

Снимаем деньги с украинской банковской карты в Польше

Немалое количество граждан Украины из-за военных действий на территории страны эмигрировало в Польшу. И теперь одной из главных проблем для них является поиск возможности снятия средств с украинских карт и пересылки денег на родину. Какими способами это можно сделать — рассказываем в нашем материале.

30 ноября 2022 г.

Что такое ИОДА, и почему украинский бизнес ничего хорошего не ждет

Что такое ИОДА, и почему украинский бизнес ничего хорошего не ждет

Приоритетной задачей украинских предприятий сейчас остается необходимость пережить военное время с минимальными потерями. Всем ли это удается? Расскажет индекс ожиданий деловой активности.

17 ноября 2022 г.

Интрига вокруг российского бюджета

Интрига вокруг российского бюджета

После профицитного бюджета-2021 Россия — вопреки всем прежним прогнозам — возвращается к бюджетному дефициту. Возможно, на целых три года подряд. Уже в следующем году дефицит составит ₽2,9 трлн, или 2% ВВП. Насколько реалистичны надежды властей, что «дыру» в казне удастся закрывать за счет внутренних заимствований? Как это может повлиять на инфляцию?

9 ноября 2022 г.

{"type":"article","id":939,"isAuthenticated":false,"user":null}