«Электрическая революция»: европейский рецепт

«Электрическая революция»: европейский рецепт

12.03.2021

Время прочтения - 8 мин.

На мировом автомобильном рынке в 2020 году наметилась тенденция к постепенному вытеснению электромобилями авто на двигателях внутреннего сгорания (ДВС). Особенно наглядно переориентацию на производство альтернативного транспорта продемонстрировала Европа, обойдя по числу проданных электрокаров лидера отрасли — Китай. И хотя общее количество зарегистрированных автомобилей за первые девять месяцев прошлого года сократилось на 29% до 8,54 млн, Европа уже близка к «электрической революции» — полному отказу от машин с выхлопной трубой. И об этом говорит многое.

Потребители готовы к новому

Данные JATO Dynamic по 27 рынкам Европы свидетельствуют: в прошлом году число зарегистрированных электромобилей (EVs) превысило количество моделей с дизельным ДВС (ICE). Впервые в истории один из двух типов двигателя внутреннего сгорания, еще пять лет назад являвшийся доминирующим игроком на Европейском авторынке, оттеснен на второстепенные позиции. 

Количество регистраций авто в месяц
Количество регистраций авто в месяц, в % от общего числа в Европе, за 2011–2020 гг. Источник — Europe-27/JATO

Процент продаж дизельных автомобилей — около 24,8 в сентябре 2020 года — оказался рекордно низким. Еще десять лет назад на их долю приходилось свыше 50% регистраций, в то время как EVs на рынке не составляли даже 1%. 

Исследование демонстрирует двузначное падение спроса на бензиновые и дизельные машины по сравнению с сентябрем 2019 года. На этом фоне объем продаж электрокаров увеличился на 139% (до 327 800 ежемесячно). Преодоление отметки в 300 000 — очевидный рекорд нового вида транспорта как по востребованности, так и по его доле в общем числе сделок. 

Количество первых регистраций авто
Количество первых регистраций авто по типу топлива в сентябре 2019 и 2020 гг., Европа.
Источник — Europe-27/JATO

«Сдвиг от ICE к EV, наконец, происходит. Хотя темпы в значительной степени зависят от государственной политики и стимулов, потребители теперь готовы к принятию новых технологий», — поясняет Фелипе Муньос, глобальный аналитик JATO Dynamics.

«Кнут и пряник» по-европейски

Взлет популярности авто на альтернативном топливе в единой Европе во многом объясняется финансовым стимулом. Именно им правительства направляют европейских покупателей в нужное русло (в отличие от США и Китая, стремительно теряющих свои позиции). 

Субсидии на приобретение электромобилей в 2020 году щедро раздавались властями, в том числе и с целью смягчить экономический шок, вызванный пандемией. В первую очередь государства стали оказывать помощь отраслям, находящимся на переднем крае борьбы с изменением климата. Производство EVs удачно вписалось в эти финансовые потоки. 

Такого рода «поощрительный пряник» стал дополнением к уже давно применяемому в Европе методу «кнута» — всевозможным ограничениям и лишениям преференций тех отраслей (в том числе и машиностроительной), где грубо нарушалось экологическое законодательство. Все это в совокупности с созданием инфраструктуры станций подзарядки и привело к резкому росту спроса на электромобили.

объемы продаж электромобилей

Аналитики базы данных EV-Volumes подсчитали, что в прошлом году продажи электромобилей в Европе увеличились на 137% и достигли 1,4 млн единиц. Таким образом, европейцы опередили Китай, где зафиксирован 12% рост (1,3 млн), и США, где реализация поднялась только на 4% — до 328 000 авто.

«Рынок чрезвычайно чувствителен к правительственным и корпоративным скидкам. Как только субсидии будут отменены, продажи EV рухнут — по меньшей мере, на 30–40% в течение одного-двух кварталов», — предполагает Арндт Эллингхорст, автоаналитик Bernstein Research.

Планы амбициозны

Действительно, без субсидий цена на электромобили по-прежнему значительно выше, чем на аналоги с двигателями внутреннего сгорания. Такая тенденция вряд ли изменится до конца текущего десятилетия, считают аналитики. Хотя не стоит упускать из виду и тот факт, что со все более активным усовершенствованием технологий, расширением производств и развитием конкуренции цены на аккумуляторы будут постепенно снижаться. 

Но не только субсидии подталкивают сегодня жителей Европы к покупке электромобилей. ЕС имеет долгосрочные планы по поэтапному прекращению использования машин, работающих на дизельном топливе и бензине. Сроки перехода на электромобили разные. Испания, Греция, Франция и Великобритания планирует осуществить «автореволюцию» к 2040 году, Норвегия — к 2025. Как только это произойдет, реализация машин, работающих на бензине, дизтопливе и газе, окажется вне закона.

Кстати, большинство аналитиков считают норвежский сценарий развития событий слишком амбициозным: в стране еще не создана полноценная инфраструктура для быстрой подзарядки электромобилей. Кроме того, отсутствие бюджетных EVs пока удерживает норвежцев от покупок.

Китайская модель не идеальна 

Современное состояние европейского рынка электромобилей напоминает китайскую модель развития событий. Несколько лет назад преисполненный решимости догнать и перегнать западные рынки Пекин также предоставлял солидные субсидии на приобретение электромобилей. Кроме того, власти требовали от производителей достичь определенного  процента новых EVs в общем объеме выпуска авто.

Эти усилия помогли создать сотни стартапов и увеличили долю продаж электромобилей до 8% уже к середине 2019 года. Электромобильный бум по-китайски казался неминуемым. Однако в июне 2019 года государство сократило стимулирующие выплаты… и продажи резко рухнули. Доля EVs на авторынках Поднебесной сократилась к концу года до 5%. 

С началом пандемии продажи электрокаров в Китае еще больше просели, что вызвало сомнения в способности Пекина достичь ранее заявленной цели — 20% продаж новых автомобилей к 2025 году. 

Поэтому — пока большинство лидеров отрасли приветствуют усилия европейских правительств по финансовому стимулированию новых технологических рынков — часть автопроизводителей делится тревожными опасениями. Они считают, что субсидии, как и в Китае, окажут лишь краткосрочное воздействие, а без более широких структурных изменений не создадут желаемого эффекта. Больше внимания (и вложений), по их мнению, следует уделить развитию инфраструктуры — строительству зарядных станций, возведению аккумуляторных заводов.

Время выйти из зоны комфорта

Несмотря на все грандиозные изменения на автомобильном рынке, самыми популярными брендами мира по-прежнему остаются Volkswagen, BMW и Daimler. Эти немецкие гиганты и сегодня используют высокотехнологичные дизельные двигатели, от которых пока не торопятся отказываться. Эксперты же считают, что для сохранения глобального лидерства автопроизводителям придется выйти из зоны комфорта. Тем более, что выпуск электромобилей поможет компенсировать снижение продаж дизельных моделей.

Volkswagen Group уже осознала необходимость перемен и лидирует среди европейских автопроизводителей в вопросе внедрения новых производств. Сегодня группа VW, увеличившая объем продаж на 352%, сохраняет статус самого успешного продавца собственных EV в Европе, опережая Tesla, потерявшую 5%. 

Повысила реализацию автомобилей с электродвигателями и французская Renault: рост продаж составил 211%. Что касается других видных представителей европейского автопрома, Mercedes-Benz остается лидером в сегменте plug-in hybrid с долей в 22%, за ним следуют Volvo и BMW. На мировом рынке гибридных моделей первое место принадлежит японской Toyota. 

Десять автомобильных бестселлеров Европы
Десять автомобильных бестселлеров Европы в сентябре 2020. Источник — Europe-27/JATO

Всего в прошлом году в Европе запущено в производство более 60 новых электромобилей, а в нынешнем это число приблизится к 100. Современность диктует новые требования к производству автомобилей. Как справятся с ними нынешние «тяжеловесы» отрасли, и какая ротация ожидает авторынок уже к концу года, покажет время. 

В любом случае, инициатива властей финансово активизировать производство и продажи автомобилей будущего не может не сказаться на качестве жизни населения Европы и, конечно же, уменьшит уровень загрязненности окружающей среды. Увеличение парка электромобилей поможет, в свою очередь, снизить зависимость ряда стран от импорта топлива и укрепит промышленность.

Источники: JATO, WSJ

Подпишись на наш телеграм канал

только самое важное и интересное

Подписаться
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читать также

Американский орел расправляет крылья

Американский орел расправляет крылья

Настигнет ли Америку экономический спад в 2023 году? Удастся ли ФРС взять под контроль инфляцию, не отправив бизнес в нокаут? Справятся ли Штаты с новыми вызовами, усиливающими традиционные геополитические риски?

29 декабря 2022 г.

Экономический кризис 2022 года, или Что случилось с мировой экономикой?

Экономический кризис 2022 года, или Что случилось с мировой экономикой?

Ситуация на мировом экономическом рынке буквально подошла к краю пропасти: о скором наступлении рецессии говорят многие факторы. Что же происходит в мире и почему экономическая ситуация так стремительно ухудшается?

14 декабря 2022 г.

Индийский слон сбавляет ход

Индийский слон сбавляет ход

На фоне мрачных перспектив глобального хозяйства экономическая ситуация в Индии остается «лучом света». Но надолго ли? Какие риски и вызовы ждут прежде весьма динамичную индийскую экономику? Ищем ответы на эти вопросы в статье — первой из серии экономических прогнозов по ключевым странам мира.

1 декабря 2022 г.

Снимаем деньги с украинской банковской карты в Польше

Снимаем деньги с украинской банковской карты в Польше

Немалое количество граждан Украины из-за военных действий на территории страны эмигрировало в Польшу. И теперь одной из главных проблем для них является поиск возможности снятия средств с украинских карт и пересылки денег на родину. Какими способами это можно сделать — рассказываем в нашем материале.

30 ноября 2022 г.

Интрига вокруг российского бюджета

Интрига вокруг российского бюджета

После профицитного бюджета-2021 Россия — вопреки всем прежним прогнозам — возвращается к бюджетному дефициту. Возможно, на целых три года подряд. Уже в следующем году дефицит составит ₽2,9 трлн, или 2% ВВП. Насколько реалистичны надежды властей, что «дыру» в казне удастся закрывать за счет внутренних заимствований? Как это может повлиять на инфляцию?

9 ноября 2022 г.

{"type":"article","id":1021,"isAuthenticated":false,"user":null}