Госбюджет: хуже Таджикистану уже не будет

Госбюджет: хуже Таджикистану уже не будет

11.11.2020

Время прочтения - 6 мин.

Правительство страны повысило планку государственного бюджета на 2021 год на фоне пандемии коронавирусной инфекции. Согласно проекту, госбюджет увеличится на 6,1% по сравнению с текущим годом. Высокие чиновники утверждают: госбюджет-2021 — как и предыдущие — носит социальный характер. 

Запланированный общий доход государственного бюджета на 2021 год превысит $2,6 млрд (27,6 млрд сомони в национальной валюте), что выше аналогичного показателя бюджета-2020 на $154,8 млн или на 6,1%.

Обеспечение текущего плана доходов за счет налоговых источников предусмотрено на сумму свыше $1,8 млрд. Объем грантов, которые планируется привлечь у международных финансовых организаций  для поддержки бюджета, составляет  $29 млн.

Объем общих расходов государства на будущий год составит $2,7 млрд, что на $164 млн превышает утвержденные показатели текущего года.

Финансирование социальной сферы страны остается для правительства приоритетным направлением. На расходы по этой статье в государственный бюджет республики на 2021 год заложен $1,2 млрд — 47% от общих бюджетных расходов или 14,2% валового внутреннего продукта (ВВП).

В следующем году власти ожидают ускорения роста экономики — по мере замедления темпов распространения коронавирусной инфекции. В своей оценке правительство исходит из оптимистичного прогноза дальнейшего развития ситуации. 

Недобор госбюджета

Невозможность обеспечить план поступлений в государственную казну, снижение объема денежных переводов из-за рубежа и внешнеторгового оборота усложнили выполнение параметров госбюджета Таджикистана и привели к сокращению его доходной части на текущий год. На фоне пандемии правительству пришлось пересматривать бюджет.  

В июне этого года парламент страны одобрил предложение правительства по сокращению доходной части бюджета на $228 млн. Аналогичным образом, согласно последним поправкам, сокращена расходная часть — на $176 млн. В связи с этим финансовому ведомству пришлось урезать некоторые траты, в частности расходы на покупку техники, машин и оборудования, ГСМ, капитальный ремонт, строительство различных второстепенных объектов. Помимо перечисленного выше, правительство сократило на $102 млн финансирование инвестиционных проектов, реализуемых за счет международных кредитов, грантов и государственных учреждений.

По данным министерства финансов республики, изначально прогнозный объем доходной части госбюджета-2020 составлял $2,6 млрд, а расходная часть «перевешивала» запланированные поступления на $34 млн.

Сокращение бюджета также не способствовало исполнению его доходной части по итогам третьего квартала этого года. В январе-сентябре бюджет недополучил запланированные за этот период доходы в размере $47 млн.

Недобор бюджета в Минфине в первую очередь связывают с уменьшением объема поступлений основных налогов: НДС, подоходного налога, налога на прибыль и акцизы. Примечательно, что доля налогов в общих доходах госбюджета Таджикистана превышает 75%.

Покрыть дефицит за счет заимствования

С проблемой недобора в государственный бюджет Таджикистан сталкивается не первый год. Однако каждый раз эту проблему страна решает за счет финансовой помощи международных финансовых институтов, в том числе Азиатского банка развития и Всемирного банка.

С начала этого года республика получила солидную помощь в виде кредитов и грантов международных партнеров. Только в первом полугодии 2020 года республика привлекла более $300 млн, а до конца этого года рассчитывает еще на $150 млн. Большую часть указанной суммы ($450 млн) составляют грантовые средства.

Эксперты отмечают, что основным источником финансирования дефицита бюджета будут заимствования. Однако привлечение новых кредитов станет бременем для госбюджета, ведь он также обслуживает внешний долг страны.

Эксперт по экономическим вопросам Фархад Назимов отмечает — сложившаяся ситуация вынуждает профильные ведомства искать дополнительные меры по обеспечению доходной части госказны. Важно, чтобы «новые меры» не легли на плечи частного сектора в виде дополнительных выплат, что чревато ухудшением и без того тяжелого положения предпринимателей.

«Принятие подобных мер приводит к сворачиванию предпринимательской деятельности, как это наблюдалось раньше. В попытке достичь цели, оказывая давление на налогоплательщиков, правительство может получить противоположный эффект, то есть уклонение от уплаты налогов и более низкую экономическую активность. К тому же необходимо еще учесть фактор обслуживания внешнего долга, размер которого перешагнул границу в $3,1 млрд. Согласно официальным данным, на погашение основного внешнего долга и выплату процентных ставок в текущем году планируется направить более $92 млн», — отметил Назимов.

На экономические показатели соответствующее влияние также оказывает снижение объема денежных переводов трудовых мигрантов и скромные показатели внешнеторгового оборота.

«Сокращение объема денежных переводов на 14,8%  в первом полугодии этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, ослабление спроса и ухудшение условий торговли — плохой сигнал для национальной экономики. В условиях, когда показатели экспорта уступают сумме импорта товаров более чем в два раза, достижение прогнозных показателей экономического роста выглядит нереальным», — считает экономист Алимурод Хабибов.

Откуда оптимизм?

Между тем профильные ведомства экономического блока Таджикистана пока не видят необходимости в пересмотре параметров бюджета и других экономических прогнозов. В министерстве финансов заявили, что бюджет будущего года является сбалансированным и базируется на макроэкономическом прогнозе.

При этом власти признают сохранение продолжающегося влияния коронавирусной инфекции и мирового финансового экономического кризиса на экономику республики, однако сообщают о готовности принять меры для обеспечения основных параметров госбюджета в этом и в следующем году.

Одним из таких шагов станет привлечение капитала в национальную экономику и обеспечение роста производства продукции в ряде отраслей. Правительство республики одобрило и направило на рассмотрение Маджлиси намояндагон (нижней палаты парламента) проект госбюджета на 2021 год.

Подпишись на наш телеграм канал

только самое важное и интересное

Подписаться
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читать также

Американский орел расправляет крылья

Американский орел расправляет крылья

Настигнет ли Америку экономический спад в 2023 году? Удастся ли ФРС взять под контроль инфляцию, не отправив бизнес в нокаут? Справятся ли Штаты с новыми вызовами, усиливающими традиционные геополитические риски?

29 декабря 2022 г.

Экономический кризис 2022 года, или Что случилось с мировой экономикой?

Экономический кризис 2022 года, или Что случилось с мировой экономикой?

Ситуация на мировом экономическом рынке буквально подошла к краю пропасти: о скором наступлении рецессии говорят многие факторы. Что же происходит в мире и почему экономическая ситуация так стремительно ухудшается?

14 декабря 2022 г.

Индийский слон сбавляет ход

Индийский слон сбавляет ход

На фоне мрачных перспектив глобального хозяйства экономическая ситуация в Индии остается «лучом света». Но надолго ли? Какие риски и вызовы ждут прежде весьма динамичную индийскую экономику? Ищем ответы на эти вопросы в статье — первой из серии экономических прогнозов по ключевым странам мира.

1 декабря 2022 г.

Снимаем деньги с украинской банковской карты в Польше

Снимаем деньги с украинской банковской карты в Польше

Немалое количество граждан Украины из-за военных действий на территории страны эмигрировало в Польшу. И теперь одной из главных проблем для них является поиск возможности снятия средств с украинских карт и пересылки денег на родину. Какими способами это можно сделать — рассказываем в нашем материале.

30 ноября 2022 г.

Интрига вокруг российского бюджета

Интрига вокруг российского бюджета

После профицитного бюджета-2021 Россия — вопреки всем прежним прогнозам — возвращается к бюджетному дефициту. Возможно, на целых три года подряд. Уже в следующем году дефицит составит ₽2,9 трлн, или 2% ВВП. Насколько реалистичны надежды властей, что «дыру» в казне удастся закрывать за счет внутренних заимствований? Как это может повлиять на инфляцию?

9 ноября 2022 г.

{"type":"article","id":953,"isAuthenticated":false,"user":null}