И все-таки «порвана в клочья»?
Фото: Freepik

И все-таки «порвана в клочья»?

12.10.2022

Время прочтения - 8 мин.

Что происходит с российской экономикой, вот уже полгода сталкивающейся с огромным вызовом в виде комбинации из роста расходов и потерь в связи с проведением «специальной военной операции» и беспрецедентных по охвату, широте и мощи западных санкций? Пока мейнстрим — как на Западе, так и внутри страны — заключается в том, что Россия, по крайней мере на данном этапе, все еще сохраняет удовлетворительную экономическую форму и в целом «успешно справляется». Тогда как развитый мир оказался на пороге невиданного за полвека энергетического кризиса, способного привести к новой «Великой депрессии».

Но согласны с таким выводом не все. Эксперты ставят негативные оценки российской экономике, несмотря на внешне успешное преодоление Россией западных санкций

Голоса пессимистов

Группа исследователей из Йельской школы менеджмента (один из факультетов знаменитого Yale University) считает, что нынешняя «устойчивость» российской экономики — лишь видимость, основанная в том числе на манипуляциях с официальной статистикой. Основываясь на углубленном анализе большого набора самых разных экономических данных — в их подборку вошли доклады различных неправительственных организаций и бизнес-ассоциаций, корпоративная отчетность, показатели таможенной статистики внешнеторговых партнеров РФ и ряд других — эксперты пришли к выводу, что реальное положение России намного хуже, чем кажется. Страна стоит на пороге глубокого и затяжного спада, а ее экономика уже «рушится».

Вкратце основания для такого пессимизма таковы:

1. Стратегическое положение России как экспортера сырьевых товаров резко ухудшилось. Страна теряет ключевые рынки сбыта и сталкивается с серьезными проблемами при осуществлении «разворота к Азии», поскольку у нее нет для этого необходимой транспортной инфраструктуры: например, природный газ невозможно быстро перенаправить из ЕС в Китай из-за дефицита трубопроводов.

 

Масштабно разрекламированный «разворот в сторону Азии» в исполнении России все еще далек от свершения. Источник — Yale University

 

2. Российский импорт рухнул минимум на 50%, и страна сталкивается с большими проблемами в получении нужного сырья, компонентов, деталей и технологий от немногих оставшихся торговых партнеров, что приводит к повсеместному срыву поставок в промышленности, распространяющемуся по многочисленным производственным цепочкам.

3. Политика импортозамещения не увенчалась успехом: производство целого ряда товаров в РФ полностью остановилось из-за ухода иностранных компаний, на долю которых ранее приходилось в общей сложности до 40% ВВП. При этом даже такие не присоединившиеся к западным санкциям государства, как Турция, Индия и Китай не спешат заполнить освободившиеся ниши.

4. Россию покидают квалифицированные кадры, например, IT-специалисты, а внутри страны растет неуверенность. Из-за этого потребители сокращают расходы (так, продажи автомобилей упали на 95%), а менеджеры по закупкам ожидают дальнейшего спада продаж по всем отраслям.

5. Видимость стабильности поддерживается экстраординарными мерами, такими как нерыночный курс рубля, интервенции ЦБ и рост бюджетных расходов на разного рода «приоритетные проекты». Но более половины золотовалютных резервов РФ — на сумму не менее $300 млрд — заморожены Западом. Бюджет уже сводится с дефицитом, ожидаемым к концу года в 2% ВВП, а оставшиеся средства ФНБ «тают» на $50–75 млрд в месяц, и их хватит ненадолго.

В общем, «Россия порвана в клочья», версия 3.0.

Тревоги алармистов

Но специалисты из Йеля не одиноки в своем пессимизме. По мнению крупного российского экономиста, академика Абела Аганбегяна, отсчет нынешнего кризиса в РФ нужно вести со второго квартала 2022 года и, скажем, по второй квартал 2023 года.

«На мой взгляд, за этот период кризис будет существенно глубже, чем в 1998–1999 гг., когда валовый внутренний продукт сократился на 5%. И кризиса 2008–2009 гг., когда ВВП снизился почти на 8%», — цитируют эксперта «Новые Известия».

Он прогнозирует, что спад экономики составит около 10% и «возможно, близко к этому по промышленности».

Основания для такого прогноза академик наблюдает в том числе в бюджетной отчетности. Согласно последним опубликованным данным, доходы от налога на добавленную стоимость (НДС) внутри страны за июль просели на 41% в годовом выражении, а от налогообложения ввозимых из-за рубежа товаров — на 40%. Это отражает спад потребительской активности, подчеркивает Абел Аганбегян. Также он обращает внимание на снижение на 32% поступлений по налогу на прибыль организаций. Это говорит уже о сокращении активности работы предприятий и организаций, ухудшении их финансовых показателей.

Иными словами, значительная часть выводов исследователей из Йеля находит подтверждение и у отечественных экспертов, и в статистике. Различаются разве что прогнозы относительно глубины и длительности предстоящего обвала. А в последние недели добавились еще и опасения, связанные с частичной мобилизацией. На деловую активность неизбежно и не в лучшую сторону повлияют бегство из страны сотен тысяч потенциальных призывников и членов их семей, а также «изъятие» из экономической деятельности 300 тыс. мужчин вполне трудоспособного возраста, в основном занятых в народном хозяйстве.

Надежды оптимистов

Впрочем, алармизм разделяют не все. Многие аналитики резонно указывают, что с февраля Запад обрушил на Россию беспрецедентный удар санкций, который, по идее, должен был бы сокрушить ее экономику. Под ограничения попали ведущие компании, крупнейшие банки, госдолг, международные резервы, часть экспорта, львиная доля импорта. Но несмотря на это, ситуация быстро стабилизировалась, банковская система выжила, бюджет исполняется, промышленный сектор в целом продолжает работу, магазинные полки не пустеют, а безработица остается низкой.

Наряду с этим доходы страны от продажи нефти и газа превышают прошлогодние, поскольку торговая война, объявленная Западом, спровоцировала рост цен на две ключевые статьи российского экспорта.

Это, к слову, компенсирует и сокращение его физических объемов, впрочем, пока не существенное. А, к примеру, при цене голубого топлива на уровне $2 800 за тысячу кубометров — это нынешний уровень на хабах в ЕС — «Газпрому» достаточно продавать 1/10 от прошлогодних объемов, чтобы получать такую же выручку. Точно так и текущие котировки нефти позволяют российским продавцам без проблем предоставлять покупателям дисконт в $20–30 с каждого барреля, сохраняя прежний денежный поток. Да, сейчас ЕС и США договорились о введении потолка цен на российское черное золото. Однако картель ОПЕК+ с ноября снижает квоты по нефтедобыче на существенные 2 млн баррелей в сутки, и это уже подтолкнуло котировки вверх, а Россия пообещала не направлять свое сырье тем, кто присоединится к «потолочным» соглашениям. В итоге это может привести к дальнейшему росту нефтяных цен, который оставит экспортную выручку России на плюс-минус тех же уровнях. Во всяком случае, Минфин РФ на ближайший год закладывает в бюджет почти тот же объем нефтегазовых доходов, что и в 2021 году — ₽8,6 трлн против ₽9,0 трлн, согласно прошлогодним отчетам. И это вполне комфортный уровень.

Помогает российской экономике и то, что другие страны — от Китая с Индией до Турции с Индонезией — не спешат вовлекаться в санкционные войны Запада, а следуют своим интересам. К примеру, в январе – августе 2022 года товарооборот между РФ и КНР вырос почти на треть в годовом исчислении, примерно до $118 млрд, свидетельствуют данные китайской стороны. По итогам года он может приблизиться к отметке в $200 млрд, которую Москва и Пекин договорились считать целью на… 2024 год.

 

Китай закупает больше российской нефти но с дисконтом в $35 за баррель. Источник — Yale University

 

На таком фоне Банк России прогнозирует сокращение ВВП на заметные, но не катастрофические 4,2% в текущем году, а МВФ пересмотрел свой апрельский прогноз и теперь ожидает спада в РФ на 6% вместо 8,5%. Справедливости ради, эти цифры не учитывают событий последних недель.

И тем не менее, можно ли сейчас утверждать, что Россия преодолела вызов, брошенный Западом?

Конечно же, нет. Пусть санкции не привели к немедленному краху российской экономики, но со временем они превратятся в западню, а потери РФ станут расти год от года. И дело не только в утрате процентных пунктов увеличения ВВП. Самый серьезный удар — это перекрытый доступ к западным технологиям в целом спектре отраслей народного хозяйства, из-за чего ускорятся их деградация, спад выпуска, отставание от мирового уровня и утрата конкурентоспособности. Что шаг за шагом приведет и к падению уровня жизни россиян примерно до африканских показателей.

И вопрос лишь в том, как долго граждане России, чьи негативные настроения уже достигли исторических максимумов, смогут это стоически терпеть…

 

Источники: «Новые известия», Yale University

Подпишись на наш телеграм канал

только самое важное и интересное

Подписаться
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читать также

Американский орел расправляет крылья

Американский орел расправляет крылья

Настигнет ли Америку экономический спад в 2023 году? Удастся ли ФРС взять под контроль инфляцию, не отправив бизнес в нокаут? Справятся ли Штаты с новыми вызовами, усиливающими традиционные геополитические риски?

29 декабря 2022 г.

Экономический кризис 2022 года, или Что случилось с мировой экономикой?

Экономический кризис 2022 года, или Что случилось с мировой экономикой?

Ситуация на мировом экономическом рынке буквально подошла к краю пропасти: о скором наступлении рецессии говорят многие факторы. Что же происходит в мире и почему экономическая ситуация так стремительно ухудшается?

14 декабря 2022 г.

Индийский слон сбавляет ход

Индийский слон сбавляет ход

На фоне мрачных перспектив глобального хозяйства экономическая ситуация в Индии остается «лучом света». Но надолго ли? Какие риски и вызовы ждут прежде весьма динамичную индийскую экономику? Ищем ответы на эти вопросы в статье — первой из серии экономических прогнозов по ключевым странам мира.

1 декабря 2022 г.

Снимаем деньги с украинской банковской карты в Польше

Снимаем деньги с украинской банковской карты в Польше

Немалое количество граждан Украины из-за военных действий на территории страны эмигрировало в Польшу. И теперь одной из главных проблем для них является поиск возможности снятия средств с украинских карт и пересылки денег на родину. Какими способами это можно сделать — рассказываем в нашем материале.

30 ноября 2022 г.

Интрига вокруг российского бюджета

Интрига вокруг российского бюджета

После профицитного бюджета-2021 Россия — вопреки всем прежним прогнозам — возвращается к бюджетному дефициту. Возможно, на целых три года подряд. Уже в следующем году дефицит составит ₽2,9 трлн, или 2% ВВП. Насколько реалистичны надежды властей, что «дыру» в казне удастся закрывать за счет внутренних заимствований? Как это может повлиять на инфляцию?

9 ноября 2022 г.

{"type":"article","id":4355,"isAuthenticated":false,"user":null}