Когда холода уже близко: как Украине не замерзнуть в этом году?

Когда холода уже близко: как Украине не замерзнуть в этом году?

16.09.2022

Время прочтения - 11 мин.

Зима будет очень тяжелой — в последнее время это все чаще говорят украинцам руководители НАК «Нафтогаз» и предприятий энергетического сектора страны. Действуя на упреждение, они прогнозируют — проблемы с обеспечением теплом и электричеством могут стать суровой реальностью. 

Но премьер-министр Украины Денис Шмыгаль утверждает — Украина на 70% готова к зиме, а запасы природного газа и угля достаточны для того, чтобы пережить холода. Впрочем, даже этот высокопоставленный чиновник признает наличие сложностей: если зима будет морозной, ситуация может ухудшиться. Что же все-таки ждет украинцев?

Секретные данные закрытого энергобаланса

К сожалению, сведения о запасах природного газа и угля, а также подавляющая часть информации о состоянии энергетики на период боевых действий получили гриф «секретно». Насколько проблематичной окажется приближающаяся зима, какова степень готовности к ней? Об этом мы можем судить лишь на основании нескольких публичных заявлений и скупых фактов, представленных в свободном доступе.

Данные энергетического баланса за 2020 год открыты. Тогда не было войны, зато бушевала эпидемия коронавируса. Оценить запас прочности и вероятность пережить зиму без техногенных катастроф помогут косвенные методы анализа.

Если говорить упрощенно, граждане потребляют электрическую и тепловую энергию. Последняя может существовать как в виде горячей воды в системе центрального отопления, так и в виде газа, угля или дров в котле.

За 2020 год украинцы потратили около 36 млн кВт-часов электроэнергии — всего-то 27% от общего потребления. Много «съели» промышленность и транспорт, а население основную часть электроэнергии расходует на освещение.

Отрадный факт — граждане начинают экономить ресурсы. Судя по показателям 2020 и 2014 гг., потребление сократилось на 6%. Отчасти такой результат обеспечен внедрением энергосберегающих технологий. К сожалению, процесс идет медленно.

Тепловые проблемы государственного масштаба

Но как будет складываться ситуация зимой? Ответ очевиден. В Украине около 60% электроэнергии производят атомные электростанции. Еще примерно 26% генерируют их тепловые «коллеги». Раньше Киев половину сырья для АЭС закупал в РФ, теперь все необходимое для работы завозится из США. Поставки идут регулярно и особых сложностей с ними не предвидится.

Фактически потребности населения полностью закрывают АЭС. Но для обеспечения электроэнергией промышленности нужны тепловые электростанции. Они жизненно важны также для регулирования пиковых нагрузок. Их генерация необходима во время вечерних всплесков потребления, поскольку АЭС конструктивно не способны стремительно нарастить производство электроэнергии или прекратить ее выработку. Надеяться исключительно на АЭС невозможно.

А вот тут проблема. Для работы теплоэлектростанций нужен уголь — причем антрацит. В 2020 году Украина за счет собственной добычи покрывала почти 56% потребности тепловых электростанций. Часть угля импортировали — прежде всего из РФ. Но в условиях боевых действий этот традиционный канал исключен.

Угольно-валютное уравнение тепловой энергетики

Как известно, войной охвачены территории, где традиционно добывают уголь. Возникают серьезные сложности, ведь в неподконтрольных Киеву районах сосредоточено около 65% украинских шахт.  Скорее всего, в этом году страна — в лучшем случае — сможет добыть до 15 млн тонн угля. Напомним — в мирное время этот показатель составлял 25 млн тонн.

Не стоит забывать, что в условиях боевых действий объемы потребления электроэнергии, прежде всего промышленностью, снизились. В конце августа глава правления НЭК «Укрэнерго» Владимир Кудрицкий говорил о 30% падении. Сейчас же, судя по словам главы правительства Дениса Шмыгаля, на складах накоплено около 2 млн тонн угля для теплоэлектростанций. Это больше, чем удалось аккумулировать в тот же период 2021 года.

В вопросе использования угля тепловой энергетикой есть важный момент — для бесперебойной работы электростанций на складах в осенний период достаточно 2 млн этого горючего вещества на месяц. Но зимой стране требуется от 3 млн тонн (лучше 4 млн тонн) угля.

Поэтому в угольном уравнении всегда присутствует фактор поставок импортного энергоносителя. Относительно недавно уголь поступил из Австралии. Говорят, есть возможность завозить его из ЮАР, Польши и Канады.

Но это импорт, и платить за него придется твердой валютой. А для правительства проблемой станет не столько поиск поставщиков, сколько вопрос о том, где и как изыскать средства на оплату поставок. Киев очень рассчитывает на финансовую помощь США и ЕС. Эти деньги позволят закупить импортный уголь и полностью обеспечить теплоэлектростанции — даже с учетом потери отечественных шахт.

Атомный вызов энергобаланса

Существует еще один риск — он велик и реален. Запорожская АЭС поставляла электроэнергию в Украину, но если в результате боевых действий она окончательно остановится, энергетика страны столкнется с серьезной проблемой.

Доля ЗАЭС в украинской атомной генерации составляет около 20%. Конечно, в теории частично покрыть потерю Запорожской АЭС позволяет запуск всех энергоблоков остальных атомных станций. Так уже делали весной. Тогда дефицит электроэнергии удалось ликвидировать.

Но без помощи тепловых станций будет крайне сложно. Поэтому уголь — причем в достаточном количестве — крайне необходим, чтобы в случае любых проблем с Запорожской АЭС иметь возможность перекрыть дефицит и избежать веерных отключений электроэнергии.

Впрочем, если зима выдастся холодной, а ритмичных поставок импортного угля не будет, единственным выходом для украинской энергетики останется практика блэкаутов.

Газово-электрическая дилемма

В последнее время модно ставить электробойлеры. Не менее модно рассуждать о том, как много электричества они «пожирают». Но это миф. Водонагреватели в общегосударственном масштабе не оказывают существенного влияния на потребление. На подогрев воды с помощью электрических бойлеров уходит всего 10% от суммарных энергетических затрат. Кстати, на обогрев помещений тратится даже меньше — только 5%.

В этом отличие Украины от Евросоюза — в слабом использовании электроэнергии для нагрева воды и обогрева жилья. И авторы заявлений о необходимости перевода страны на европейские стандарты в энергетике подразумевают, что в будущем здесь главным источником тепловой энергии станут не ископаемое топливо, дрова и центральное отопление, а электроприборы.

Поэтому Украине предстоит дать ответ на непростой вопрос о том, как и чем греться — газом или электричеством, централизованно или индивидуально. Пора принимать взвешенное решение.

Сегодня центральное отопление в основном функционирует на природном газе. Владельцы индивидуальных котлов тоже чаще всего используют голубое топливо. В зимний период 2020 года предприятия ЖКХ и население потребляли 3–3,5 млрд кубических метров газа в месяц, а осенью этот показатель составлял около 1 млрд куб. м.

По словам премьер-министра Шмыгаля, сейчас в хранилищах находится примерно 12 млрд кубических метров природного газа. Раньше необходимым лимитом на осенне-зимний период чиновники называли 19 млрд куб. м.

Но ситуация изменилась. Часть промышленных предприятий не функционирует, и потребность в газе стала меньше. Исключительно для нужд населения и ЖКХ на осенне-зимний период обычно достаточно 14 млрд кубометров. Глава НАК «Нафтогаз» заявил, что правительство Украины поставило задачу — закачать на зиму как минимум 15 млрд кубометров. По расчетам Кабмина, этого должно хватить, чтобы избежать дефицита газа зимой.

Кредитно-денежный аспект топливного импорта

В Украине есть свои газовые месторождения. В довоенный период государство закрывало около половины потребностей газом украинской добычи. И сейчас, согласно решению правительства, все отечественное голубое топливо выкупается НАК «Нафтогаз» и закачивается в хранилища.

Ясно, что без импортных поставок не обойтись. Но тут возникают главные сложности — ценовые. Сегодня стоимость газа в мире переваливает за $2 500 за тысячу кубометров. Во-первых, это очень дорого. Во-вторых, украинская власть не может и не хочет повышать тарифы для населения в период боевых действий.

Руководство страны уже заявило, что зимой цена газа для бытовых потребителей будет заморожена на уровне ₴7,99 за кубометр, а для предприятий ЖКХ — ₴7,60. При этом текущая рыночная стоимость голубого топлива на Энергетической бирже Украины составляет от ₴30 до ₴36 за кубометр.

Все это подразумевает грандиозные убытки — прежде всего для НАК «Нафтогаз». Поэтому отечественный монополист предлагает два варианта — либо уменьшить потребность в газе и начать отопительный сезон с опозданием, чтобы в октябре и в ноябре тратить не по 2–3 млрд, а только по 1 млрд кубометров газа, либо снизить среднюю температуру тепла, поставляемого предприятиями ЖКХ.

Пока руководство страны не поддерживает идею «Нафтогаза», но и не объясняет, как и чем планирует покрывать многомиллиардные убытки.

Найти адекватный ответ действительно сложно. Чтобы «Нафтогаз» смог пополнить запасы газа импортом до приемлемого уровня, правительству Украины придется выделить монополисту около $1 млрд. При этом на скорое погашение долга рассчитывать не приходится.

Возможно, Киев сможет убедить Вашингтон в необходимости предоставить Украине в рамках ленд-лиза соответствующий кредит (в денежной или газовой форме). Тогда государство заполнит хранилища топливом, не думая о том, где взять на это деньги.

По словам главы Кабмина, возможно, кредит на $700 млн поступит от Канады. Но пока это лишь разговоры, а зима уже рядом. Вероятно, в этом году отопительный сезон придется начать позже, чем необходимо, чтобы газа хватило на всю зиму.

Альтернатива пока не греет

В 2020 году население сократило потребление природного газа на 50% — в сравнении с 2014 годом. Часть граждан перешла на отопление дровами и топливными брикетами. В некоторых регионах внедрены новые технологии, позволившие использовать энергию ветра и солнца для освещения и обогрева.

К сожалению, явных поводов для оптимизма пока нет, ведь доля альтернативных источников в общем объеме потребляемой энергии составляет лишь 3%.

Да, в сравнении с 2014 годом этот показатель в энергетическом балансе вырос в 2 раза. Но пока реальной альтернативой углю и газу остаются дрова и торф, а вовсе не солнечные и ветровые электростанции.  

Вопросов больше, чем ответов

Судя по официальным заявлениям руководства Украины, существуют некие минимальные запасы угля и природного газа. Возможно, их будет достаточно, и страна сможет успешно перезимовать.

Не стоит забывать о заоблачной стоимости импортных энергоносителей. Если зима окажется аномально холодной, государству будет сложно оперативно закупить за границей уголь и газ без внешнего финансирования.

Чего ждать от ситуации с Запорожской АЭС? Может ли Украина рассчитывать на поставки электроэнергии с этой станции? Ответов на непростые вопросы пока нет ни у кого.

Слишком велико количество непрогнозируемых рисков, и почти все они так или иначе связаны с войной. В сложившейся ситуации вопрос бесперебойности поставок электричества и тепла в жилье украинцев зависит не столько от экономических или энергетических аспектов, сколько от хода, характера, географии и масштаба боевых действий.

Понятно, что страна будет усиленно экономить ресурсы и бороться за снижение потерь, но в условиях войны бережливость и соблюдение правил энергосбережения, к сожалению, не гарантируют света и тепла в домах. Зима уже близко, она действительно будет непростой, а все особенности грядущего отопительного сезона будут формироваться под влиянием боевых действий.

Подпишись на наш телеграм канал

только самое важное и интересное

Подписаться
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читать также

Американский орел расправляет крылья

Американский орел расправляет крылья

Настигнет ли Америку экономический спад в 2023 году? Удастся ли ФРС взять под контроль инфляцию, не отправив бизнес в нокаут? Справятся ли Штаты с новыми вызовами, усиливающими традиционные геополитические риски?

29 декабря 2022 г.

Экономический кризис 2022 года, или Что случилось с мировой экономикой?

Экономический кризис 2022 года, или Что случилось с мировой экономикой?

Ситуация на мировом экономическом рынке буквально подошла к краю пропасти: о скором наступлении рецессии говорят многие факторы. Что же происходит в мире и почему экономическая ситуация так стремительно ухудшается?

14 декабря 2022 г.

Индийский слон сбавляет ход

Индийский слон сбавляет ход

На фоне мрачных перспектив глобального хозяйства экономическая ситуация в Индии остается «лучом света». Но надолго ли? Какие риски и вызовы ждут прежде весьма динамичную индийскую экономику? Ищем ответы на эти вопросы в статье — первой из серии экономических прогнозов по ключевым странам мира.

1 декабря 2022 г.

Снимаем деньги с украинской банковской карты в Польше

Снимаем деньги с украинской банковской карты в Польше

Немалое количество граждан Украины из-за военных действий на территории страны эмигрировало в Польшу. И теперь одной из главных проблем для них является поиск возможности снятия средств с украинских карт и пересылки денег на родину. Какими способами это можно сделать — рассказываем в нашем материале.

30 ноября 2022 г.

Что такое ИОДА, и почему украинский бизнес ничего хорошего не ждет

Что такое ИОДА, и почему украинский бизнес ничего хорошего не ждет

Приоритетной задачей украинских предприятий сейчас остается необходимость пережить военное время с минимальными потерями. Всем ли это удается? Расскажет индекс ожиданий деловой активности.

17 ноября 2022 г.

Интрига вокруг российского бюджета

Интрига вокруг российского бюджета

После профицитного бюджета-2021 Россия — вопреки всем прежним прогнозам — возвращается к бюджетному дефициту. Возможно, на целых три года подряд. Уже в следующем году дефицит составит ₽2,9 трлн, или 2% ВВП. Насколько реалистичны надежды властей, что «дыру» в казне удастся закрывать за счет внутренних заимствований? Как это может повлиять на инфляцию?

9 ноября 2022 г.

{"type":"article","id":4156,"isAuthenticated":false,"user":null}