Конец финансового рая? В G7 договорились о едином налоге для гигантов

Конец финансового рая? В G7 договорились о едином налоге для гигантов

15.07.2021

Время прочтения - 9 мин.

Многолетние переговоры стран G7 завершились в английском графстве Корнуолл договоренностью об унификации налоговых схем. После запуска новой программы США, Великобритания, Франция, Германия, Италия и Канада смогут пополнить свою казну миллиардами долларов, которые прикроют бюджетные бреши, образовавшиеся из-за пандемии COVID-19 или, как в США, — из-за сокращения государственных доходов от нефтегазовой индустрии.

Пандемия COVID-19 нанесла колоссальный урон экономикам стран. Кроме миллиардов недополученной прибыли, большинство развитых государств столкнулись с беспрецедентными расходами на здравоохранение и социальную сферу.

«Заливать» дыры пришлось бюджетными средствами. Так, например, в Японии упущенная прибыль составила $1,2 трлн (24% ВВП), при этом страна выделила на поддержку экономики $555 млрд (11% ВВП). Германия недополучила $1,2 трлн (30,8% ВВП) и еще $316 млрд (8,3%) потратила на поддержание экономической стабильности. По объему вливания средств в экономику пальму первенства удерживает США — правительство этой страны выделило небывалые $5,1 трлн на латание образовавшихся в результате пандемии дыр. Для сравнения: в «великую рецессию» 2008 года было выделено «всего» $1,8 трлн). Теперь администрации Джо Байдена, а также правительствам других стран, нужно в срочном порядке искать источники возмещения щедрых ковидных выплат.


Финал гонки за налогами

Дефицит бюджетных денег напомнил экономическим правительствам о давней проблеме — недополученных налогах с крупных транснациональных компаний. Технологические корпорации — самые очевидные «овцы для стрижки», поскольку имеют низкие предельные издержки производства (за счет чего и обеспечивают рекордные темпы роста). Кроме прочего, они стали одними из главных бенефициаров «ковидной экономики»: самоизоляция заставила людей проводить больше времени с гаджетами и чаще совершать платежи, связанные с виртуальным миром.

Как следствие, чистые доходы Facebook выросли с $18,5 млрд до $29,1 млрд в 2020 г. А чистые доходы Alphabet (материнской компании Google) — с $34,3 млрд в 2019 до $40,3 млрд в 2020 г. Крупнейшая в мире платформа электронной коммерции, компания Amazon, заработала $11,6 млрд в 2019 и 21,3 млрд в 2020 г.
Разумеется, доходы от деятельности таких крупных транснациональных корпораций — лакомый кусок для любого бюджета.
В свою очередь корпорации могут с легкостью переносить центры прибыли из одного места в другое — туда, где условия слаще. Такой расклад заставлял экономические правительства конкурировать за привлечение компаний-гигантов на свои территории и демпинговать налоговыми ставками. В течение десятилетий ставки корпоративного налога фактически двигались только в одном направлении — вниз.

Текущую ситуацию отлично охарактеризовала министр финансов США Джанет Йеллен. Она назвала происходящее «30-летней гонкой за снижение ставок корпоративного налога».
Все это привело к тому, что бюджет государств, на территориях которых базировался бизнес, недополучал крупные суммы, ведь вместо того, чтобы регистрировать свои филиалы в странах локации, предприниматели оформляли их в государствах с низкими налоговыми ставками и декларировали всю полученную прибыль там.
Глубину проблемы действующей системы налогообложения показывает кейс ирландского филиала компании Microsoft. В прошлом году на прибыль в $315 млрд в самой Ирландии компания не заплатила ни единого евро, потому что официально была зарегистрирована на Бермудах.

Провал прежней налоговой политики ЕС отражает и ряд поражений Евросоюза в юридических спорах с американскими технологическими гигантами. Так, недавно суд отменил распоряжение Еврокомиссии, которое обязывало Amazon доплатить налоги в Люксембурге — теперь корпорация получит обратно €56 млн ранее уплаченных налогов.

Еще один спор, который на данный момент также закончился не в пользу Евросоюза, позволил Apple уклониться от уплаты налогов в Ирландии. Дело все еще рассматривается в высшей судебной инстанции ЕС — Европейском суде.

«Гонка за налогами» негативно сказывалась также на малых и средних предприятиях. В отличие от гигантов, которые в случае повышения налогов могли перенести бизнес в офшорные страны, малому и среднему бизнесу приходилось брать «налоговый груз» на себя: для них релокация практически невозможна.
Изменение привычной системы налогообложения может положительно сказаться на экономиках, потому что это позволит более равномерно распределять налоги по налоговой базе.

О чем договорилась «Большая семерка»

Во время переговоров в Лондоне министры финансов G7 отметили, что международные корпорации должны платить налоги в тех странах, где они зарабатывают, а не там, где они зарегистрированы. По мнению «Большой семерки», введение единых налоговых схем для транснациональных гигантов создаст равные условия ведения бизнеса в разных странах, не оставив таким корпорациям, как Google, Amazon и др. возможности для ухода от уплаты налогов.

 

Глава Минфина ФРГ Олаф Шольц назвал достигнутую договоренность «налоговой революцией». Источник Twitter чиновника

 

Скоро вступит в силу единый налог на прибыль корпораций, который будет не ниже 15%.

Налоги будут платить крупнейшие мировые компании с рентабельностью не менее 10%. Согласно плану 20% любой прибыли свыше этих 10% будут перераспределены, а затем обложены налогом в странах, где ведутся продажи — так, чтобы общая ставка корпоративного налога была не ниже 15%.

Теперь, если корпорация платит меньше минимальной ставки налога в другой стране, ей придется компенсировать налоговую разницу в своей. Например, при пятипроцентном налоге на Карибах еще 20% придется уплатить компании в стране, где находится ее штаб-квартира.
Такой маневр не только заставит корпорации платить налоги там, где была получена прибыль, но и исключит налоговый демпинг внутри «Большой семерки». Также он может стать рычагом давления на другие страны, в том числе входящие в «группу двадцати» (G20).


По мнению британского политика Риши Сунака, новая модель системы налогообложения лучше отвечает современной действительности: «После многолетних обсуждений министры финансов G7 достигли исторического соглашения реформировать мировую налоговую систему, для того чтобы она соответствовала глобальной цифровой эре».

Канцлер Казначейства Великобритании считает, что транснациональные технологические гиганты должны платить свою справедливую долю налогов. Источник Twitter чиновника

 

Как отреагировали корпорации

Безусловно, мы не можем с уверенностью сказать, как именно отнеслись корпорации-гиганты к новости об унифицированной системе налогов. Однако складывается (внешнее) впечатление, что они не просто не возражают против новшеств, но даже их поддерживают.

Так, представитель Amazon отметил, что решение G7 принесет дополнительную стабильность. А компания Google официально заявила, что одобряет проделанную работу по модернизации международных налоговых правил. При этом добавила, что рассчитывает на то, что страны продолжат совместную работу для обеспечения баланса на рынке и скорейшей ратификации глобального налога.

Ранее глава Facebook Марк Цукерберг заявил, что знает о недовольстве по поводу налогообложения технологических компаний в некоторых странах Европы.

«Мы тоже хотим налоговую реформу, и я рад, что ОЭСР рассматривает ее», — сообщил он.

Такая открытость к переменам, возможно, связана с тем, что соглашение о глобальном корпоративном налоге снимает вопрос о дополнительных сборах на цифровые услуги, которым в некоторых странах подвергались гиганты вроде Facebook и Google.

Напомним, в 2019 году небывалый скандал разразился из-за ввода Францией в одностороннем порядке временного цифрового налога в 3%, который в большей степени затронул крупные американские корпорации.

Тогда администрация президента США Дональда Трампа назвала французский налог дискриминационным по отношению к американским компаниям; официальный Вашингтон пригрозил штрафными санкциями на французские товары и вино.

В 2020 г. Организация экономического сотрудничества шагнула дальше и призывала добиться общего для 137 стран-участниц решения вопроса о вводе цифрового налога, исходя из масштабов присутствия онлайн-бизнеса в той или иной стране.

Шаг оказался почти таким же большим для человечества, как тот, который прокомментировал Армстронг, ступив на Луну в 1969 году.

Полная налоговая ясность

Кроме ясности в налоговой системе, достигнутая договоренность выравнивает шансы американских компаний в глобальной конкуренции на мировых рынках.
Тем не менее без «помарок» на идиллической картине налогового маневра не обошлось. Его эффект для компаний и рынка акций пока неоднозначен. Очевидно, что, с одной стороны, корпорации выиграют от общего роста экономики, с другой — столкнутся со снижением прибыли в результате ужесточения конкуренции. По мере подключения к соглашению других стран, американским гигантам все сложнее будет скрывать налоги, что может привести к отложенным негативным ожиданиям в котировках акций.
Уже ясно, что историческое соглашение G7 нанесет урон доходам офшорных стран, например, Ирландии, но в целом позитивно скажется на мировой экономике.

Маневр даст шанс бюджетам собрать нужные суммы, чтобы выровнять и впоследствии упрочить состояние национальных экономик, потрясенных пандемией. А для корпоративных гигантов сделает налоговую систему надежнее и понятнее.

Возможно, перед нами редкий пример, когда от ужесточения регулирования и повышения налогов в выигрыше остаются все. Или — почти все.

Подпишись на наш телеграм канал

только самое важное и интересное

Подписаться
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читать также

Американский орел расправляет крылья

Американский орел расправляет крылья

Настигнет ли Америку экономический спад в 2023 году? Удастся ли ФРС взять под контроль инфляцию, не отправив бизнес в нокаут? Справятся ли Штаты с новыми вызовами, усиливающими традиционные геополитические риски?

29 декабря 2022 г.

Экономический кризис 2022 года, или Что случилось с мировой экономикой?

Экономический кризис 2022 года, или Что случилось с мировой экономикой?

Ситуация на мировом экономическом рынке буквально подошла к краю пропасти: о скором наступлении рецессии говорят многие факторы. Что же происходит в мире и почему экономическая ситуация так стремительно ухудшается?

14 декабря 2022 г.

Индийский слон сбавляет ход

Индийский слон сбавляет ход

На фоне мрачных перспектив глобального хозяйства экономическая ситуация в Индии остается «лучом света». Но надолго ли? Какие риски и вызовы ждут прежде весьма динамичную индийскую экономику? Ищем ответы на эти вопросы в статье — первой из серии экономических прогнозов по ключевым странам мира.

1 декабря 2022 г.

Снимаем деньги с украинской банковской карты в Польше

Снимаем деньги с украинской банковской карты в Польше

Немалое количество граждан Украины из-за военных действий на территории страны эмигрировало в Польшу. И теперь одной из главных проблем для них является поиск возможности снятия средств с украинских карт и пересылки денег на родину. Какими способами это можно сделать — рассказываем в нашем материале.

30 ноября 2022 г.

Интрига вокруг российского бюджета

Интрига вокруг российского бюджета

После профицитного бюджета-2021 Россия — вопреки всем прежним прогнозам — возвращается к бюджетному дефициту. Возможно, на целых три года подряд. Уже в следующем году дефицит составит ₽2,9 трлн, или 2% ВВП. Насколько реалистичны надежды властей, что «дыру» в казне удастся закрывать за счет внутренних заимствований? Как это может повлиять на инфляцию?

9 ноября 2022 г.

{"type":"article","id":2070,"isAuthenticated":false,"user":null}