МВФ и Украина: и снова здравствуйте?

МВФ и Украина: и снова здравствуйте?

18.01.2021

Время прочтения - 8 мин.

21 декабря в Украину в онлайн-режиме прибыла очередная миссия МВФ, а 11 января фонд возобновил работу по первому пересмотру действующей программы Stand-by. Представители этого авторитетного международного института ежеквартально посещают нашу страну: так предусмотрено условиями кредитного договора. Здесь они встречаются с членами правительства и руководством НБУ, чтобы совместно проанализировать выполнение Меморандума МВФ-Украина. 

Ждем новых претензий?

Особое внимание чиновники МВФ обращают на экономические нормативы, которые Киев обязуется выполнять в рамках подписанного договора. Часто их называют маяками. Но помимо сугубо экономических индикаторов есть еще и так называемые реформы: это действия, которые руководству страны необходимо осуществить в соответствии с рекомендациями МВФ для реформирования национальной экономики. 

По результатам работы миссии Фонд принимает решение — выдать новый транш Украине или воздержаться от финансирования. Сегодня действует соглашение Stand-by, предусматривающее предоставление стране суммарно около $4 млрд, но пока она получила лишь $1,4 млрд. Судьба остальных денег неясна, ведь действующая программа формально завершается только в декабре 2021 года. И очередная миссия МВФ, скорее всего, просто озвучит новые претензии к руководству Украины.

Когда требования хороши в теории…

Условия Фонда — давно и хорошо известны. Откровенно говоря, они уже всем набили оскомину. Руководство Украины даже выполнило часть рекомендаций, вот только результат оказался далеким от ожиданий. 

К примеру, одно из требований МВФ — создать рынок газа и энергетических услуг по образцу и подобию модели, существующей в ЕС. По замыслу экспертов Фонда, достаточно сформировать в Украине такой рынок, и добыча собственного газа резко возрастет, ТЕЦ и котельные начнут стремительно ремонтироваться и реконструироваться. А самое забавное в том, что западные спецы уверены: зарплаты в Украине ниже, чем в Польше потому, что у поляков есть рынок газа, а у украинцев его нет. Все это, конечно же, теория: любопытная, да и только. 

…а на практике далеки от реалий

А в реальной жизни украинцы теперь действительно могут выбирать поставщиков газа, но тарифы «альтернативщиков» просто зашкаливают. Если смотреть со стороны, картина складывается курьезная. Летом куб газа для населения стоил меньше ₴3, а сейчас он взлетел и превышает ₴7 (достигает даже ₴10–12). Но летом потребление мизерное, и этот тариф мало кому был интересен. А сейчас, когда расходы на голубое топливо растут, проблема обретает особую актуальность. 

А МВФ требует перевести на рыночные рельсы еще и центральное отопление: другими словами, чтобы предприятия, поставляющие тепло и горячую воду в квартиры украинцев, самостоятельно рассчитывали тарифы и предлагали гражданам «рыночные условия». Естественно, при таком подходе цены будут только расти. 

Фонд тем временем настаивает — НАК «Нафтогаз» (а это фактический монополист в Украине) должен быть полностью выведен из-под государственного контроля. МВФ считает так: если монополист не будет подотчетен правительству и государственным контролирующим органам, его работа тотчас наладится, и он еще больше заработает на тарифах на газ для населения.

Независимость или отсутствие контроля?

В Фонде постоянно переживают за независимость НБУ, но при этом совершенно не обращают внимания на то, что в стране толком не работает кредитование бизнеса и ипотеки, что после «банкопада» никак не удается наладить нормальную работу банков. И вряд ли им поможет в этом независимый статус НБУ. Тем более, что любая независимость в Украине неизменно превращается в кумовство и коррупцию. 

МВФ рекомендует списать часть проблемных кредитов в государственных банках, и при этом скромно забывает рассказать гражданам, что списание проведут за счет денег госбюджета. Получается, что население страны заплатит из своего кармана за кредиты, которые были, мягко говоря, неэффективно освоены госбанками.

А еще МВФ всегда упоминает о таргетировании инфляции. Каждый год этот международный институт требует, чтобы инфляция в Украине была на уровне 5% (±1% допустимого отклонения). А НБУ обязан предпринимать всё ради соблюдения данного показателя. Но при этом в МВФ почему-то упускают из виду, что в 2019 году инфляция составила 7,9%, а в 2020 году — 2,5%. Получается, независимый НБУ как-то странно управляет этим индикатором.

Коррупция непобедима?

Конечно же, не забыта и тема искоренения коррупции. По требованию МВФ (и других структур) Украина учредила огромное количество органов, призванных бороться с этим неприглядным явлением. Для работников всех этих ведомств — НАБУ, САП, антикоррупционный суд — установлены очень высокие оклады. Вновь-таки по пожеланию МВФ. Но реального эффекта от их работы нет. И в ближайшем будущем не ожидается. 

По факту борьба с коррупцией свелась к возбуждению уголовных дел по мелким правонарушениям, а крупные коррупционные схемы просто ускользают от внимания антикоррупционных органов. И МВФ задает вопрос — может быть, ведомствам не хватает властных полномочий, не достает денег, или же они просто не нужны. В Фонде задаются вопросом, как наладить их работу. Но задача эта тупиковая: выполнить ее невозможно, однако в МВФ о ней вспоминают постоянно.

Миграция «маяков»

Существует и другие требования — они в большей степени касаются госбюджета, государственных финансов и золотовалютных резервов. Есть «маяки» по росту ЗВР, по объемам эмиссии гривны, по размеру дефицита бюджета и ряду других специфических моментов.

Многие требования мигрируют из одного Меморандума в другой, но их никто не может выполнить. К примеру, «Нафтогаз» по расчетам МВФ просто обязан генерировать громадную прибыль и инвестировать ее в разведку и добычу газа и нефти в Украине. Но на практике ничего подобного не происходит. 

Фонд регулярно рекомендует провести приватизацию Одесского припортового завода. Но не судьба: или он никому нужен, или время для продажи выбирается неудачное. Как бы то ни было, приватизировать это предприятие не удается никому вот уже 7 лет.

А так ли займы нам нужны?

Очень часто звучит вопрос — а действительно ли Украине необходимы кредиты от МВФ? Политики излишне часто спекулируют этой темой и уверяют, что без денег Фонда страна не сможет жить и развиваться, а разрыв сотрудничества завершится дефолтом. Но они явно перекручивают факты.

На текущий момент внешний государственный долг Украины составляет около $51 млрд: тут учтены и кредиты МВФ — $12,8 млрд. При этом в 2021 году Киев должен вернуть Фонду (с учетом процентов) $1,68 млрд. Погашение кредитов МВФ растянуто по срокам, а последняя по плану выплата приходится на 2026 год. 

Выйти из кредитного тупика за счет ЗВР?

Более того, Украина в теории может спокойно погашать кредиты за счет золотовалютных резервов. Как правило, средства от МВФ направляются на увеличение ЗВР: они зачисляются туда ради придания солидности резервам. Сегодня украинские золотовалютные резервы оцениваются примерно в $26 млрд. 

Представим гипотетическую ситуацию: предположим, в 2021 году мы решили полностью погасить долги МВФ за счет ЗВР. Даже такой радикальный шаг не окажет существенного влияния — ни на внутренний валютный рынок, ни в целом на ситуацию в Украине. 

Вдумайтесь — в 2020 году НБУ на межбанковском рынке скупил более $4 млрд. Часть приобретенной валюты пошла на погашение внешних долгов Украины в минувшем году. Аналогично можно сделать и в 2021 — без новых вливаний от МВФ. Дело в том, что любой кредит — это заемные деньги, а их нужно отдавать. 

На конец 2013 года общий долг Украины перед МВФ составлял около $2 млрд: тогда казалось, что вот-вот можно будет окончательно рассчитаться с Фондом и больше не брать у него деньги. Но в 2014–2015 гг. набрали новых кредитов, и теперь их тоже нужно погашать. Откровенно тупиковая ситуация.

Кому выгодно?

Спекуляции на теме кредитов по душе политикам, привыкшим мобилизовать электорат путем нагнетания истерии — тема сотрудничества с МВФ выгодна им исключительно с политической точки зрения. А вот с экономической точки зрения партнерство с Фондом скорее вредит экономике Украины, нежели способствует ее развитию. 

И, пожалуй, было бы здорово, если бы очередная миссия МВФ отказалась рекомендовать руководству выдачу Киеву очередного транша. Может, лучше обойтись без этих денег, да и без советов Фонда? Как вы считаете?

Подпишись на наш телеграм канал

только самое важное и интересное

Подписаться
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читать также

Американский орел расправляет крылья

Американский орел расправляет крылья

Настигнет ли Америку экономический спад в 2023 году? Удастся ли ФРС взять под контроль инфляцию, не отправив бизнес в нокаут? Справятся ли Штаты с новыми вызовами, усиливающими традиционные геополитические риски?

29 декабря 2022 г.

Экономический кризис 2022 года, или Что случилось с мировой экономикой?

Экономический кризис 2022 года, или Что случилось с мировой экономикой?

Ситуация на мировом экономическом рынке буквально подошла к краю пропасти: о скором наступлении рецессии говорят многие факторы. Что же происходит в мире и почему экономическая ситуация так стремительно ухудшается?

14 декабря 2022 г.

Индийский слон сбавляет ход

Индийский слон сбавляет ход

На фоне мрачных перспектив глобального хозяйства экономическая ситуация в Индии остается «лучом света». Но надолго ли? Какие риски и вызовы ждут прежде весьма динамичную индийскую экономику? Ищем ответы на эти вопросы в статье — первой из серии экономических прогнозов по ключевым странам мира.

1 декабря 2022 г.

Снимаем деньги с украинской банковской карты в Польше

Снимаем деньги с украинской банковской карты в Польше

Немалое количество граждан Украины из-за военных действий на территории страны эмигрировало в Польшу. И теперь одной из главных проблем для них является поиск возможности снятия средств с украинских карт и пересылки денег на родину. Какими способами это можно сделать — рассказываем в нашем материале.

30 ноября 2022 г.

Что такое ИОДА, и почему украинский бизнес ничего хорошего не ждет

Что такое ИОДА, и почему украинский бизнес ничего хорошего не ждет

Приоритетной задачей украинских предприятий сейчас остается необходимость пережить военное время с минимальными потерями. Всем ли это удается? Расскажет индекс ожиданий деловой активности.

17 ноября 2022 г.

Интрига вокруг российского бюджета

Интрига вокруг российского бюджета

После профицитного бюджета-2021 Россия — вопреки всем прежним прогнозам — возвращается к бюджетному дефициту. Возможно, на целых три года подряд. Уже в следующем году дефицит составит ₽2,9 трлн, или 2% ВВП. Насколько реалистичны надежды властей, что «дыру» в казне удастся закрывать за счет внутренних заимствований? Как это может повлиять на инфляцию?

9 ноября 2022 г.

{"type":"article","id":990,"isAuthenticated":false,"user":null}