Над Беларусью сгущаются санкционные тучи

Над Беларусью сгущаются санкционные тучи

07.06.2021

Время прочтения - 11 мин.

Масштабный политический кризис, развернувшийся в Беларуси после президентских выборов 2020 года, не лучшим образом сказывается на экономике страны. Кроме внутренних проблем, официальный Минск вынужден реагировать на растущее количество санкций, в частности, отвечая коллективному Западу той же монетой.

В черный список Евросоюза попали 88 человек, включая лидера страны Александра Лукашенко и его сына Виктора, занимающего пост советника президента по нацбезопасности. Ограничения коснулись и семи белорусских организаций, связанных в основном с военной отраслью:

  • ЗАО «Белтехэкспорт», известное по поставкам вооружений и военной техники за рубеж, в том числе в страны Африки, Южной Америки, Азии и Ближнего Востока;
  • девелоперская компания Dana Holdings, ведущая активное строительство в столице Беларуси;
  • государственное учреждение «Главное хозяйственное управление» Управления делами президента;
  • ИT-компания Synesis;
  • ОАО «Электромеханический завод АГАТ», разрабатывающее автоматизированные системы управления и электронику;
  • АО «140 ремонтный завод», специализирующееся на переоборудовании и модернизации бронетанковой техники;
  • Минский завод колесных тягачей (МЗКТ).

Соответствующие правовые акты, включая полный список физических и юридических лиц, опубликованы в Официальном вестнике Еврокомиссии (Official Journal of European Council). Из них следует, что ратифицированные пакеты санкций будут действовать как минимум до конца февраля 2022 года.

Стоит отметить, что Беларусь не впервые сталкивается с подобными мерами: в 2010 году, во время предыдущих выборов, ЕС так же вводил ограничения против ряда организаций и граждан РБ. При этом сейчас, несмотря на более острый политический кризис, санкции реализовываются медленнее и кажутся не такими болезненными, как десять лет назад.

Несмотря на призыв лидера белорусской оппозиции Светланы Тихановской к развертыванию более ощутимых ограничений в отношении действующего режима, с октября прошлого года приняты, в основном, индивидуальные ограничения, а не секторальные или нацеленные на серьезное экономическое давление.

«Я призывала раньше и буду призывать снова к независимому, справедливому и прозрачному международному расследованию серьезных нарушений прав человека в Беларуси», — заявила Тихановская, подчеркнув, что «пришло время реальных действий».

К тому же некоторые бизнесмены, изначально фигурировавшие в списках, смогли избежать проблем. Так, по сообщениям ряда белорусских и западных СМИ, предприниматель Алексей Олексин, руководитель СЗАО «Энерго-Оил» (активный участник транзитной, табачной, банковской и других отраслей), а также владелец продовольственных компаний «Санта Бремор» и «Савушкин продукт» Александр Мошенский были удалены из него незадолго до заседания Европейской комиссии. Как отмечают эксперты, некоторым помогло избежать удара явное лоббирование, другим — скрытые договоренности.
Резонно предположить, что такая «нерасторопность» связана с внутренними политическими причинами — сегодня Европа не так едина, как в 2010 году. Санкции налагаются совместной резолюцией стран ЕС, но в текущей ситуации сложно согласовать решения так, чтобы их поддержали в равной мере Германия с Францией и Польша с Венгрией.

В небе тревожно

Вероятно, после недавнего инцидента с рейсом Афины — Вильнюс авиакомпании Ryanair, взорвавшего мировое информационное пространство, Евросоюз ужесточит свою политику в отношении режима Лукашенко и ускорит внутренние процессы, связанные с принятием санкций.

Напомним, гражданский самолет с белорусским оппозиционным блогером Романом Протасевичем на борту был перехвачен истребителем ВВС Беларуси и совершил вынужденную посадку в Минске. Основатель издания НЕХТА задержан, власти страны подозревают его в организации массовых беспорядков.

Практически сразу после приземления борта последовал ряд заявлений мировых лидеров, выражающих крайнюю обеспокоенность случившимся.

24 мая стало известно, что Евросоюз рассмотрит возможность запрета полетов «Белавиа» на свою территорию, а также отмены рейсов европейских авиакомпаний в Беларусь. По информации Bloomberg, вопрос об усилении санкций будет обсуждаться в начале июня в Брюсселе.
Reuters, ссылаясь на канцелярию президента Франции Эммануэля Макрона, сообщило, что международная организация гражданской авиации (ИКАО) получила запрос на приостановку полетов над Беларусью. О решении полностью прекратить воздушное сообщение с РБ заявила Украина.

Премьер-министр Литвы Ингрида Шимоните сказала: «Воздушное пространство Беларуси небезопасно для всех. Должны быть приняты эффективные меры для защиты лиц, которые подвергаются риску пострадать от неадекватных действий режима. Мы будем работать над тем, чтоб закрыть воздушное пространство Беларуси для международных полетов».

ЧП в небе повлекло за собой ощутимые дипломатические последствия. По данным Reuters, глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила о заморозке инвестиционной помощи ЕС для Беларуси на сумму €3 млрд — «до тех пор, пока Беларусь не станет демократической».

Такой хоккей Беларуси не нужен

Но еще до эксцесса с самолетом Ryanair некоторые европейские компании говорили о возможности введения своих, секулярных, санкций против режима Лукашенко. В итоге компании-спонсоры чемпионата мира по хоккею с шайбой 2021 года отказались финансировать мероприятие, проведение которого планировалось в Минске.
Важным рычагом негосударственного давления на режим является и то, что Беларусь одномоментно потеряла доступ к большей части международных финансов. Последние годы страна грамотно диверсифицировала свой долг. Сейчас же, после непризнания результатов президентских выборов большинством западных стран, ни о рефинансировании госдолга за счет денег международных фондов, ни об инвестициях в инфраструктурные проекты со стороны Европейского банка реконструкции и развития и Всемерного банка речь не идет. Китай, имеющий собственные резоны, также не спешит на выручку.

Начиная с августа 2020 года для решения этой проблемы власти Беларуси могут обратиться только к Российской Федерации. При этом госдолг РБ является в достаточной мере проблемным из-за стоимости обслуживания и того, что большая его часть номинирована в иностранной валюте.
К весне 2021 года к санкционному процессу подключились и США. Прежде администрация Байдена была занята прошедшими в Америке выборами и трансфером власти от республиканцев к демократам, но недавно приняла первые меры в отношении Беларуси. Готовящийся пакет ограничений сильно отличается по своему качеству от уже принятых европейских: основное внимание в нем уделяется компаниям, а не персонам.

Кто попадет под прессинг?

В первую очередь давление почувствуют предприятия белорусской «нефтянки». Концерн «Белнефтехим» не первый раз оказывается под американскими санкциями. Но, в отличие от 2010 года, их особенность заключается не в запрете на торговлю между резидентами США и определенными белорусскими организациями, а в том, что новый пакет может сделать юрлица токсичными. В этом случае запустится механизм, при котором каждый контрагент, продолживший торговать с компаниями из черного списка, автоматически попадет под аналогичные ограничения.
Мы уже наблюдали, как работает эффект домино на примере российского «Северного потока». Во избежание вторичных санкций США ряду крупных европейских компаний пришлось отказаться от участия в его строительстве. Пока что информация о запуске механизма токсичности в отношении Беларуси лежит в области слухов. Но уже сегодня видна настороженность, с какой значимые российские предприятия работают с белорусскими партнерами. В частности, нефтедобывающие компании в РФ рассматривают возможность приостановки поставок черного золота на профильные предприятия РБ, фигурирующие в санкционном списке США.




В случае, если опасения оправдаются, и российские поставщики побоятся вторичных санкций, перекачка нефти в Беларусь будет существенно снижена, а значит упадут и валютная выручка, и доходы бюджета. Кроме того, нефтяные компании РФ могут использовать ситуацию, чтобы оказать давление на белорусские предприятия и выторговать себе лучшие условия.
Даже если стороны найдут механизмы для обхода нежелательных обстоятельств, минимальными их последствиями станет рост всевозможных издержек, которые приблизят белорусскую «нефтянку» к кризису.

Skoda и все-все-все

Отдельно стоит рассмотреть вопрос белорусских контрсанкций, которые правительство Лукашенко уже начало применять к ряду европейских компаний. В частности, под ответные меры попали немецкие Liqui Moly и Nivea, а также чешская Skoda. Причем с последней произошел курьез. Дело в том, что Skoda имеет сборочные цеха в Российской Федерации, и значительная часть автомобилей, продаваемых в Беларуси, шла в страну именно из РФ. Таким образом, запрет на продажу машин этой марки на территории РБ в большей степени повлиял на российских партнеров, чем на головной офис концерна.
Если говорить о перспективе, то действующее правительство Беларуси собственноручно может нанести еще более травматичные удары по своей экономике. В частности, Александр Лукашенко неоднократно заявлял, что ближайшие европейские страны — Литва, Латвия и Польша, — сотрудничающие с Минском в сфере транзитного бизнеса, ощутимо пострадают в случае изменения маршрутов белорусской стороной.

«Я поручил правительству внести предложение о переориентации всех торговых потоков с портов Литвы на другие. Вот мы и посмотрим, как они будут жить. 30 процентов литовского бюджета формируют наши грузоперевозки. Что еще надо? Зажрались. Поэтому поставим на место», отметил белорусский лидер.

Пока неясно, насколько серьезны эти угрозы, но если действующий президент не просто бравирует, то гораздо опаснее они звучат для самой РБ, нежели для Европы.
Доходы от транспортного и транзитного бизнеса составляют значительную часть такого макроэкономического показателя, как ВВП. При этом любой человек, имеющий доступ к Google Maps, может заметить, что маршрут для грузов, идущих через Беларусь, можно проложить и через другие страны. Очевидно, что обходной путь будет чуть более долгим и обойдется торговым партнерам дороже. Но так или иначе, западные транзитные компании с проблемой справятся. А вот что будет с белорусским бизнесом — большой вопрос.

Предчувствие нелегких времен

Торговые войны мало кому помогают. Близкий к ситуации в Беларуси пример — история с «антисанкциями» в РФ. По подсчетам директора Центра экономических и финансовых исследований и разработок, профессора Натальи Волчковой и старшего научного сотрудника РАНХиГС Полины Кузнецовой, они обходятся российской стороне в ₽445 млрд ежегодно. Отразились принятые меры даже на продуктовой корзине граждан страны, на 30% снизивших потребление говядины (с заменой ее свининой и мясом птицы), на 22% — рыбы и на 14% — сыра.

Говоря о Беларуси, важно понимать, что это — малая и открытая система. В то же время соседи РБ являются частью гораздо большей экономики — Евросоюза. Разумеется, это довод — не в пользу Минска. Александр Лукашенко явственно намекает на возможность ухудшения положения ряда иностранных компаний, работающих на РБ.

«Если европейцы хотят проблем в связи с этими санкциями, они их получат. Больше ничего не буду говорить, время покажет. Вас попрошу, дайте мне информацию о наиболее крупных проектах и предприятиях, созданных на территории Беларуси. Посмотрим на их работу», — сказал Лукашенко, принимая с докладом премьер-министра страны Романа Головченко.

Однако надо признать, что в первую очередь от таких действий пострадают белорусы, трудоустроенные на предприятиях международных компаний. А также — бюджет государства, куда они платят налоги. Вероятно, санкции не закончатся в скором времени и в совокупности с другими факторами будут подтачивать экономику Беларуси. Станем ли мы свидетелями скорой отраслевой драмы, или ограничения будут вводиться так медленно, что режим Лукашенко успеет к ним адаптироваться — вопрос остается открытым.

Подпишись на наш телеграм канал

только самое важное и интересное

Подписаться
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читать также

Уходя — (не) уходи?

Уходя — (не) уходи?

С 24 февраля продолжается уход западных компаний с российского рынка. Но стратегии выхода у всех разные. Одни решительно рвут все связи, другие лишь демонстрируют исход, третьи оставляют для себя лазейки, позволяющие «потом» вернуться в РФ с минимальными финансовыми потерями.

8 июля 2022 г.

Более 100 компаниям из ЕС не помеха санкции против России

Более 100 компаниям из ЕС не помеха санкции против России

Исследование показало, что более 100 компаний из стран Европейского Союза продолжают работать в России почти четыре месяца после того, как вторжение в Украину вызвало ряд международных санкций против Москвы. Об этом сообщает Bloomberg. 116 компаний ЕС составляют почти половину из 247 многонациональных компаний, которые все еще ведут бизнес в стране, несмотря на растущее общественное давление с целью наказать режим президента Владимира Путина за нападение. Об этом говорится в исследовании, прове...

17 июня 2022 г.

Burger King столкнулась с юридическими сложностями при уходе из РФ

Burger King столкнулась с юридическими сложностями при уходе из РФ

В течение как минимум десяти лет формула европейской экспансии Burger King основывалась на партнерстве с совместными предприятиями, включая главного франчайзи, для открытия и управления новыми заведениями, пишет Reuters.  Но теперь у сети быстрого питания в России появились серьезные проблемы. После февральского вторжения России в Украину ей не удалось выйти из партнерства или закрыть около 800 франчайзинговых точек. Burger King прекратил корпоративную поддержку своих заведений в России в март...

3 июня 2022 г.

В ЕС не могут договориться о новом пакете санкций против РФ

В ЕС не могут договориться о новом пакете санкций против РФ

Лидеры Европейского Союза встретятся в понедельник, чтобы заявить о дальнейшей поддержке Украины. Они хотят помочь ей отразить вторжение России, но переговоры могут быть омрачены их неспособностью согласовать новый пакет санкций против Москвы, пишет Reuters.  В течение двух дней лидеры блока из 27 стран обсудят, как лучше всего помочь Украине через четыре месяца после вторжения России и как справиться с последствиями конфликта: высокими ценами на энергоносители, надвигающейся нехваткой продовол...

30 мая 2022 г.

{"type":"article","id":1764,"isAuthenticated":false,"user":null}