О меди замолвите слово: почему красный металл так необходим экономике
Фото: Envato

О меди замолвите слово: почему красный металл так необходим экономике

21.12.2022

Время прочтения - 5 мин.

Весь мир рассуждает о нефти и газе, о литии и кобальте. Всех волнуют цены на эти бесспорно жизненно важные сырьевые товары. Но в жарких дебатах мы слишком часто (и совершенно непозволительно) забываем про «Доктора Медь» — один из важнейших для человечества металлов.

Что происходит с медью, какие цены сегодня сложились на рынке, что нас ждет уже завтра? И главное — почему?

Медь — наше все

Первый металл, который человечество начало использовать еще в 8 000 году до нашей эры для изготовления примитивных орудий, даже спустя тысячелетия остается одним из лучших проводников электричества. В этом вопросе медь уступает только серебру, зато радикально выигрывает в ценовом вопросе. Вот почему красный металл является важнейшим звеном в глобальном переходе от ископаемого топлива к альтернативным источникам энергии.

Именно поэтому легендарный промышленник и сопредседатель канадской компании Ivanhoe Mines Роберт Фридланд уверен — мир многие годы откровенно недостаточно инвестировал в отрасль добычи меди, а в ответ получил своеобразную «месть добытчиков» этого металла.

Мир постепенно отказывается от ископаемого топлива и переходит на ветряные, солнечные и иные альтернативные источники энергии. Соответственно, медь будет пользоваться огромным спросом. При этом энергия ветра, безусловно, является наиболее медноемкой, а за ней следуют солнечные батареи.

По данным Международного энергетического агентства, производство морской ветровой турбины требует около 8 тонн меди на мегаватт. Для газовой электростанции — менее 2 тонн на мегаватт. Выпуск среднего автомобиля с двигателем внутреннего сгорания на бензине или дизельном топливе требует около 25 кг меди. При производстве электромобиля ее расходуется в два раза больше.

«Доктор Медь»

В прошлом цена на медь взлетала или падала в зависимости от экономической ситуации в мире. За эту особенность экономисты удостоили металл почетным прозвищем «Доктор Медь», как будто у него есть докторская степень по экономике. Повышение котировок намекало на сильный экономический рост, а снижение цен указывало на рецессию на горизонте.

Сейчас все иначе. Настойчивое желание мира отказаться от углеродов привело к тому, что даже в условиях рецессии цены на медь остаются высокими.

 

Цена на медь вопреки признакам замедления мировой экономики находится в непосредственной близости от своего исторического максимума в $10 845 за тонну. Источник London Metal Exchange

 

Сейчас востребованный металл торгуется более чем по $8 000 за тонну, что значительно выше среднего показателя за 10 лет ($6 750). За два минувших месяца, когда над США, Европой и Китаем сгустились темные экономические тучи, цены на медь выросли фактически на 10%.

Если бы не замедление темпов роста, они могли подняться намного выше. А когда экономический рост ускорится — а это, возможно, произойдет во второй половине 2023 года или в начале 2024 года — котировки меди вырастут довольно сильно.

Начало 2022 года ознаменовано рекордным уровнем цен на этот металл — $10 845 за тонну — поскольку рынок опасался потери российских поставок из-за ситуации в Украине. Эксперты полагают, что к 2025 году стоимость металла может вырасти до $15 000 за тонну. А это означает, что цена меди за 25 лет поднимется в 3 раза.

Отложенный интерес к медным инвестициям

В отличие от других металлов для аккумуляторных батарей (литий, никель и кобальт), спрос на которые зависит от рецептов химического состава АКБ, медь сталкивается с меньшим количеством сложностей. Инженеры действительно могут сократить объемы использования меди в ветровых турбинах и солнечных батареях, но роль металла в электропроводке незаменима. Чем выше потребление электроэнергии миром, тем больше нам нужно меди.

Несмотря на столь очевидные моменты, добыча красного металла остается индустрией, не получающей инвестиции в необходимом ей объеме. Руководители горнодобывающих компаний последние годы не могли похвастаться крупными вложениями в медные рудники.

Но все стремительно меняется. Так, в ноябре BHP Group — крупнейшая горнодобывающая компания мира — сообщила о самом знаковом приобретении за последнее десятилетие. Она заплатила почти $6,5 млрд за австралийскую компанию по добыче меди OZ Minerals.

И это может быть лишь первая ласточка в череде покупок компаний, добывающих красный металл.

Впрочем, они мало кому по карману. К примеру, отраслевой гигант Freeport McMoRan стоит в 13 раз дороже той прибыли, что приносит. Для сравнения, BHP стоит в 7 раз больше, чем зарабатывает. У First Quantum этот показатель составляет 12 раз, а у Antofagasta — 18!

Но потенциальные покупатели не отчаиваются. Они терпеливо ждут подходящего момента для выгодного приобретения. Возможно, он наступит совсем скоро — скажем, в начале 2023 года.

Если США вслед за Европой скатятся в рецессию, а китайская экономика останется в упадке, цены на медь могут упасть ровно до того уровня, когда крупные слияния и поглощения в мире добычи и рафинирования меди станут вновь привлекательными для инвесторов. Но для того, чтобы решиться и вложить миллиарды в участников этого рынка, понадобятся стальные нервы. Точнее, медные.

 

Источник: Bloomberg

Подпишись на наш телеграм канал

только самое важное и интересное

Подписаться
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читать также

{"type":"article","id":4910,"isAuthenticated":false,"user":null}