Продать нельзя оставить: казахстанское правительство обновило приватизационный список

Продать нельзя оставить: казахстанское правительство обновило приватизационный список

22.02.2021

Время прочтения - 6 мин.

Разгосударствление — неизменная рекомендация международных институтов развивающимся странам. Примерно 6 лет назад Казахстан запустил очередную волну приватизации, которая прошла в обстановке двух экономических кризисов. Новый план сделает приватизацию перманентным процессом, подчиняющимся обновленным правилам, презентованным в конце 2020 года. 

В первом плане 2016–2020 гг. было 818 объектов, из которых продали 494 (60%), в новый план на 2021–2025 гг. вошли 670 объектов. Впрочем, не очевидно, что все из них попадут на торги. 

Не можем выбрать

Ключевые проблемы второй волны приватизации в Казахстане не экономические. Ощутимого разгосударствления экономики не получается, поскольку верховные власти страны не могут определиться — готовы ли они начать либеральные реформы или продолжат строить старый-добрый госкапитализм. 

Итогом либеральных реформ будет переход значительной части экономики в руки международных корпораций и казахстанских частных акционеров. Это означает потерю контроля над экономикой, причем над секторами-монополистами. В условиях авторитарного режима утрата экономической власти очень быстро может вылиться в потерю власти политической. 

Альтернативный вариант — госкапитализм — несет возрастающие издержки. В кризис 2015–2016 правительству пришлось спасать крупные госкорпорации, используя в том числе такие экстравагантные для Казахстана схемы, как выкуп 10% доли в крупнейшей в стране нацкомпании «КазМунайГаз» Национальным банком РК. 

Поскольку выбирать приходится из двух плохих вариантов, риски каждого из которых вряд ли вполне осознаются, предпочтение отдается некой средней модели — «казахстанскому варианту». Приватизация в Казахстане продолжается по заданной в последние 5 лет схеме: государство формулирует новые критерии и списки предприятий в республиканской, муниципальной собственности и под контролем нацкомпаний и нацхолдингов, по которым отбираются кандидаты на продажу. 

Затем работа переходит на уровень процедур, где исполнители сталкиваются со всем обилием противоречий процесса и масштабом расхождения интересов государства и нацкомпаний, бизнеса и местных властей. Частным инвесторам нередко предлагались заведомо убыточные предприятия. При этом на них накладывали обязательства не менять вид деятельности или не сокращать персонал. 

Условия жестче

Хотя новый план приватизации выглядит как немного переработанный старый, есть несколько особенностей, которые обращают на себя внимание. В постановлении правительства РК от 29 декабря 2020, которым оформлен план, было предусмотрено пороговое значение стоимости по балансу. Начиная с него предприятия квазигоссектора могли попасть в список на приватизацию. Это значение — 2,5 млн МРП (7,3 млрд тенге или $17 млн). 

Еще одно правило: ликвидация предприятия квазигоссектора, если его не смогли продать по итогам трех проведенных торгов. Это позволит не держать на балансе госсектора компании, не вызывающие интерес у частного бизнеса и ненужные самому государству. 

По бюджетному законодательству все деньги от приватизации республиканской собственности и активов нацкомпаний и холдингов должны передаваться в Нацфонд РК. Средства, полученные от продажи, реорганизации или ликвидации группы из 29 малых компаний-дочек крупнейшего в стране государственного холдинга ФНБ «Самрук-Казына» — как зафиксировано в правилах — в полном объеме сохраняются в холдинге. 

До марта 2021 должна быть завершена подготовка полного перечня компаний квазигоссектора и «дорожных карт» предпродажной подготовки. Анализ и оценка состояния конкурентной среды на товарных рынках, в которых действуют субъекты квазигосударственного сектора, как и «внесение предложений по целесообразности их дальнейшего функционирования на данном товарном рынке» становятся перманентным процессом. 

Компании ждут инвесторов

Что предлагается частным инвесторам? Прежде всего, это доли в национальных компаниях, входящих в состав «Самрук-Казыны». 

Летом прошлого года руководство ФНБ впервые заявило, а в минувшем декабре подтвердило, что сроки вывода на IPO портфельных компаний будут сдвинуты. «КазМунайГаз», «Эйр Астана» и «Тау-Кен Самрук» выйдут на рынок в 2022 году, КТЖ — в 2023. Нет определенности относительно деталей судьбы «Казпочты» и «Самрук-Энерго»: их планировалось продать в 2021, но метод — IPO или реализация стратегическому инвестору — пока не избран. С высокой вероятностью компаниям подыскивают «стратега», поскольку для IPO компаний этих секторов в 2021 году все еще не лучшее время.

Одновременно планируется продавать дочерние предприятия и холдинги самих портфельных компаний «Самрук-Казыны». «КазМунайГаз» должен будет распродать свои европейские активы (KMGI, включая Rompetrol), КТЖ — оператора грузового подвижняка «Казтемиртранс» и «Пассажирские перевозки», а также завод «Тулпар», где ранее собирали вагоны для скоростных поездов Talgo. «Казатомпром» должен реализовать долю в «Каустике» и завод Astana Solar. Нацхолдингу «Байтерек» предлагается приватизировать «Инвестфонд Казахстана», в какой-то момент ставший внутрибайтерековским фондом плохих активов. 

Из республиканской собственности на приватизацию пойдут две гидроэлектростанции, доставшиеся правительству РК после завершения срока действия договора концессии с американской AES — Шульбинская (установленная мощность — 702 МВт) и Усть-Каменогорская ГЭС (356 МВт). Кроме того, государство предлагает избавиться от долей в капитале университетов КазГЮУ и КИМЭП, которые принадлежат Министерству образования РК. 

Приватизационный список делится на две части. В первой — те активы, которые правительство предписывает продать. В их числе 8 активов в республиканской собственности. По ним вопрос решен — их точно продают. 

Список предлагаемых к передаче в частные руки предприятий и долей в них больше — 22 крупные фирмы и 171 малое предприятие из состава нацкомпаний и социально-предпринимательских корпораций, 29 выделенных в особый список компаний, контролируемых «Самрук-Казыной», а также 448 предприятий коммунальной собственности. Среди последних — районные газеты и управления ЖКХ, водоканалы, несколько футбольных клубов, санаториев и пансионатов. Решения в отношении этих активов принимают сами нацкомпании, холдинги и акиматы. 

В этом же списке аэропорты Атырау и Павлодара, которые так и не смогли приватизировать, а в 2019 г. передали под управление местным властям. Воздушные гавани выполнят второй заход на инвестора. 

Подпишись на наш телеграм канал

только самое важное и интересное

Подписаться
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читать также

Американский орел расправляет крылья

Американский орел расправляет крылья

Настигнет ли Америку экономический спад в 2023 году? Удастся ли ФРС взять под контроль инфляцию, не отправив бизнес в нокаут? Справятся ли Штаты с новыми вызовами, усиливающими традиционные геополитические риски?

29 декабря 2022 г.

Экономический кризис 2022 года, или Что случилось с мировой экономикой?

Экономический кризис 2022 года, или Что случилось с мировой экономикой?

Ситуация на мировом экономическом рынке буквально подошла к краю пропасти: о скором наступлении рецессии говорят многие факторы. Что же происходит в мире и почему экономическая ситуация так стремительно ухудшается?

14 декабря 2022 г.

Индийский слон сбавляет ход

Индийский слон сбавляет ход

На фоне мрачных перспектив глобального хозяйства экономическая ситуация в Индии остается «лучом света». Но надолго ли? Какие риски и вызовы ждут прежде весьма динамичную индийскую экономику? Ищем ответы на эти вопросы в статье — первой из серии экономических прогнозов по ключевым странам мира.

1 декабря 2022 г.

Снимаем деньги с украинской банковской карты в Польше

Снимаем деньги с украинской банковской карты в Польше

Немалое количество граждан Украины из-за военных действий на территории страны эмигрировало в Польшу. И теперь одной из главных проблем для них является поиск возможности снятия средств с украинских карт и пересылки денег на родину. Какими способами это можно сделать — рассказываем в нашем материале.

30 ноября 2022 г.

Инвестиции в Казахстан: вера, надежда и объективная реальность

Инвестиции в Казахстан: вера, надежда и объективная реальность

Министерство иностранных дел РК планирует увеличить приток иностранных инвестиций до $25 млрд в 2022 году. Это на $2 млрд больше, чем в прошлом. Куда лучше инвестировать и что интересного может предложить местный рынок?

16 ноября 2022 г.

Интрига вокруг российского бюджета

Интрига вокруг российского бюджета

После профицитного бюджета-2021 Россия — вопреки всем прежним прогнозам — возвращается к бюджетному дефициту. Возможно, на целых три года подряд. Уже в следующем году дефицит составит ₽2,9 трлн, или 2% ВВП. Насколько реалистичны надежды властей, что «дыру» в казне удастся закрывать за счет внутренних заимствований? Как это может повлиять на инфляцию?

9 ноября 2022 г.

{"type":"article","id":1011,"isAuthenticated":false,"user":null}