Рекорды ЗВР Украины — пусть скромный, но успех

Рекорды ЗВР Украины — пусть скромный, но успех

25.01.2021

Время прочтения - 5 мин.

По итогам 2020 года украинские золотовалютные резервы достигли $29,1 млрд. Это большой успех, если учесть, что в последний раз накопить ЗВР в таком объеме удавалось только в 2012 году. За минувший год, несмотря на пандемию, золотовалютные резервы выросли на $3,8 млрд. 

А если бы не паника…

Но могли бы и больше, если бы не прошлогодняя мартовская истерия. Ранней весной 2020 года перед введением карантина на валютном рынке наблюдалось равновесие. Гривна слегка девальвировала, но реальных проблем не предвиделось. А валютная паника началась, как только Кабмин анонсировал введение жесткого локдауна в Украине. 

Курс гривны с 26 взлетел до 29 и уже фактически пересек отметку в 30 за доллар. Ради спасения ситуации НБУ вынужден был активно продавать валюту из «копилки». В итоге только за март-апрель 2020 года НБУ потерял больше $2,5 млрд. При этом за минувший год Национальный банк скупил на межбанке около $5 млрд. Эти средства пошли на увеличение золотовалютных резервов. И если бы не потери периода весенней паники, сегодня ЗВР были бы существенно больше. 

К сожалению, просчеты управленцев дорого обходятся рынку. Спровоцировать валютную панику и создать проблемы не составляет труда. Куда сложнее обеспечить стабильность и равновесие. Но необходимо признать: даже потеряв часть резервов, НБУ сумел стабилизировать ситуацию на валютном рынке и не допустить взлета гривны выше отметки в ₴30. В целом завершение года на курсе 28,5 можно считать успешным результатом деятельности НБУ.

Резервами гривну спасали

По закону, главная цель ЗВР — регулирование курса гривны на валютном рынке. Но в условиях Украины НБУ приходится использовать эти резервы для решения проблем с выплатами госдолга по внешним обязательствам. 

В 2020 году Минфин потратил около $10,4 млрд на погашение внешних долгов (с учетом процентов). Деньги довольно-таки серьезные. И хотя МВФ и дал кредит, его сумма оказалось скромной — всего $1,4 млрд. А потому большая часть этих средств ушла на погашение старых кредитов Фонда. 

Помимо денег МВФ в 2020 году Украина получила кредитные средства от Всемирного банка и ЕС: сумма невелика — около $2 млрд. И чтобы изыскать валюту для погашения старых долгов правительство размещало еврооблигации — примерно на $3 млрд. Минфин также продавал валютные ОВГЗ, аккумулируя валюту для выплат по внешним долгам. При этом министерство все равно частично докупало валюту на межбанковском рынке, а НБУ — продавало ее из ЗВР, чтобы не допустить существенной девальвации гривны. 

В сентябре-октябре 2020 года — в период активного погашения Минфином внешних долгов — НБУ за счет золотовалютных резервов провел интервенции на валютном рынке примерно на $500 млн. В целом за минувший год Национальный банк потратил из ЗВР около $3,8 млрд для поддержания курса гривны.

На фоне соседей меркнем — ни нефти, ни фонда

Хотя у Украины и есть повод гордиться ростом золотовалютных резервов за прошлый год, они явно невелики в сравнении с другими странами. К примеру, ЗВР России составляет $582 млрд, Турции — достигает $49 млрд, Польши — превышает $150 млрд.  

На первый взгляд, близок к уровню Украины Казахстан с $32 млрд в ЗВР. Но в там, как и в России, есть специальные фонды, в которых аккумулируются немалые денежные резервы. В случае необходимости их можно использовать для финансирования дефицита государственного бюджета и поддержания стабильности национальной валюты. 

В Казахстане размер Национального фонда на конец 2020 года составил $58 млрд, а в России Фонд национального благосостояния на тот же период достигал $176 млрд. В минувшем году и Казахстан, и Россия частично использовали средства этих фондов для поддержания внутреннего валютного рынка. Но Украина не может себе позволить такую «копилку». 

Фонды Казахстана, России, Норвегии и ОАЭ наполняются за счет нефти. В связи с тем, что цены на черное золото в мире завышены, добывающие и продающие нефть страны могут позволить себе часть экспортной выручки от ее продажи направлять в специальные фонды. Норвегия таким путем уже накопила более $1 трлн. И все это благодаря высоким ценам на нефть. 

Украина не может похвастать такими солидными запасами черного золота, как Россия или Казахстан (а тем более, как арабские страны), поэтому создать подобный фонд нереально. Нет сверхприбыли от продажи нефти, нечего складывать в «копилку».

Накопить ЗВР поможет стабильность

Украина может и должна максимум внимания концентрировать на росте золотовалютных резервов. Опыт 2020 года показал — даже без нефтедолларов на украинском валютном рынке может быть избыток валюты. Прежде всего за счет продажи СКВ, поступающей в страну от украинских заробитчан, а также благодаря росту экспорта услуг (прежде всего ИТ-сектора). 

Можно, конечно, наращивать золотовалютные резервы за счет кредитов МВФ или ЕС, но это тупиковый вариант, так как любые займы нужно отдавать. А для этого опять придется тратить валюту из ЗВР. Чтобы обеспечить надежность и рост золотовалютных резервов необходимо прежде всего не допускать валютной паники и стараться обеспечивать относительную стабильность курса гривны. 

И не стоит забывать, что в Украине обращается около $90 млрд наличной валюты. Эти деньги действительно могут стать источником роста ЗВР страны. Важно, чтобы НБУ мог без проблем скупать излишки валюты на межбанке, а для этого нужно избегать существенных колебаний курса гривны. 

Опыт свидетельствует — если колебания курса гривны в течение года укладываются в рамки 2,5% (плюс-минус), население охотно избавляется от валюты. А это значит, что НБУ может скупать излишки на межбанке и целенаправленно наращивать золотовалютные резервы на десятки миллиардов долларов. И нужно для этого лишь одно — правильно и грамотно разыграть валютную карту в Украине.

Подпишись на наш телеграм канал

только самое важное и интересное

Подписаться
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читать также

Американский орел расправляет крылья

Американский орел расправляет крылья

Настигнет ли Америку экономический спад в 2023 году? Удастся ли ФРС взять под контроль инфляцию, не отправив бизнес в нокаут? Справятся ли Штаты с новыми вызовами, усиливающими традиционные геополитические риски?

29 декабря 2022 г.

Экономический кризис 2022 года, или Что случилось с мировой экономикой?

Экономический кризис 2022 года, или Что случилось с мировой экономикой?

Ситуация на мировом экономическом рынке буквально подошла к краю пропасти: о скором наступлении рецессии говорят многие факторы. Что же происходит в мире и почему экономическая ситуация так стремительно ухудшается?

14 декабря 2022 г.

Индийский слон сбавляет ход

Индийский слон сбавляет ход

На фоне мрачных перспектив глобального хозяйства экономическая ситуация в Индии остается «лучом света». Но надолго ли? Какие риски и вызовы ждут прежде весьма динамичную индийскую экономику? Ищем ответы на эти вопросы в статье — первой из серии экономических прогнозов по ключевым странам мира.

1 декабря 2022 г.

Снимаем деньги с украинской банковской карты в Польше

Снимаем деньги с украинской банковской карты в Польше

Немалое количество граждан Украины из-за военных действий на территории страны эмигрировало в Польшу. И теперь одной из главных проблем для них является поиск возможности снятия средств с украинских карт и пересылки денег на родину. Какими способами это можно сделать — рассказываем в нашем материале.

30 ноября 2022 г.

Что такое ИОДА, и почему украинский бизнес ничего хорошего не ждет

Что такое ИОДА, и почему украинский бизнес ничего хорошего не ждет

Приоритетной задачей украинских предприятий сейчас остается необходимость пережить военное время с минимальными потерями. Всем ли это удается? Расскажет индекс ожиданий деловой активности.

17 ноября 2022 г.

Интрига вокруг российского бюджета

Интрига вокруг российского бюджета

После профицитного бюджета-2021 Россия — вопреки всем прежним прогнозам — возвращается к бюджетному дефициту. Возможно, на целых три года подряд. Уже в следующем году дефицит составит ₽2,9 трлн, или 2% ВВП. Насколько реалистичны надежды властей, что «дыру» в казне удастся закрывать за счет внутренних заимствований? Как это может повлиять на инфляцию?

9 ноября 2022 г.

{"type":"article","id":995,"isAuthenticated":false,"user":null}