Ресурсный поход 
Фото: Freepik

Ресурсный поход 

09.09.2022

Время прочтения - 8 мин.

Основным мотивом для начала полномасштабного вторжения российской армии в Украину Владимир Путин назвал защиту народа Донбасса. Но уже с первых дней войны наряду с гуманитарными аспектами на первый план вышли экономические.

Случайно или нет, но аннексированные Россией украинские территории оказались весьма богаты природными ресурсами.

Люди гибнут за металл и другие ископаемые

Рекордный рост глобальных цен на агропродукцию и энергоносители. Сокращение промышленного производства в некоторых странах Европы из-за недопоставок природного газа и опасения по поводу зимнего снабжения коммунального хозяйства. Уход из России сотен западных компаний и перерегистрация бизнеса на местных партнеров, а также реквизиция «недружественных» инвестиций в качестве ответной меры и многое другое.  

Хроники самой страшной войны в Европе с момента окончания Второй мировой содержат достаточно цифр, описывающих расходы воюющих сторон, масштабы разрушений и поддержки Украины цивилизованным миром.

Американское издание The Washington Post с помощью канадского мозгового центра SecDev попробовало оценить стоимость захваченных Россией в Украине природных ресурсов и пришло к интересным выводам.

По данным фонда SecDev, РФ уже аннексировала украинские ископаемые и минеральные ресурсы на $12,4 трлн. Часть из них Украина потеряла в 2014 г. и позже — после аннексии Крыма и создания сепаратистских республик Донбасса. Но еще больше российская армия захватила в 2022 году во время полномасштабного вторжения на юге и востоке Украины.

Именно эти регионы страны особенно богаты природными ресурсами. К ним относятся не только уголь и железорудное сырье для металлургии, но сланцевый газ, титаносодержащие пески, строительные материалы и т. д. 

По данным SecDev, подтвержденным с помощью руководителей горнодобывающей и металлургической промышленности Украины, РФ сейчас контролирует на украинской территории множество месторождений — угольных (41), природного газа (27), пропана (14), нефти (9), железной руды (6), титановой руды (2), циркониевой руды (2), стронция (1), лития (1), урана (1) и золота (1), а также крупный карьер по добыче извести.

 

Украинские территории, контролируемые РФ, и месторождения угля и металлов. Источник — SecDev

 

В целом анализ SecDev показывает, что Москва уже контролирует 63% угольных месторождений, 11% нефтяных и 20% газовых, 42% месторождений железной руды и 33% — редкоземельных и других цветных металлов, включая литий. 

 

Украинские месторождения природного газа и нефти. Источник — SecDev

 

Многие из этих запасов требуют доразведки, а разработка некоторых теперь затруднительна технически или нецелесообразна по экономическим соображениям, но в канадском фонде считают, что под контролем РФ сосредоточена половина стоимости 2 209 месторождений, затронутых исследованием.  

Перспективы некоторых из них весьма значительны. Еще в 2014 году в качестве одной из конспирологических версий начала войны на Донбассе называли желание украинских властей начать разработку сланцевого газа Юзовской нефтегазовой площади на территории Донецкой и Харьковской областей. Ее потенциал в НАК «Нафтогаз України» оценили в 3 трлн кубических метров, а годовую добычу планировали довести до 10–20 млрд куб. м.

Несмотря на неоднозначные экологические оценки добычи природного газа на территории общей площадью 7 886 кв. км, запасов одной только Юзовской площади Украине хватило бы более чем на 100 лет текущего потребления, а заявленные масштабы добычи покрывали бы 30% и более общей потребности. Что, в свою очередь, привело бы к сокращению зависимости Украины от «Газпрома».

Если же попытаться проанализировать экономическую синергию, которую РФ планировала получить от вторжения в Украину, результаты будут выглядеть еще интереснее.

Продовольственный альфа-самец

Еще в 2012 году, до подписания Украиной соглашения об ассоциации с ЕС, РФ активно рекламировала свой глобализационный проект — Евразийский экономический союз. В нем Киеву отводилась роль недостающего, но крайне важного элемента. А когда интеграции в ЕврАзЭС Украина предпочла сближение с Евросоюзом, был запущен механизм отторжения территорий. 

Между тем вплоть до начала войны РФ и Украина вместе обеспечивали почти треть мировых поставок пшеницы и ячменя. В 2021 году Россия была крупнейшим в мире экспортером пшеницы и меслина (смесь пшеницы с рожью) с долей в 18%. Довоенный вклад Украины в глобальный экспорт пшеницы — 9% (пятое место в мире), подсолнечника — 42% (первое место), кукурузы — 16% (второе место), а ячменя — 10% (третье место).

Поэтому уже в марте 2022 года — сразу после начала вторжения РФ в Украину — индекс цен на продовольственную продукцию FAO (Продовольственная организация ООН) подскочил до исторического максимума и сейчас остается близким к нему.

Россия, оказывая давление на поставки украинской агропродукции, влияет на общемировое ценообразование и параллельно пытается усилить свое политическое влияние в Африке и на Ближнем Востоке.

 

Мировой индекс цен на продовольственную продукцию в 1992–2022 гг. Источник — данные ФАО ООН

 

Примерно такая же ситуация могла сложиться на рынке железорудного сырья, если бы РФ удалось взять под контроль действующие месторождения Кривбасса. Россия и Украина сообща владеют 29% глобальных запасов ЖРС — 18% и 11% соответственно. В 2019 году РФ добыла 99 млрд тонн (5 место в мире), а Украина — 62 млрд тонн (7 место).

Урано-титановое величие

В других случаях российское вооруженное вторжение направлено на поддержание существующего подчиненного положения Украины в таких высокотехнологичных областях, как производство ядерных материалов и титансодержащей продукции.

Несмотря на сокращение добычи урановой руды, Украина до войны стабильно входила в десятку мировых производителей сырья для атомной промышленности. Но ее не устраивала действующая схема сотрудничества с «Росатомом», когда украинские АЭС получали тепловыделяющие сборки в обмен на дешевое урановое сырье. «Энергоатом» рассчитывал с помощью «Росатома» построить завод по фабрикации атомного топлива и снизить российскую составляющую в цене атомной энергии.

После захвата Украины РФ планировала получить контроль над крупнейшим в Европе месторождением урана на границе Днепропетровской и Кировоградской областей. А если предположить, что экспансионистские планы распространялись и на Казахстан, то Москва могла бы контролировать около половины мирового производства урановых руд и влиять на ценообразование в этой отрасли.

Несмотря на аннексию Крыма и военные действия на Донбассе, Россия вплоть до последнего времени продолжала получать из Украины через третьи страны дефицитные для себя виды минерального сырья. По данным Счетной палаты РФ, Украина в 2018–2020 гг. обеспечивала поставку в РФ 82,9% сырья для производства металлического титана, 51,2% циркония и 70% каолина.

О важности российского титанового производства в глобальном масштабе свидетельствует тот факт, что ЕС — по просьбе Франции, Испании и Германии, а также европейского авиапроизводителя Airbus — не подверг санкциям ведущего российского производителя титана «ВСМПО-Ависма».

Украина в наследство от СССР получила крупнейшего в СНГ производителя титановой губки — «Запорожский титаномагниевый комбинат», но так и не сумела развить соответствующее по масштабам производство титанового проката и изделий из него, сертифицировать их для применения в аэрокосмической и оборонной промышленности. 

Правда, в последние годы в Украине появились частные титанодобывающие холдинги. Они не только составили конкуренцию государственной «Объединенной горно-химической компании», но и начали вкладывать средства в исследования производства металлического титана и сертификацию изделий 3D-печати различного назначения.  

Примечательно, что еще до начала войны на Донбассе большой интерес к природным и техногенным месторождениям этого региона проявлял немецкий бизнес, а к титановым проектам — США. Есть все основания полагать, что, начав проигрышную для себя войну за контроль над природными ресурсами, РФ добьется прямо противоположного эффекта.

После окончания боевых действий и возврата оккупированных территорий горнодобывающий сектор и цветная металлургия получат с помощью глобального капитала новый импульс к развитию, а украинские предприятия существенно разбавят доминирование российских предприятий сразу на нескольких стратегических рынках. 

 

Источники: The Washington Post, SecDev, FAO UN

Подпишись на наш телеграм канал

только самое важное и интересное

Подписаться
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читать также

Американский орел расправляет крылья

Американский орел расправляет крылья

Настигнет ли Америку экономический спад в 2023 году? Удастся ли ФРС взять под контроль инфляцию, не отправив бизнес в нокаут? Справятся ли Штаты с новыми вызовами, усиливающими традиционные геополитические риски?

29 декабря 2022 г.

Экономический кризис 2022 года, или Что случилось с мировой экономикой?

Экономический кризис 2022 года, или Что случилось с мировой экономикой?

Ситуация на мировом экономическом рынке буквально подошла к краю пропасти: о скором наступлении рецессии говорят многие факторы. Что же происходит в мире и почему экономическая ситуация так стремительно ухудшается?

14 декабря 2022 г.

Индийский слон сбавляет ход

Индийский слон сбавляет ход

На фоне мрачных перспектив глобального хозяйства экономическая ситуация в Индии остается «лучом света». Но надолго ли? Какие риски и вызовы ждут прежде весьма динамичную индийскую экономику? Ищем ответы на эти вопросы в статье — первой из серии экономических прогнозов по ключевым странам мира.

1 декабря 2022 г.

Снимаем деньги с украинской банковской карты в Польше

Снимаем деньги с украинской банковской карты в Польше

Немалое количество граждан Украины из-за военных действий на территории страны эмигрировало в Польшу. И теперь одной из главных проблем для них является поиск возможности снятия средств с украинских карт и пересылки денег на родину. Какими способами это можно сделать — рассказываем в нашем материале.

30 ноября 2022 г.

Что такое ИОДА, и почему украинский бизнес ничего хорошего не ждет

Что такое ИОДА, и почему украинский бизнес ничего хорошего не ждет

Приоритетной задачей украинских предприятий сейчас остается необходимость пережить военное время с минимальными потерями. Всем ли это удается? Расскажет индекс ожиданий деловой активности.

17 ноября 2022 г.

Интрига вокруг российского бюджета

Интрига вокруг российского бюджета

После профицитного бюджета-2021 Россия — вопреки всем прежним прогнозам — возвращается к бюджетному дефициту. Возможно, на целых три года подряд. Уже в следующем году дефицит составит ₽2,9 трлн, или 2% ВВП. Насколько реалистичны надежды властей, что «дыру» в казне удастся закрывать за счет внутренних заимствований? Как это может повлиять на инфляцию?

9 ноября 2022 г.

{"type":"article","id":4109,"isAuthenticated":false,"user":null}