Русский медведь борется

Русский медведь борется

12.01.2023

Время прочтения - 8 мин.

В начале 2022 года, а точнее вскоре после 24 февраля, маститые аналитики дружно предсказывали России 30% обвал экономики, кратную девальвацию рубля, рост инфляции, бюджетный кризис, массовые протесты и прочие беды. Но на поверку оказывается, что снижение ВВП уложится в 3–5%, бюджетный дефицит, несмотря на резкий подъем оборонных расходов, не превысит 2% ВВП, а инфляция будет даже ниже, чем в некоторых европейских странах — 12–13% годовых.

В чем секрет такой устойчивости РФ в условиях затяжной специальной военной операции и беспрецедентно жесткой санкционной войны Запада, развязанной в ответ? Хотя 2022 год принес России вызовы, беспрецедентные по сложности, рискам и остроте, новый ― станет еще сложнее. И чем рискует страна в 2023 году?

Ловушка для медведя

24 февраля — начало специальной военной операции России — стало шоком для многих, и экономический блок правительства тут не был исключением. Судя по всплывающим в западных СМИ свидетельствам, правительственные чиновники были «не в курсе» воинственных планов Кремля. И надеялись, что до крайностей дело не дойдет.

Но вышло наоборот, и конец февраля – начало марта стали периодом суровой проверки на прочность российской экономики: валютный курс очень быстро достиг трехзначных уровней, фондовый рынок рухнул, тысячи людей рванули за рубеж, а оставшиеся россияне бросились сметать с магазинных полок запасы продовольствия, лекарств и товаров первой необходимости.

А тут еще США и ЕС очень быстро пришли к консенсусу относительно введения санкций против России, «заморозив» часть международных резервов ЦБ, наложив ограничения на поставки целого ряда товаров и услуг в РФ, а также фактически отключив страну от мирового финансового рынка. В дальнейшем к этому добавились разные виды эмбарго на российские товары, включая нефть, газ, металлы и т. п.

Тем не менее российская экономика сохранила устойчивость, финансовый сектор — управляемость, а государственный аппарат — работоспособность. Валютный курс относительно быстро вернулся к докризисным уровням, бизнес наладил «серые» схемы внешней торговли, инфляция осталась под контролем, хотя и достигла, казалось бы, забытых двузначных показателей.

Также не случилось ни дефицита в магазинах, ни обвала в народном хозяйстве, ни других предсказанных катастроф. Более того, и объявленная в сентябре частичная мобилизация россиян тоже не стала шоком для экономики, которой даже не пришлось полностью перестраиваться на мобилизационные рельсы. Что многие на Западе сочли «русским чудом».

 

График рублевых цен на нефть Urals. Источник — zloyinvestor

 

В действительности истоки этого чуда лежат не только в профессионализме ЦБ и Минфина, своевременно и решительно отреагировавших на новые вызовы, но и в просчетах со стороны Запада. С его стороны была как переоценка своего влияния на мировую экономику, так и недооценка значимости реального веса в ней России в качестве крупного поставщика стратегических ресурсов.

Это позволило, пусть и с потерями, переориентировать часть российского экспорта на другие рынки, а рост мировых цен на сырьевые товары послужил некоторой компенсацией ущерба. Кроме того, ограничения на продажи в РФ электроники, автомобилей, самолетов и т. п. отчасти сбалансировали торговый баланс, став одним из факторов обретения рублем стойкости. Наконец, самые жесткие санкции были отложены на конец года.

Загонщики и охотники

Очевидно, что в 2023 году эффект от этого умеренного позитива будет исчерпан. Запад сосредоточит основное внимание на вторичных санкциях, чтобы устранить вероятность обхода российским бизнесом уже наложенных ограничений. Насколько это удастся, большой вопрос. Но пока даже Индия и Китай стараются не идти на открытый конфликт по вопросу соблюдения санкций.

Кроме того, энергетический сектор РФ — основной донор экономики и бюджета — не смог полностью возместить потерю европейского рынка за счет переориентации на Восток, которая сама по себе требует дополнительных капиталовложений. В частности, экспорт «Газпрома» в дальнее зарубежье сократился на 46% по сравнению с предыдущим годом. Да и ценовая конъюнктура на сырьевых рынках едва ли сложится удачно для России ввиду риска рецессии в США, сохранения «ястребиной» политики ФРС, проблем в Китае из-за ковида и крупного снижения энергопотребления в ЕС.

Меж тем российские затраты на спецоперацию только растут. По оценкам ряда западных экспертов, в 2023 году треть российского бюджета будет связана с финансированием гособоронзаказа и прочих расходов на оборону и безопасность. Это рекорд за все постсоветское время.

В результате бюджетный дефицит может превысить запланированные 2% ВВП в несколько раз, что потребует более масштабной девальвации рубля, а это, в свою очередь, сохранит инфляцию высокой. Такая цепочка станет препятствием к смягчению денежно-кредитной политики, негативно влияя на деловую активность, и так угнетаемую сжатием внутреннего спроса.

В итоге Россия может столкнуться с самым затяжным экономическим кризисом со времен 1990-х гг., и сама его длительность окажется новым вызовом, на который у монетарных властей пока не просматривается адекватного ответа.

Еще один риск для экономики связан с негативными трендами на рынке труда, с которого спецоперация, мобилизация и эмиграция могли «убрать» сотни тысяч рабочих рук. В частности, к ноябрю по сравнению с августом численность рабочей силы сократилась на 250 000 чел., а в годовом выражении — на 300 000 чел. Не все эти потери могут быть заменены мигрантами, особенно в IT и госуправлении.

Кроме того, на очереди — обострение демографических проблем: отвлечение заметной в силу малочисленности «Поколения Z» части мужчин на военные дела и снижение уверенности в завтрашнем дне вызовут еще один спад рождаемости в ближайшие годы. И негатив начнет проявляться уже в 20232024 гг.

Зверь в капкане

Итак, хотя в 2022 году российская экономика показала способность преодолеть первые санкционные шоки, ее возвращение к росту в новых условиях выглядит неочевидным даже через 23 года. Краткосрочные позитивные факторы — рост экспортных цен и выпуска в «оборонке» — уже оказались исчерпанными, а иных на данный момент не просматривается. Внешний фон остается негативным не только в связи с войной санкций, но и ввиду вероятного синхронного торможения в Китае, ЕС и США в 2023 году, а спад ВВП РФ может оказаться глубже, чем в 2022 году.

 

График ВВП РФ, 2011–2022 гг. Источники — Banks Today, Росстат

 

Но углубление экономического спада — не единственный и, возможно, не главный риск для России, надолго увязшей в специальной военной операции, которую уже и на самом верху то и дело начинают называть «войной». Растет вероятность повторения «афганского сценария», когда участие в затяжном, хотя и ограниченном военном конфликте истощило экономику СССР и привело в итоге к масштабным социальным потрясениям, похоронившим, в конце концов, и саму страну.

Не факт, что аналогичные процессы развернутся в полный рост в 2023 году, но выход РФ на ту же траекторию «развития» (а точнее — деградации) вполне возможен. И рост напряженности в обществе уже заметен, что заставляет бизнес, в первую очередь частный и мелкий, думать о выезде за рубеж вместо выхода в новые ниши в стране.

То есть пока самый вероятный сценарий — переход к закрытой автаркии по образцу Ирана, в котором страна может застрять на годы. На самый катастрофический — с большим социальным взрывом и обвалом как экономики, так и государства — можно отвести 56% вероятности. Но и у позитивного — с прекращением СВО перемирием, если не миром — шансов на реализацию ничуть не больше.

Наконец, есть несколько чисто военных рисков. Украина уже показала способность наносить удары по российской территории не только в приграничье, но и на 500600 км вглубь. И в 2023 году целями могут стать не только военные аэродромы. Риски для бизнеса и страны тут умеренные, но страховка не повредит.

Наряду с этим существует опасность неконтролируемой эскалации военных действий, которые в итоге могут перерасти в полномасштабный конфликт Россия-НАТО с применением всех видов оружия. К счастью, вероятность этого пока невелика, но последствия, если что, грозят обернуться катастрофой в масштабах целой планеты.

И только сценария с торжеством российского флага, победой над супостатами и прочими признаками «величия» на 2023 год не просматривается совсем.

Подпишись на наш телеграм канал

только самое важное и интересное

Подписаться
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читать также

{"type":"article","id":5082,"isAuthenticated":false,"user":null}