Экономика Молдовы: семь бед — один ответ

Экономика Молдовы: семь бед — один ответ

29.06.2021

Время прочтения - 6 мин.

Прошедший 2020 год отмечен рекордным падением ВВП со времен кризиса 1998–1999 гг. Помимо глобальной проблемы с COVID-19, на экономику Молдовы неблагоприятно повлияла беспрецедентная засуха, приведшая к серьезным последствиям в сельском хозяйстве. В начале 2021 года отрасль постепенно начала приходить в себя, и по прогнозу Всемирного банка (ВБ) к концу года — при условии стабильности эпидемиологической ситуации и отсутствия жестких локдаунов — ВВП республики вырастет на 3,8%. 

Засуха хуже пандемии

Пандемия, снижение объема денежных переводов, а также сильнейшая засуха стали причиной 7% сокращения молдавского ВВП в 2020 году. Это — рекордное падение со времен глобального финансового кризиса 2009 года, когда обвал национальной экономики составил 6%.

Прошлогодние ограничения особенно сильно ударили по сфере услуг, внутренней торговле и экспорту. Но наиболее пострадавшей оказалась сельскохозяйственная отрасль. Засуха негативно повлияла на урожай зерна, подсолнечника, овощей и фруктов. Производство аграрной продукции обрушилось на 27%, а в целом сектор просел на 14%.

 

 

Фермер Виорел Морарь занимается выращиванием подсолнечника.

«В гектар я вложил 7 тысяч леев ($390), однако полученный урожай — 350–450 кг/га — даже не покрыл эти расходы. Такого на моей памяти еще не было. Для примера, в 2019 году мы собрали с одного гектара 1,8–2 тонны. В этих условиях, для того чтобы выжить, нам просто необходима поддержка государства, но ее пока нет», — поделился он с iSpace.news.

Еще прошлой осенью молдавские фермеры выходили к правительству республики с акциями протеста, требуя снизить НДС и увеличить компенсацию до 3 000 леев ($170) за каждый гектар уничтоженных засухой посевов. Власти РМ отчитались тогда о выделении сельскому хозяйству $18 млн. Однако эта ничтожно малая сумма не оказала существенной поддержки, но еще более накалила ситуацию. Митинги аграриев переросли в стычки с полицией, а правительство согласилось компенсировать в предстоящую посевную затраты на удобрение и семена. И только животноводам повезло больше: в текущем году за каждую племенную корову они получат по 7 000 леев ($390), а овцеводы, выращивающие смешанные породы овец, — по 500 леев ($28) за голову.

И хотя без серьезных государственных инвестиций в отрасль не обойтись, эксперты сходятся во мнении, что в 2021 году именно аграрный сектор в Молдове станет локомотивом и драйвером роста ВВП. Они прогнозируют, что сельское хозяйство отыграет потери засушливого 2020-го и покажет прирост в 14–15%.

Экспорт поддержат слабым леем

Экономический кризис 2020 года в РМ оказался уникальным: несмотря на рекордный спад ВВП, снижение экспорта и внутренней торговли, отмечен скачок кредитования и цен на недвижимость. Причем резервы Национального банка не только не уменьшились, как это было прежде в подобные периоды, но даже подросли.

И в целом национальная денежная единица Молдовы чувствовала себя довольно бодро и укреплялась в течение почти всего 2020 г. Такая ситуация крайне негативно воспринималась бизнесом, ориентированным на экспорт. 

В ноябре НБМ приступил к активной скупке иностранной валюты, после чего началось плавное падение лея. За 7 месяцев он опустился по отношению к доллару с 17,05 до 17,75, и правительство не скрывает, что такая тенденция сохранится в ближайшие 2–3 года. К концу 2021 г., по мнению экспертов, курс опустится до 18,25 лея за доллар, а к концу 2022 достигнет 19,2.

Аналитики считают, что НБМ искусственно девальвирует национальную валюту по согласованному с МВФ и правительством плану. Стратегия, уверены они, нацелена на стимулирование роста экспорта, сократившегося в 2020 году на $296 млн.

 

 

За последние 10 лет такое падение показателя наблюдалось в 2015-м, после подписания Молдовой соглашения об ассоциации с ЕС и последовавшим закрытием российского рынка для многих местных товаров. Тогда объем вывезенной продукции уменьшился на $373 млн.

600 миллионов от Евросоюза

Прогнозы относительно молдавского ВВП специалисты Всемирного банка и местные аналитики делают с осторожностью и оговорками. В вышедшем 19 мая отчете ВБ о будущем экономки республики подчеркнуто, что на среднесрочные перспективы влияет «неопределенность, связанная с развитием пандемии, и политическая нестабильность, сдерживающая отраслевой потенциал». 

С приходом на пост президента Майи Санду правительство РМ осталось подконтрольным парламенту и партии социалистов. И Санду сразу же стала активно добиваться досрочных депутатских выборов, назначенных в итоге на 11 июля. Президент надеется, что ее партия «Действие и солидарность» сможет одержать убедительную победу, и, таким образом, в стране будет сформировано единое проевропейское правительство.

Тем временем депутат Европарламента Зигфрид Мурешан 2 июня сообщил о выделении Молдове €600 млн на восстановление экономики. План рассчитан на ближайшие три года. Уже с сентября Евросоюз планирует инвестировать в образование, инфраструктуру, создание новых рабочих мест, борьбу с коррупцией и реформу судебной системы.

Майя Санду заявила, что средства будут выделены «на строгих условиях, согласованных с Евросоюзом».

О денежной поддержке РМ высказалась и председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен: «Молдова находится на перепутье. План экономического восстановления от ЕС представляет собой беспрецедентную попытку помочь стране на ее пути к выздоровлению и продвинуть вперед амбициозную программу реформ. Этот шаг демонстрирует силу нашей ассоциации и солидарность в совместной борьбе с COVID-19».

Тем не менее социалисты скептически отнеслись к прозвучавшим накануне досрочных парламентских выборов заявлениям Евросоюза. По их мнению, действия ЕС можно расценить как вмешательство в предвыборную кампанию, нацеленное на поддержку президента Майи Санду. Но в любом случае экономический рост в ближайшие годы будет напрямую зависеть от политической стабильности в стране.

Подпишись на наш телеграм канал

только самое важное и интересное

Подписаться
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читать также

Американский орел расправляет крылья

Американский орел расправляет крылья

Настигнет ли Америку экономический спад в 2023 году? Удастся ли ФРС взять под контроль инфляцию, не отправив бизнес в нокаут? Справятся ли Штаты с новыми вызовами, усиливающими традиционные геополитические риски?

29 декабря 2022 г.

Экономический кризис 2022 года, или Что случилось с мировой экономикой?

Экономический кризис 2022 года, или Что случилось с мировой экономикой?

Ситуация на мировом экономическом рынке буквально подошла к краю пропасти: о скором наступлении рецессии говорят многие факторы. Что же происходит в мире и почему экономическая ситуация так стремительно ухудшается?

14 декабря 2022 г.

Индийский слон сбавляет ход

Индийский слон сбавляет ход

На фоне мрачных перспектив глобального хозяйства экономическая ситуация в Индии остается «лучом света». Но надолго ли? Какие риски и вызовы ждут прежде весьма динамичную индийскую экономику? Ищем ответы на эти вопросы в статье — первой из серии экономических прогнозов по ключевым странам мира.

1 декабря 2022 г.

Снимаем деньги с украинской банковской карты в Польше

Снимаем деньги с украинской банковской карты в Польше

Немалое количество граждан Украины из-за военных действий на территории страны эмигрировало в Польшу. И теперь одной из главных проблем для них является поиск возможности снятия средств с украинских карт и пересылки денег на родину. Какими способами это можно сделать — рассказываем в нашем материале.

30 ноября 2022 г.

Интрига вокруг российского бюджета

Интрига вокруг российского бюджета

После профицитного бюджета-2021 Россия — вопреки всем прежним прогнозам — возвращается к бюджетному дефициту. Возможно, на целых три года подряд. Уже в следующем году дефицит составит ₽2,9 трлн, или 2% ВВП. Насколько реалистичны надежды властей, что «дыру» в казне удастся закрывать за счет внутренних заимствований? Как это может повлиять на инфляцию?

9 ноября 2022 г.

{"type":"article","id":1967,"isAuthenticated":false,"user":null}