Таджикистан все глубже погружается в долговую яму?

Таджикистан все глубже погружается в долговую яму?

11.03.2021

Время прочтения - 5 мин.

Рост внешнего долга, потребность в новых крупных кредитах, уменьшение притока прямых инвестиций — экономика Таджикистана переживает не лучшие времена. Во многом положение дел, как и в других государствах, связано с последствиями пандемии коронавируса. Перемен к лучшему ждут в следующем году: к этому времени министерство экономического развития и торговли прогнозирует возвращение к докризисным показателям. В республике уже приступили к разработке государственного бюджета на 2022 год. 

Чтобы не пришлось резать

Предварительные параметры главного финансового документа страны указывают, что общий объем доходной части превысит $2,7 млрд. Расходная же часть останется практически на прежнем же уровне (с разницей в $45,5 млн в сторону увеличения). Дефицит бюджета планируют покрыть за счет кредитов и грантов международных финансовых организаций. Следует отметить, что с середины 2000 годов экономика Таджикистана демонстрировала устойчивый рост ВВП — на уровне 6–7%. И только в 2020 году реальный рост ВВП страны уменьшился до 4,5%, что меньше на 3% по сравнению с 2019 годом.

В ключевых министерствах и ведомствах республики созданы специальные рабочие группы для изучения возможных рисков социально-экономического развития. К примеру, в министерстве финансов Таджикистана заявили, что проект госбюджета на будущий год   разрабатывается с учетом макроэкономических показателей в условиях продолжения пандемии COVID-19 и оптимистичных прогнозов по восстановлению мировой экономики вследствие вакцинации. Работа проводится с тем, чтобы избежать больших сокращений  государственной казны — как это было в прошлом году (в связи с пандемией план доходов госбюджета-2020 был урезан более чем на $228 млн). 

Без кредитов не обойтись

В процессе подготовки документа рабочая группа детально изучит выполнение макроэкономических показателей (в том числе промышленного и финансового секторов) в первом полугодии-2020. Особое внимание эксперты уделят вопросам, связанным с привлечением внешних инвестиций — кредитов и грантов для реализации инвестиционных проектов, а также обслуживания внешнего долга.

Размер государственного долга Таджикистана к концу прошлого года составил $3,7 млрд, т. е. 46,8% ВВП. Большая часть этих средств — $3,2 млрд — приходится на внешний долг, обслуживание которого в 2020 году обошлось государственному кошельку в $190,2 млн ($124 млн из них направили на погашение основного долга и $66,2 млн — на выплату процентных ставок). Потребность Таджикистана в кредитах растет еще и в связи с реализацией инфраструктурных проектов. 

Гидростанции быть!

Сегодня в республике реализуются около 70 государственных инвестиционных проектов на общую сумму свыше $3,5 млрд. Практически половина из них исполняется за счет привлечения кредитных средств, более 45% осуществляются на грантовой основе, на оставшуюся часть финансирование предоставляет правительство Таджикистана. Деньги направлены на строительство и реконструкцию транспортной коммуникации, модернизацию энергетических объектов, развитие аграрного сектора, жилищно-коммунального хозяйства, образования, социальной защиты, здравоохранения, а также реализацию других проектов.  

Изначально в нынешнем году власти республики планировали привлечь около $453 млн на осуществление государственных инвестиционных проектов. Однако, как выяснилось позже, для продолжения строительства Рогунской ГЭС, имеющей стратегическое значение, предусмотренных госбюджетом $185,8 млн явно не хватает. Нужны дополнительные вливания, которые пойдут на приобретение энергетического оборудования и возведение плотины. Помощь в виде кредита в €340 млн окажут два европейских банка. В Минфине сообщают, что предварительные договоренности по данному вопросу достигнуты. Ожидается, что стороны подпишут соглашение в течение нынешнего года. 

Надежда — на приток инвестиций 

Согласно программе государственных внешних заимствований, в 2022 году власти Таджикистана собираются привлечь внешние кредиты на сумму $459,7 млн. Долг республики растет, а его обслуживание становится бременем для госбюджета. В прошлом году, учитывая сложность экономической ситуации в связи с пандемией коронавируса, некоторые международные финансовые институты и отдельные страны позволили Таджикистану приостановить долговые выплаты. Большие задолженности республика имеет перед китайским «Эксимбанком», Всемирным банком, Азиатским банком развития, Исламским банком развития.

Ударило по экономике страны и прошлогоднее уменьшение притока прямых иностранных инвестиций: поступления сократились на 47% по сравнению с 2019 годом и составили $428 млн. В Минфине надеются, что с восстановлением мировой экономики этот показатель увеличится, что позволит в меньшей степени зависеть от кредитных соглашений. Сейчас лидерами по капиталовложениям в таджикскую экономику являются Китай ($150 млн), Саудовская Аравия ($39 млн) и Филиппины ($38 млн). 

Планируется, что окончательный вариант госбюджета Таджикистана на 2022 год представят правительству для рассмотрения к концу сентября. Республика надеется на его постепенное оздоровление, а также на восстановление после кризиса и устойчивое развитие основных жизнеобеспечивающих отраслей.  

Подпишись на наш телеграм канал

только самое важное и интересное

Подписаться
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читать также

Американский орел расправляет крылья

Американский орел расправляет крылья

Настигнет ли Америку экономический спад в 2023 году? Удастся ли ФРС взять под контроль инфляцию, не отправив бизнес в нокаут? Справятся ли Штаты с новыми вызовами, усиливающими традиционные геополитические риски?

29 декабря 2022 г.

Экономический кризис 2022 года, или Что случилось с мировой экономикой?

Экономический кризис 2022 года, или Что случилось с мировой экономикой?

Ситуация на мировом экономическом рынке буквально подошла к краю пропасти: о скором наступлении рецессии говорят многие факторы. Что же происходит в мире и почему экономическая ситуация так стремительно ухудшается?

14 декабря 2022 г.

Индийский слон сбавляет ход

Индийский слон сбавляет ход

На фоне мрачных перспектив глобального хозяйства экономическая ситуация в Индии остается «лучом света». Но надолго ли? Какие риски и вызовы ждут прежде весьма динамичную индийскую экономику? Ищем ответы на эти вопросы в статье — первой из серии экономических прогнозов по ключевым странам мира.

1 декабря 2022 г.

Снимаем деньги с украинской банковской карты в Польше

Снимаем деньги с украинской банковской карты в Польше

Немалое количество граждан Украины из-за военных действий на территории страны эмигрировало в Польшу. И теперь одной из главных проблем для них является поиск возможности снятия средств с украинских карт и пересылки денег на родину. Какими способами это можно сделать — рассказываем в нашем материале.

30 ноября 2022 г.

Интрига вокруг российского бюджета

Интрига вокруг российского бюджета

После профицитного бюджета-2021 Россия — вопреки всем прежним прогнозам — возвращается к бюджетному дефициту. Возможно, на целых три года подряд. Уже в следующем году дефицит составит ₽2,9 трлн, или 2% ВВП. Насколько реалистичны надежды властей, что «дыру» в казне удастся закрывать за счет внутренних заимствований? Как это может повлиять на инфляцию?

9 ноября 2022 г.

{"type":"article","id":1020,"isAuthenticated":false,"user":null}