Тупик имени медицинской реформы

Тупик имени медицинской реформы

10.03.2021

Время прочтения - 8 мин.

Сенсация из категории невероятных — в рейтинге стран мира по уровню расходов на здравоохранение за 2020 год, подготовленном Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ), Украина опередила не только Россию, Беларусь и Казахстан, но и соседей, уже ставших членами ЕС — Словакию, Польшу, Венгрию, а заодно и страны Балтии.

Статистика и реальность

Место в рейтинге определяла доля ВВП страны, направленная на здравоохранение. Сравнение вряд ли может считаться абсолютно корректным, но, если следовать этой логике, больше всего на медицину в 2020 году (по 17,1% ВВП) потратили 10-тысячное островное государство в Океании — Тувалу и мировой лидер — США. Масштаб все же имеет значение. Поэтому туристы, посетившие Тувалу, вряд ли найдут там такую же развитую инфраструктуру (не говоря уже о медицинских светилах) как в США.

Еще один немаловажный момент: подсчитывая расходы на здравоохранение, ВОЗ учитывает как государственные, так и негосударственные затраты — в том числе фонды медицинского страхования, гранты и пожертвования от международных организаций и т. п.

Таким образом, Украина с 7% расходов ВВП на медицину оказалась на 75 месте рейтинга, пропустив вверх лишь Молдову (те же 7% ВВП, но 73 место). Для сравнения, восточноевропейские страны ЕС выделяют на эти цели 6–6,7% ВВП. Беларусь — 5,9%, РФ — 5,3%, а Казахстан — 3,1%. 

Составители рейтинга также предупредили, что относительно высокие места, занятые развивающимися государствами, могут быть связаны с программами обеспечения населения питьевой водой, санитарными услугами (такими как обустройство полигонов бытовых отходов, массовой иммунизацией и т. д.).

По данным Министерства финансов, бюджетные расходы на здравоохранение в 2020 году составили 3,4% ВВП. Это ₴113 млрд, т. е. порядка $4 млрд. В текущем году они должны вырасти до 4,2%, а в 2023 г. — до 5% ВВП.

Таким образом, подавая отчетность МОЗ, украинские чиновники, скорее всего, прибавили к бюджетным ассигнованиям еще столько же в виде кредитов, которые муниципалитеты берут (или планируют взять) у международных финансовых организаций на модернизацию собственных водоканалов, систем сбора и сортировки ТБО и т. п.

Насколько это корректно по отношению к гражданам, которые давно уже стали заложниками непродуктивно финансируемой системы здравоохранения? Вопрос риторический. Но даже если взять абсолютные показатели ВОЗ за 2017 год, когда общественные расходы на здравоохранение в мировом масштабе составили $4,7 трлн, а частные — $3,1 трлн, то непосредственные затраты на медицину в Украине достигли лишь 0,85% от общемировых.

Много это или мало? Судя по отзывам пациентов об уровне оказания медицинской помощи — в том числе экстренной — этого явно недостаточно.   

Реформа для докторов или пациентов?

Уже не первый год в стране проводится реформа системы здравоохранения. И, как заявила недавнозаместитель руководителя Офиса президента Юлия Соколовская, «смысл медицинской реформы заключается в том, чтобы в центре ее были интересы пациента, а искусственное противостояние интересов врача и больного необходимо оставить в прошлом».

Однако действительность всегда сложнее схем и благих деклараций. Поэтому складывается впечатление, что на нынешнем этапе медреформа только провоцирует конфликт медицинских работников и пациентов. А сама система здравоохранения все меньше соответствует своей цели и предназначению.

От хорошей ли жизни или нет, но украинцы восприняли медреформу как должное. Поверили! На первом этапе, предполагающем реорганизацию первичного звена — педиатров и терапевтов — декларации с докторами подписало абсолютное большинство населения. И хотя пандемия коронавируса показала, что далеко не все семейные врачи готовы качественно исполнять свои обязанности (не говоря уже о том, чтобы заслонить собой амбразуру COVD), с первым этапом реформы украинцы более-менее разобрались.

А вот второй этап — реформирование специализированного звена, начавшееся с 1 апреля 2020 года, а также последующая реформа высокотехнологичной помощи и узкоспециализированных услуг — который тоже вроде бы идет полным ходом и должен завершиться в 2021 году, вызывает пока все больше недоумение и негодование.

Реформа системы здравоохранения проводится под лозунгом «деньги идут за пациентом». Т. е. больной сам вправе выбирать больницу, в которой ему проходить лечение, а медучреждение получает за это деньги из бюджета Национальной службы здоровья. 

Однако если речь идет об экстренной помощи, то на практике мы имеем чистую профанацию. Сказывается ли здесь признание главы МОЗ Максима Степанова в том, что медреформа в ее нынешнем виде означает увольнение около 50 000 медработников и закрытие 332 больниц?

Но с недавних пор складывается впечатление, что даже киевские клиники, всегда находившиеся в более привилегированном положении, чем провинциальные, хотят поделить поступающих острых больных в такой же бесцеремонной манере, как это делают похоронные конторы.

Реальность и конфликты

К этому умозаключению подводят неосторожные высказывания некоторых медиков, которые признают, что в определенные дни автомобили экстренной помощи закреплены за конкретными «дежурными клиниками». И свозят в них пациентов из разных уголков огромного Киева. А ведь в большинстве случаев именно от скорости доставки в стационар и начала оказания медицинской помощи зависит и дальнейшее течение болезни, и жизнь пациента.

В нашем случае больная с подозрением на инсульт была доставлена в киевскую клиническую больницу № 1 — что на Красном Хуторе. Три года назад обстановку в этом учреждении весьма красноречиво описал «Медобозреватель», охарактеризовав клинику как крайне переполненную и малопригодную для пребывания пациентов. 

Судя по всему, три года медреформы только усугубили ситуацию. Поскольку теперь клинику характеризуют не иначе как: «жуткая больница», «вонь от пота, мочи, пыли», «в одной палате люди с очень разными болезнями, что как минимум не полезно», «хочется умереть и не видеть всего этого». И как крик души — «даже бедные люди не должны находиться в таких условиях!».

Украинцы, оказавшиеся невольными заложниками собственной системы здравоохранения, давно знают, что большинство вопросов в медучреждениях решается с помощью денег. Однако теперь и этот «двигатель прогресса», похоже, дает сбой и превращается в изощренный шантаж. Например, больному могут поставить в вену катетер, а вот капельницу подключат через несколько часов. И только после того, как медсестра получит за это вознаграждение.

Не дай вам Бог попасть в больницу в выходной. В эти дни, как говорят сами медсестры, персонал «на расслабоне». Достучаться до кого-либо невозможно. А чтобы дежурный врач начал выполнять свои обязанности, его надо «осыпать». Это тоже словечко из лексикона медицинских работников.  

А может случиться и так, что исследование МРТ, без которого невозможно поставить качественный диагноз, превращается в недостижимую роскошь, которую нельзя приобрести даже за деньги.

Что самое неприятное, в украинских клиниках пациенты постепенно становятся крепостными, прикрепленными к больницам — «как земля за колхозом». Когда родственники больной, убедившиеся в нежелании и неспособности персонала выполнять свои прямые обязанности, попытались перевезти ее в другую клинику (даже частную), это тоже оказалось делом не из легких.

Можно ли это назвать круговой порукой? Ведь даже за деньги другие киевские больницы наотрез отказывались брать пациентку. Стандартная отговорка — отсутствие анализа на коронавирус.

Чтобы решить эту проблему, родственникам предлагали купить тест и взять анализы самостоятельно. Затем вывести больную на улицу (и это с подозрением на инсульт!!!) и опять же на свой страх и риск везти пациента в другую больницу.

Переезд в частную клинику удался только после 7-часовых переговоров и обещаний уплатить немалую сумму, от которой бы не отказались и светила американской или европейской страховой медицины. Однако горький осадок, конечно же, остался. А каково оказаться в ужасающих условиях и безвыходной ситуации тем, кто не имеет толстой финансовой подушки безопасности и лишен помощи родных?

Уже не первый раз приходится слышать, что пандемия коронавируса стала моментом истины для разлагающейся системы здравоохранения Украины, где даже врачи опасаются лечиться в своих же больницах. Но ведь так дальше продолжаться не может. Отжившую свое неэффективную систему следует менять — однозначно во благо пациентов. Но что и кто придет на ее место? Получим ли ответ на этот вопрос при жизни?

Подпишись на наш телеграм канал

только самое важное и интересное

Подписаться
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читать также

Гонка роботакси, ИИ от эпилепсии и интернет DARPA

Гонка роботакси, ИИ от эпилепсии и интернет DARPA

США и Китай соревнуются, кто первым внедрит технологию полностью беспилотных автомобилей. Искусственный интеллект произвел революцию в борьбе с эпилепсией. А легендарное оборонное агентство США объединило спутниковых операторов для создания низкоорбитального интернета.

12 августа 2022 г.

Акции медицинских компаний снова в тренде у инвесторов

Акции медицинских компаний снова в тренде у инвесторов

Акции американских компаний сферы здравоохранения набирают популярность, поскольку инвесторы делают ставку на их способность пережить непростые экономические времена. Эти бумаги выглядят более разумно оцененными, чем акции других защитных секторов, пишет Reuters.  Здравоохранение было самым прибыльным сектором S&P 500 за последний месяц, поднявшись почти на 3%, в то время как более широкий рынок немного упал. В этом году группа снизилась на 8,7%, что менее существенно, чем падение почти на 20%...

13 июля 2022 г.

Как психоделики выходят из тени и привлекают миллиарды инвестиций

Как психоделики выходят из тени и привлекают миллиарды инвестиций

В ближайшие месяцы по рынку психоделических медпрепаратов прокатится мощная волна слияний и поглощений. Именно ей суждено определить имена и названия новых лидеров и аутсайдеров.

3 декабря 2021 г.

Бизнес на репродукции и рождаемости: инвесторы оценили перспективы

Бизнес на репродукции и рождаемости: инвесторы оценили перспективы

Население Земли стремительно стареет, виной этому — проблемы с репродуктивными функциями мужчин и женщин. В связи с этим на Западе наметилась достойная подражания тенденция: работодатели оказывают сотрудникам помощь в решении даже этого деликатного вопроса.

17 ноября 2021 г.

Глобальный корпоративный налог: уже не миф, еще не реальность

Глобальный корпоративный налог: уже не миф, еще не реальность

Масштабная реформа подразумевает введение единой 15% планки налога на прибыль предприятий. Ее инициаторы считают, что такой подход убедит транснациональные компании в необходимости исправно платить в казну в странах, где они ведут бизнес. Концепцию глобального корпоративного налога (ГКН) поддержали 130 государств, обеспечивающих 90% ВВП планеты, сообщает ОЭСР, а Джанет Йеллен назвала 1 июля «историческим днем экономической дипломатии». Но не все так радужно: идея ГКН может оказаться мертворожде...

2 июля 2021 г.

Налоговая реформа в Украине: удастся ли победить «скрутки»?

Налоговая реформа в Украине: удастся ли победить «скрутки»?

Украина зарегистрировала в Верховной Раде очередной законопроект, касающийся внесения изменений в Налоговый кодекс. Цель благая, но для начала разберемся, так ли высоки налоги в Украине, как об этом говорят иные политики и эксперты.

21 июня 2021 г.

{"type":"article","id":1167,"isAuthenticated":false,"user":null}