Убытки от военных действий на территории Украины

Убытки от военных действий на территории Украины

30.03.2022

Время прочтения - 6 мин.

Менее чем за три недели войны прямой ущерб, нанесенный оккупантами, по оценкам правительства Украины, достиг $565 млрд. Эта цифра уже превышает объем золотовалютных резервов России, арестованных вследствие международных санкций, и свидетельствует о том, что процесс послевоенного восстановления Украины будет нелегким.

Не только моральная, но и физическая оценка

Не проходит ни дня, чтобы из Украины не поступали сообщения о новых смертях и разрушениях. Взорванные заводы и мосты, уничтоженные бомбардировками и артиллерийскими обстрелами жилые здания и школы… Все эти преступления должны получить не только моральную, но и материальную оценку.

Уже через две недели после вторжения российских войск в Украину появились первые оценки нанесенного ущерба — $100 млрд. 16 марта премьер-министр Украины Денис Шмыгаль на встрече с коллегами из Польши, Чехии и Словении озвучил гораздо большую цифру.

«В нашем правительстве уже создана и работает группа, которая занимается оценкой ущерба для экономики из-за российской агрессии. Предварительные расчеты говорят, что прямые одноразовые потери для Украины составляют $565 млрд», — заявил Шмыгаль.

Правда, некоторые экономисты считают эти данные завышенными. В частности, аналитическое подразделение Киевской школы экономики (KSE Institute) подсчитало, что по состоянию на 17 марта объем потерь составил ₴1,8 трлн ($62,6 млрд).

А уже 29 марта глава правительства Украины уточнил, что, с учетом нанесенного ущерба и его влияния на экономику, цифру можно увеличить до $1 трлн.

Однако это всего лишь предварительные оценки. Полный учет потерь будет известен только после окончания военных действий, которые не только не затихают, но, напротив, на некоторых участках становятся все более ожесточенными.

Российская авиация совершает новые налеты на украинские города, которые страдают от артиллерийских обстрелов. Украинские военные также активно отвечают, стараясь уничтожать в местах скопления российскую боевую технику, склады боеприпасов и горючее.

Об ущербе, нанесенном многим объектам инфраструктуры, невозможно судить, поскольку они находятся на неподконтрольной Киеву территории. Кроме того, разовые потери, как правило, значительно ниже непрямых убытков и недополученной прибыли.

Так, например, по предварительным оценкам, примерно в 2 раза сократятся посевные площади. Если учесть, что в прошлом сезоне украинские аграрии экспортировали продукции на $12,5 млрд, теперь ее поступления сократятся примерно в два раза.

В ходе боев за аэродром Гостомель под Киевом был полностью уничтожен крупнейший в мире транспортный самолет Ан-225 «Мрія», существовавший в единственном летном экземпляре.

Достройка второго Ан-225 с использованием готового фюзеляжа и других комплектующих ранее оценивалась в $120–$300 млн, а возобновление серийного производства «Мрії» — в сумму от $700 млн до $1 млрд.

Но и без этого аренда одного эксплуатационного часа Ан-225, использовавшегося для перевозки ценных и негабаритных грузов, ранее равнялась $30–50 тыс. Самолет имел летную годность до 2033 года и за десятилетие заработал бы своим владельцам не один десяток миллионов долларов.

Трагедия Мариуполя

Металлургический комбинат «Азовсталь» в Мариуполе подвергался массированной бомбежке с воздуха и с моря и, как утверждает депутат Сергей Тарута, в прежнем виде никогда не будет восстановлен.

Предприятие ежегодно производило более 4 млн тонн стального проката и чугуна. По итогам января – сентября 2021 года оно получило ₴10,7 млрд (около $400 млн) чистой прибыли при доходе ₴66,8 млрд.

Это не единственный меткомбинат в Мариуполе. Сопоставимый с «Азовсталью» по мощности ММК имени Ильича в настоящее время также не работает и неизвестно, когда сможет возобновить производство.

В самом Мариуполе, по предварительным оценкам, 90% жилого фонда имеет повреждения различной степени тяжести, в некоторых случаях жилье разрушено полностью. Оценки погибших мирных жителей разнятся. Но они исчисляются как минимум тысячами.

25 марта стало известно, что лишь одна бомба, сброшенная российской авиацией на Мариупольский драматический театр, повлекла за собой гибель 300 мирных жителей. 

После окончания боевых действий город, в котором до войны проживали около 400 тыс. жителей, придется отстраивать заново.

Всего за период с начала военных действий в стране, по оценкам офиса генерального прокурора Украины, в результате ежедневных бомбардировок и обстрелов повреждено 548 учебных заведений, в том числе 220 школ и 155 детских садов, 72 из них разрушены полностью. Пострадали и другие детские учреждения, такие как школы искусств, спортивные клубы, библиотеки, профилактории. Однако эти данные не окончательны, поскольку в районах активных боевых действий и на временно оккупированных территориях отсутствует возможность осмотра мест обстрелов.

Наихудшая ситуация зафиксирована в Донецкой, Харьковской, Николаевской, Сумской, Киевской, Херсонской, Черниговской областях и в г. Киев.

Солидарность вокруг Украины

Удары, которые российская армия наносит по промышленным объектам, предполагают, что сами они потребуют восстановления, а до этого не смогут приносить пользу экономике и доход бюджету. Поэтому Украина не сможет восстановить инфраструктуру самостоятельно, и уже сейчас западные политики говорят о новом плане Маршалла, по аналогии с планом восстановления Европы после второй мировой войны.

Правительство Украины также работает над созданием четырех фондов, которые могут складываться из внутренних и внешних поступлений:

  • восстановления имущества и инфраструктуры;
  • обновления и трансформации экономики;
  • обслуживания и погашения долга;
  • поддержки пострадавшего бизнеса.

Однако главная надежда на то, что российская вооруженная агрессия в Украине получит должную правовую оценку мирового сообщества, и будут созданы правовые механизмы, позволяющие использовать арестованные российские активы и имущество для восстановления экономики и инфраструктуры Украины.

Подпишись на наш телеграм канал

только самое важное и интересное

Подписаться
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читать также

Американский орел расправляет крылья

Американский орел расправляет крылья

Настигнет ли Америку экономический спад в 2023 году? Удастся ли ФРС взять под контроль инфляцию, не отправив бизнес в нокаут? Справятся ли Штаты с новыми вызовами, усиливающими традиционные геополитические риски?

29 декабря 2022 г.

Экономический кризис 2022 года, или Что случилось с мировой экономикой?

Экономический кризис 2022 года, или Что случилось с мировой экономикой?

Ситуация на мировом экономическом рынке буквально подошла к краю пропасти: о скором наступлении рецессии говорят многие факторы. Что же происходит в мире и почему экономическая ситуация так стремительно ухудшается?

14 декабря 2022 г.

Индийский слон сбавляет ход

Индийский слон сбавляет ход

На фоне мрачных перспектив глобального хозяйства экономическая ситуация в Индии остается «лучом света». Но надолго ли? Какие риски и вызовы ждут прежде весьма динамичную индийскую экономику? Ищем ответы на эти вопросы в статье — первой из серии экономических прогнозов по ключевым странам мира.

1 декабря 2022 г.

Снимаем деньги с украинской банковской карты в Польше

Снимаем деньги с украинской банковской карты в Польше

Немалое количество граждан Украины из-за военных действий на территории страны эмигрировало в Польшу. И теперь одной из главных проблем для них является поиск возможности снятия средств с украинских карт и пересылки денег на родину. Какими способами это можно сделать — рассказываем в нашем материале.

30 ноября 2022 г.

Что такое ИОДА, и почему украинский бизнес ничего хорошего не ждет

Что такое ИОДА, и почему украинский бизнес ничего хорошего не ждет

Приоритетной задачей украинских предприятий сейчас остается необходимость пережить военное время с минимальными потерями. Всем ли это удается? Расскажет индекс ожиданий деловой активности.

17 ноября 2022 г.

Интрига вокруг российского бюджета

Интрига вокруг российского бюджета

После профицитного бюджета-2021 Россия — вопреки всем прежним прогнозам — возвращается к бюджетному дефициту. Возможно, на целых три года подряд. Уже в следующем году дефицит составит ₽2,9 трлн, или 2% ВВП. Насколько реалистичны надежды властей, что «дыру» в казне удастся закрывать за счет внутренних заимствований? Как это может повлиять на инфляцию?

9 ноября 2022 г.

{"type":"article","id":3031,"isAuthenticated":false,"user":null}