Заимствования особого режима

Заимствования особого режима

03.05.2021

Время прочтения - 5 мин.

Украинские власти, потеряв всякую надежду получить очередной кредит от Международного валютного фонда (МВФ), надеются залатать бюджетные дыры при помощи специальных прав заимствования (Special Drawing Rights, SDR) в эквиваленте $2,7 млрд. Посмотрим, есть ли причины для оптимизма и что собой представляют особые права.

SDR — это, по сути, безналичные деньги, которые можно использовать для расчетов и оценки стоимости тех или иных позиций. Их эмитирует и распределяет МВФ среди своих участников.

Платежное средство было разработано фондом в 1969 году в дополнение к существующим резервным активам стран-членов. Целью создания являлось преодоление так называемого парадокса Триффина.

Американский экономист Роберт Триффин в начале 1960-х годов обратил внимание на то, что невозможно фиксировать доллар США к золоту и одновременно использовать эту валюту в качестве мировой для нужд международной торговли. Платежный баланс Соединенных Штатов в этом случае всегда остается дефицитным на сумму, направленную в резервы Фонда. Мириться с этим не стали.

Купить, продать, распределить

В 1969 году МВФ впервые принял решение произвести и распределить специальное право заимствования между государствами — членами Фонда (пропорционально их квотам) на сумму 9,3 млрд SDR. На раздачу ушло два года. В 1979–1981 гг. был осуществлен новый выпуск в размере 12,1 млрд SDR. А в 2009 году — с целью помочь мировой экономике пережить финансовый кризис — прошла и третья эмиссия 161,2 млрд SDR. Тогда Украина впервые участвовала в дележе как полноправный член Фонда.

Учетом SDR занимается МВФ, но любое государство может их использовать для безналичных расчетов и продавать партнерам, что на практике часто и происходит.

Курс SDR меняется ежедневно. Первоначально одно «право» было равно 1 доллару США или 0,888 г золота. Затем величину платежного средства стали устанавливать по корзине резервных валют. Сегодня при определении стоимости учитываются в разных пропорциях курсы доллара США, британского фунта стерлингов, евро, китайского юаня, японской иены, а потому динамика во многом отражает ситуацию на мировом валютном рынке.

Сейчас курс составляет $1,42/SDR. Год назад SDR равнялся $1,38, пять лет назад — $1,35, десять — $1,59, двадцать — $1,29. Неспроста некоторые игроки финансового рынка используют его для валютных спекуляций.

Украинский вклад

Квота Украины в МВФ составляет 0,24 SDR, поэтому в результате новой эмиссии специальных прав заимствования в эквиваленте $650 млрд (о чем недавно заявила президент Фонда Кристалина Георгиева) власти страны могут рассчитывать на 2 млрд SDR ($2,7 млрд).

Необходимо отметить, что это — не кредитные средства, а значит, не подлежат возврату. Для их получения не требуется также демонстрировать международному сообществу результаты борьбы с коррупцией. Разумнее всего использовать SDR для увеличения золотовалютных резервов. При необходимости их можно продать за валюту, чтобы затем использовать ее для погашения внешних долгов Украины. Кстати, в 2009 году кабинет Юлии Тимошенко предложил национальное «ноу-хау»: средствами от продажи SDR сдерживал девальвацию гривны.

Впрочем, председатель НБУ Кирилл Шевченко уже предупредил: «В случае, если эмиссия состоится, SDR будут использованы для пополнения резервов Национального банка и не повлияют на финансирование дефицита госбюджета».

Действительно, острой необходимости использовать специальные права заимствования для валютных интервенций нет, но существует вероятность, что SDR пойдут на погашение кредитов МВФ.

Расчетный курс

В 1992 году Украина стала членом МВФ и двумя годами позже уже получила от него первый кредит — 498 млн SDR. С того времени страна заняла у Фонда в общей сложности около 23,9 млрд SDR, при этом 16,8 млрд (с учетом процентов) ею было возвращено. Сейчас государство должно МВФ 7,1 млрд SDR, к 2036 году сумма с процентами увеличится до 7,4 млрд. Однако если Кабинет министров перестанет брать новые кредиты, то большая часть существующих обязательств будут погашены до 2026 года.

Следует отметить, что Украина чаще всего обращается за помощью к МВФ, когда возникают проблемы в экономике и обостряется ситуация на валютном рынке. В 90-х годах Киев за счет кредитов МВФ пытался остановить обесценивание купоно-карбованца и подготовить почву для введения национальной денежной единицы — гривны. В 1998–1999 годах заимствования потребовались, чтобы не допустить дефолта по государственным облигациям. В 2008–2009 гг. и 2014–2016 гг. правительству пришлось снова обращаться к МВФ в связи с экономическим кризисом.

В истории Украины был лишь один короткий период — с 2005 по 2007 год — когда страна только возвращала долги по кредитам и не брала новых. К 31 декабря 2007 года ее общий долг по старым кредитам перед МВФ составлял всего 272 млн SDR. Казалось, еще немного, и Киеву удастся слезть с кредитной иглы. Но мировой кризис 2008 года нарушил все планы.

Ближайшие перспективы

Брать кредиты у Международного валютного фонда не считается зазорным. В то же время иностранные инвесторы настороженно относятся к заемщикам, полагая, что деньги нужны для «тушения пожара»: сам факт обращения за помощью означает, что государственная экономика не в состоянии работать самостоятельно и зависит от сторонних инъекций.

Впрочем, украинские чиновники утверждают обратное.

Так, председатель Нацбанка Кирилл Шевченко, выражая уверенность в получении Украиной до конца текущего года двух траншей от МВФ, заявил в недавнем интервью: «МВФ — это, в первую очередь, не о деньгах, а о доверии к стране. Это мощный сигнал инвесторам».

Подпишись на наш телеграм канал

только самое важное и интересное

Подписаться
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читать также

Американский орел расправляет крылья

Американский орел расправляет крылья

Настигнет ли Америку экономический спад в 2023 году? Удастся ли ФРС взять под контроль инфляцию, не отправив бизнес в нокаут? Справятся ли Штаты с новыми вызовами, усиливающими традиционные геополитические риски?

29 декабря 2022 г.

Экономический кризис 2022 года, или Что случилось с мировой экономикой?

Экономический кризис 2022 года, или Что случилось с мировой экономикой?

Ситуация на мировом экономическом рынке буквально подошла к краю пропасти: о скором наступлении рецессии говорят многие факторы. Что же происходит в мире и почему экономическая ситуация так стремительно ухудшается?

14 декабря 2022 г.

Индийский слон сбавляет ход

Индийский слон сбавляет ход

На фоне мрачных перспектив глобального хозяйства экономическая ситуация в Индии остается «лучом света». Но надолго ли? Какие риски и вызовы ждут прежде весьма динамичную индийскую экономику? Ищем ответы на эти вопросы в статье — первой из серии экономических прогнозов по ключевым странам мира.

1 декабря 2022 г.

Снимаем деньги с украинской банковской карты в Польше

Снимаем деньги с украинской банковской карты в Польше

Немалое количество граждан Украины из-за военных действий на территории страны эмигрировало в Польшу. И теперь одной из главных проблем для них является поиск возможности снятия средств с украинских карт и пересылки денег на родину. Какими способами это можно сделать — рассказываем в нашем материале.

30 ноября 2022 г.

Что такое ИОДА, и почему украинский бизнес ничего хорошего не ждет

Что такое ИОДА, и почему украинский бизнес ничего хорошего не ждет

Приоритетной задачей украинских предприятий сейчас остается необходимость пережить военное время с минимальными потерями. Всем ли это удается? Расскажет индекс ожиданий деловой активности.

17 ноября 2022 г.

Интрига вокруг российского бюджета

Интрига вокруг российского бюджета

После профицитного бюджета-2021 Россия — вопреки всем прежним прогнозам — возвращается к бюджетному дефициту. Возможно, на целых три года подряд. Уже в следующем году дефицит составит ₽2,9 трлн, или 2% ВВП. Насколько реалистичны надежды властей, что «дыру» в казне удастся закрывать за счет внутренних заимствований? Как это может повлиять на инфляцию?

9 ноября 2022 г.

{"type":"article","id":1530,"isAuthenticated":false,"user":null}