Закончить войну одним твитом не получится
Фото: Nick Grapsy / Wikimedia Commons

Закончить войну одним твитом не получится

03.11.2022

Время прочтения - 9 мин.

Последние события показывают, что Украину ждет затяжная война, а россияне сами определяют свое будущее.

На какой образ жизни могут рассчитывать граждане РФ? Все зависит от того, какую степень угрозы в них увидит окружающий мир. 

Разочарование года

Недавний призыв Илона Маска в Twitter к примирению России и Украины спровоцировал мощный отклик в социальных сетях и за их пределами. Но совершенно закономерно не принес автору лавры примирителя.

 

Провокационный твит создателя Starlink и Tesla привлек внимание всего мира. Источник — Twitter

 

По факту Илон Маск сыграл на стороне России, предложив оставить ей Крым и назвав ошибкой передачу полуострова Хрущевым Украине. Он выдвинул идею — провести еще одни выборы на оккупированных территориях (под патронатом ООН). Но при этом проигнорировал тот факт, что именно фейковый плебисцит и дальнейшее признание украинских территорий частью РФ еще прочнее завязали узел противоречий и сделали невозможными мирные переговоры с Россией.

Американский миллиардер не заметил и заявления Киева о вступлении в НАТО, уже одобренного девятью соседями–членами Альянса, предложив закрепить за Украиной нейтральный статус.

Предложение Маска противоречит и военной логике событий. Пока миллиардер говорил о переговорах, ВСУ освобождали по нескольку населенных пунктов в сутки на луганском и херсонском направлениях и стремились максимально продвинуться до наступления холодов. Поэтому можно понять критиков, утверждавших, что этот пост написан Маском «под диктовку с Лубянки». 

Что ж, в Украине сейчас действительно не много желающих вести переговоры с Россией. Еще в начале вооруженной агрессии Киев заявил, что готов договариваться — но не раньше, чем российские войска покинут земли, захваченные после 24 февраля 2022 года. Ну а после первых успехов и запуска ленд-лиза окрепло понимание, что любая передышка будет способствовать восстановлению сил агрессора и возобновлению наступления с целью захвата новых территорий.

Но мир рано или поздно наступит. Что ожидает Украину и РФ в этом новом мире?

Российское вторжение ускорило европейскую интеграцию Украины. Совершенно очевидно, что вслед за помощью и кредитами на восстановление инфраструктуры придут иностранные компании.

Рамочный план реконструкции, названный «Очерком восстановления Украины», подготовлен еще в апреле лондонским «Центром исследований экономической политики» (CEPR). Среди авторов — ученые из Гарварда, МТИ, Стокгольмской школы экономики. Руководил подготовкой документа выходец из Украины — профессор университета Беркли Юрий Городниченко.

Этот доклад тоже не содержит ответа на вопрос о том, когда закончатся боевые действия. Но авторы документа исходили из того, что ущерб, нанесенный Украине военными действиями, по разным методам оценки, достигает от $440 млрд до $1 трлн. 

Состав участников будущего восстановления не ограничен государственными и неправительственными организациями со всего мира. Но ведущая роль отводится европейским институтам — с прицелом на будущее членство Украины в ЕС.

 

План послевоенной реконструкции Украины: видение и модели. Источник — CERP

 

Восстанавливаться государство будет с помощью собственного металла и стройматериалов. А имея под боком опасного и агрессивного соседа, Украина обречена на ускоренное развитие военно-промышленного и аэрокосмического комплексов.

Ожидается, что после войны будут сняты многие препятствия для передачи технологий. Тогда же начнут создаваться СП с западными компаниями. Да, на первом этапе они будут заниматься сборкой техники и «железом», а не «мозгами». Но Украина потенциально способна существенно потеснить РФ на рынке вооружений.     

Обладая серьезными запасами титанового и редкоземельного сырья, Киев имеет шансы стать крупным производителем материалов для электроники, атомной и космической отраслей. Поддержку бюджету окажет и сельскохозяйственный экспорт.  

Процесс присоединения Украины к ЕС, вероятно, затянется — как минимум, до 2030 года. Однако военные события показали, что политический прогресс в этот период может идти ускоренными темпами, а поставщиком помощи для восстановления инфраструктуры выступит не только бюджет ЕС, но и другие источники.   

Давид против Голиафа

Илон Маск — не уникален. Тех, кто размышляет о том, какими могут быть условия мирного процесса, достаточно. Так, уже после взрыва Керченского моста, российский экономист и профессор Чикагского университета Константин Сонин попытался представить, как мог бы выглядеть мир между Украиной и Россией.

Первым пунктом этого плана значится вывод российских войск с территорий, занятых после 24 февраля 2022 года. Без этого никакие переговоры о снятии санкций с РФ вестись не будут.

Киев в качестве компенсации ущерба получает $300 млрд российских активов, заблокированных Западом. Для России они и так потеряны.

Часть санкций с РФ снимается после заключения долгосрочного контракта на поставку нефти и газа в ЕС с заранее фиксированными объемами и ценами. Около 10% стоимости энергоносителей поступает Украине на протяжении 20–30 лет — вновь в качестве компенсации.  

Вместе с тем, как считает Сонин, части Донецкой и Луганской областей, захваченные РФ в 2014 году, должны войти в состав России, а обсуждение судьбы полуострова отложится на 20 лет. На этот период РФ выводит из Крыма Черноморский флот и туда приходят «голубые каски» ООН.

Некоторые российские источники утверждают, что озвученный Константином Сониным план близок к тому, что предлагает экс-президент Дональд Трамп и его однопартийцы из Республиканской партии США.

Впрочем, реализация даже такого мирного проекта, ущемляющего территориальный суверенитет Украины, может стартовать только после отвода российских войск за пределы большей части захваченных Москвой украинских территорий. Но на практике незаконное принятие в состав России Луганской, Донецкой, Запорожской и Херсонской областей явно сигнализирует о желании Кремля продолжить войну.

Действия Москвы становятся понятными, если учесть, что внешние военные конфликты Россия традиционно использовала «для приема внутрь», а не только как наружное средство.

«Если говорить о российском политическом пространстве, то там никакой «партии мира» нет. И быть не может, поскольку власть в России захвачена группировкой, которая рассматривает внешний конфликт как единственное надежное средство управления страной. Даже если в военном отношении события на фронте для России будут складываться не слишком удачно, то правящая группировка все равно будет продолжать войну, поскольку в случае ее прекращения утратит контроль над российским политическом пространством и ясно осознает это», — считает российский журналист, заместитель директора Международного института по изучению последствий войны в Украине (Германия) Дмитрий Галкин.

Но, по его словам, в российском обществе постепенно усиливаются антивоенные настроения. И хотя они слабо фиксируются социологами, против войны выступает около 30% граждан РФ.

Потенциально эти люди могли бы сформировать мощное антивоенное движение. Но в условиях российской специфики им пришлось бы действовать подпольно. Однако ни российская оппозиция, находящаяся за границей, ни украинское руководство, ни западные правительственные и общественные структуры сегодня не занимаются подготовкой внутреннего сопротивления. 

«Скорее всего, американская администрация опасается, что политическая дестабилизация приведет к неконтролируемому распаду России, и старается избежать подобного сценария», — считает Дмитрий Галкин.

Возможны варианты

Для Украины наиболее радикальным исходом неудачной российской авантюры действительно стал бы ее распад на «народные республики», которые она сама же активировала на Донбассе. В результате ослабления влияния Кремля на периферии очень быстро появятся национальные элиты, а их финансово поддержат местные олигархи и чиновники.   

Но прежде чем это произойдет, России придется пережить период автаркии, т. е. ориентации на собственные ресурсы. Абсолютно замкнутой она может стать, если РФ решится применить в ходе военных действий в Украине любой вид ядерного оружия.

В этом случае россиянам следует готовиться к изоляции по северокорейскому или иранскому вариантам, с присущими им милитаризацией экономики, жестким идеологическим зомбированием населения и Гулагом для несогласных. 

Но и без этого западные санкции продолжат действовать до полного урегулирования конфликта вокруг Украины — хотя и в менее жесткой мере. А наибольшую экономическую выгоду от всего этого получит Китай, ведь он теперь становится безальтернативным стратегическим партнером и поставщиком технологий для России.

Поскольку РФ мало что может предложить Пекину из товаров с высокой добавленной стоимостью, в обозримом будущем Россию ждет превращение в еще одну провинцию КНР. Она может потерять остатки своего влияния в Средней Азии и попасть в полную экономическую зависимость от Поднебесной. 

 

Источники: CEPR, Meduza, Utro Media Group, лицензия изображения —  https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0/deed.en 

Подпишись на наш телеграм канал

только самое важное и интересное

Подписаться
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читать также

Американский орел расправляет крылья

Американский орел расправляет крылья

Настигнет ли Америку экономический спад в 2023 году? Удастся ли ФРС взять под контроль инфляцию, не отправив бизнес в нокаут? Справятся ли Штаты с новыми вызовами, усиливающими традиционные геополитические риски?

29 декабря 2022 г.

Экономический кризис 2022 года, или Что случилось с мировой экономикой?

Экономический кризис 2022 года, или Что случилось с мировой экономикой?

Ситуация на мировом экономическом рынке буквально подошла к краю пропасти: о скором наступлении рецессии говорят многие факторы. Что же происходит в мире и почему экономическая ситуация так стремительно ухудшается?

14 декабря 2022 г.

Индийский слон сбавляет ход

Индийский слон сбавляет ход

На фоне мрачных перспектив глобального хозяйства экономическая ситуация в Индии остается «лучом света». Но надолго ли? Какие риски и вызовы ждут прежде весьма динамичную индийскую экономику? Ищем ответы на эти вопросы в статье — первой из серии экономических прогнозов по ключевым странам мира.

1 декабря 2022 г.

Снимаем деньги с украинской банковской карты в Польше

Снимаем деньги с украинской банковской карты в Польше

Немалое количество граждан Украины из-за военных действий на территории страны эмигрировало в Польшу. И теперь одной из главных проблем для них является поиск возможности снятия средств с украинских карт и пересылки денег на родину. Какими способами это можно сделать — рассказываем в нашем материале.

30 ноября 2022 г.

Что такое ИОДА, и почему украинский бизнес ничего хорошего не ждет

Что такое ИОДА, и почему украинский бизнес ничего хорошего не ждет

Приоритетной задачей украинских предприятий сейчас остается необходимость пережить военное время с минимальными потерями. Всем ли это удается? Расскажет индекс ожиданий деловой активности.

17 ноября 2022 г.

Интрига вокруг российского бюджета

Интрига вокруг российского бюджета

После профицитного бюджета-2021 Россия — вопреки всем прежним прогнозам — возвращается к бюджетному дефициту. Возможно, на целых три года подряд. Уже в следующем году дефицит составит ₽2,9 трлн, или 2% ВВП. Насколько реалистичны надежды властей, что «дыру» в казне удастся закрывать за счет внутренних заимствований? Как это может повлиять на инфляцию?

9 ноября 2022 г.

{"type":"article","id":4533,"isAuthenticated":false,"user":null}