Артем Ковбель: «2021 год — время сумасшедших и революционных идей». Часть 2

Артем Ковбель: «2021 год — время сумасшедших и революционных идей». Часть 2

01.11.2021

Время прочтения - 13 мин.

Продолжение интервью с Артемом Ковбелем. Наш гость акционер Crowe Erfolg — ТОП-8 в мире аудиторских компаний, сертифицированный аудитор, член правления и глава комитета Forensic Ассоциации профессионалов корпоративной безопасности, член ACFE, ASIS, ASCP и наблюдательного совета Global Spirits TM Хортиця.

Первую часть нашей беседы можно прочитатать тут.

О кризисном окне возможностей

— Как тебе кажется, подходит ли 2021 год для сумасшедших и революционных идей? Для продвижения своих стартапов? Ведь если оценивать глобальную практику, очень многие стартапы — все эти «единороги» — добились успеха в кризисные времена. Тот же Dropbox. Да достаточно вспомнить Илона Маска: в 2020 году он стал лучшим предпринимателем. Tesla вошла в S&P 500. А SpaceX — ну, это просто полный бум…

— Считаю, что так и есть. Когда появляется кризисная тенденция — возникает волатильность. А волатильность — это возможность заработать на арбитраже. Понятно, что 90% стартапов и различных проектов попадают «в молоко». У Маска и ребят его уровня говорят: «Мы — или миллиардеры или нищие». Это одна из стратегий, а он сам по себе силен как личность.

Вот как обычно происходит в бизнесе — у тебя есть какой-то проект, какие-то гипотезы, рынок, который ты оцениваешь. И ты анализируешь перспективы его роста. Возобновляемые ресурсы и энергия в любом случае будут интереснее невозобновляемых. Мало того, они более экологичны. Поэтому — по идее — стратегия Маска должна была сработать. Вопрос был лишь в том, чтобы успеть застать возможность. Так вышло, что он успел.

Мы когда-то с партнером обсуждали бизнес на электромобилях. И так уж случилось, что этот бизнес просто не дожил бы до того, как он стал в Украине трендом: просто не было благоприятного законодательства, инфраструктуры, не было площадок, зарядок и прочего.

Поэтому, подведем итоги — время сейчас действительно интересное. Но твой личный успех в бизнесе зависит от того, насколько правильно ты смог оценить тренды с прогнозом, скажем, на 5–10 лет вперед.

Мы общались с Максом Шкиндером — одним из дизайнеров McLaren. Он украинец из Запорожской области. Мы виделись на закрытом мероприятии. И он говорит: «Когда я рисую машину, я должен спроектировать ее с прогнозом на 10 лет. Почему? Потому что от концепта до выхода — от эскиза до создания — проходит 5 лет. Я обязан нарисовать максимально футуристическую машину».

— На самом деле, это звучит немного безумно.

— Да, немного. То есть я должен спроектировать максимально футуристическую машину потому, что к моменту ее выхода автомобильные тренды уйдут вперед. Поэтому она должна быть максимально безумной. Точно так и тут. Чтобы понять, будешь ли ты успешным, тебе необходимо просчитать тренд. И опять же вопрос — попадешь ли ты в гипотезу или нет. Поэтому Илон Маск — один из успешных примеров. Но давайте поговорим о куче неуспешных кейсов: о них никто не знает, они очутились на свалке. Почему так происходит со стартапами? У них есть идея, они подняли первый раунд финансирования, затем им нужно масштабироваться. Когда они доходят до второго раунда, они уже «забёрнили» первый раунд.

Чтобы и дальше привлекать средства, нужно либо самим вложиться (но денег нет, потому что все время инвестировали), либо отдать долю в компании. К тому моменту в процессе развития постоянно привлекаются раунды. И это очень круто, когда ты дошел до конца, и тебе хватило денег для того, чтобы полностью вывести свой продукт, чтобы пройти breaking point, стать самоокупаемым. И чтобы у тебя при этом еще остались какие-то проценты в бизнесе. С другой стороны, лучше иметь 1% от многомиллиардного бизнеса, чем 100% от бублика. Поэтому со стартаперами такая история — либо они очень богаты, либо они нищие. Вот и все. Именно потому, что заработанные деньги они реинвестируют в развитие проекта. В большинстве случаев привлекают 1, 2, 3, 4 раунда — вот такой себе гэмблинг в чистом виде.

О модели успеха

— Что ж, посмотрим, может, в этом году кому-то повезет. Всегда приятно наблюдать за успехами соотечественников.

— Я могу сказать, от чего это зависит. Если вы — стартапер, вы просто обязаны хорошо владеть цифрами. Если вы стартапер, инвестор обязательно спросит вас: а сколько вы вложили денег — личных — в развитие проекта. Это очень важный момент — готовы ли вы поставить все на кон ради своего стартапа.

Если вы стартапер, вы точно должны максимально критично оценивать свой продукт. То есть перед его выпуском — релизом — провести максимум встреч с друзьями, знакомыми, инвесторами, чтобы они очень сильно покритиковали ваш проект. Вы обязаны четко определиться с типом вашего стартапа. Например, либо это модель «от 0 к 1»: говоря словами Питера Тиля — нечто инновационное. Либо же это «копикэт» — когда вы взяли что-то из какого-то региона и просто его повторили или «клонировали» тут. С одной стороны, вероятность того, что такой стартап взлетит, намного выше. С другой стороны, существуют определенные региональные особенности. Он может не «клонироваться» здесь. Вот почему необходимо определиться с тем, что именно у вас — оригинальная инновационная идея или же «копикэт». Естественно, вероятность того, что «копикэт» сработает, выше. Ведь эта идея где-то уже проверена и успешно реализована.

А еще у вас должен быть очень хороший нетворкинг. Помимо компетенции требуется еще и доступ к инвесторам. Как правило, наличие и денег, и компетенции — очень большая редкость. Обычно чего-то одного нет — либо есть деньги, но нет компетенции, либо есть компетенция, но нет денег. Поэтому в компании обязательно должен быть человек, который отвечает за инвестор-релейшнз — так, как это делал я в двух последних бизнесах прошлого года. Этот специалист отвечает непосредственно за привлечение инвесторов, приносит в компанию деньги. Очень важно, чтобы ваша идея дожила до денег.

Об украинских реалиях

— А как ты оцениваешь текущую ситуацию с украинским бизнесом? Мы пережили прошлый год, очутились в точке, в которой сейчас находимся. Как принято говорить — жив ли еще пациент? Ты ведь писал об этом в своих блогах и статьях.

— Пациент жив, но чувствует себя плохо. А отчего ему хорошо себя чувствовать?

— Но реанимировать его можно?

— Естественно. Просто мир переживает деглобализацию. Многие компании были заточены на экспорт. Поэтому в структуре их себестоимости есть импортная составляющая. Это логично. Мир деглобализируется, страны закрываются на локдаун. Естественно, это влияет на развитие компаний. Предприятия стараются сэкономить и оптимизироваться.

В кризисе я вижу возможность проверить, кто в твоей команде профессионал. Это такое «фитнес-время». Раньше ты все время работал «на массу», а сейчас у тебя есть возможность «подсушиться» — стать более эффективным, более управляемым. С другой стороны, этот кризис еще надо пережить, поскольку он, возможно, будет тянуться долго. Ведь пандемия, как оказалось, очень выгодна многим странам, которые могут позволить себе списывать долги.

Ну, и Китай — я думаю, с их стороны это была управляемая история, и они с домашним заданием сами же справились на отлично. Поэтому считаю, что ничего хорошего пока нет — к сожалению. Об этом свидетельствует дефицит госбюджета. Сумасшедший дефицит. Его вновь придется гасить за счет привлечения денег внешних заемщиков. А все потому, что валовый внутренний продукт и соотношение экспорта и импорта у нас, к сожалению, плачевное. Мы больше импортируем, чем экспортируем. На это тратится золотовалютный запас, с помощью которого мы должны отдавать долги.

Поэтому я думаю, что мы будем брать деньги посредством внешнего заимствования и выпуска долговых облигаций, привлекать средства и ими гасить кредиты. Либо же в какой-то момент заявим дефолт — как это сделала, например, Греция — и нам простят все долги. Или страны, которые тут присутствуют, будут нам диктовать, что нам делать на нашей земле.

— Как расцениваешь те законопроекты, что направлены на вывод...

— На борьбу с выводом…

На борьбу с выводом средств и с теневой экономикой. Понятно, что тут много плюсов и минусов. Какое твое экспертное мнение? Мы увидим отклик, выйдем на улицы, как отреагируют люди? Можешь прокомментировать ситуацию?

— Понятно, что люди отреагируют. Все логично — в государственном бюджете нет денег, соответственно, фискальный пресс на бизнес будет увеличиваться. Бизнес нормально не работает в связи с локдауном. Соответственно, он недополучает прибыль. У меня вопрос — с чего платить налоги, если он недополучает? У нас выходит, что недополучает целая страна — по какой-то странной причине. Почему так происходит? Скорее всего потому, что топ-менеджмент не смог выстроить такую бизнес-модель, при которой страна бы зарабатывала. Соответственно, государство пытается отыграться на бизнесе. А он тоже не зарабатывает. И, естественно, начинает протестовать и говорить — вместо того, чтоб не вводить хотя бы локдаун, вы теперь заставляете нас еще и налоги платить.

Поэтому государство сделает все, чтобы вывести бизнес из тени, ведь ему необходимы деньги. А бизнес сделает все, чтобы не платить налоги, ведь ему нужно выживать. Вот такая интересная история. Закон, о котором вы говорили — это закон, направленный на борьбу с размыванием налогооблагаемой базы. Нацелен он, в частности, на идентификацию тех бизнесов украинских налоговых резидентов, которыми они владеют за рубежом. Это закон о КИК и BEPS. BEPS — это Base Erosion and Profit Shifting, КИК — это контроль национальных компаний.

— В целом, это мировая практика, это нормально.

— Да, это мировая практика, это борьба с отмыванием денег.

Но как это работает в наших реалиях — вот что интересно.

— Если у тебя под контролем, под твоим «зонтиком» есть бизнес в любой юрисдикции, ты — как физическое лицо — обязан сообщить налоговой о наличии у тебя компаний, по которым у тебя возникает доход как у физлица.

И украинская налоговая должна обложить прибыль этих твоих предприятий по ставке 18% плюс 1,5% военного сбора — то есть 19,5%. Вот почему многие украинские бизнесмены, которых я знаю, меняют резиденцию. Например, на Дубай. Никто не хочет переплачивать.

Естественно, вводится ряд штрафных санкций — за неподачу, за не своевременную подачу отчетности, за то, что не указаны контролируемые вами компании и так далее. Штрафы исчисляются сотнями минимальных прожиточных минимумов, который составляет чуть более ₴2 100.

Глобальные тренды направлены на фискализацию. Я вижу государство большой компанией, в рамках которой есть структурные подразделения, и оно максимально их контролирует. То есть, все нацелено на контроль. Вот и все.

Единственный вопрос, который меня беспокоит — куда тратятся мои налоги, ведь я тоже предприниматель и плачу их? Я уверен, что показателем целевой траты налогов каждой из стран является ее инфраструктура. В Украине, к сожалению, инфраструктура оставляет желать лучшего. Мы ездим по ямам, и этим все сказано. Соответственно, у меня возникает вопрос к государству — куда тратятся деньги? Бизнес готов платить. Но он хотел бы спросить у чиновников — на что потрачены налоги? У меня такой же вопрос.

О дисциплине и мотивации — 24/7/365

— Да, это на поверхности. И чтобы завершить наш разговор на более позитивной ноте, мне кажется, если следовать тем мотивациям, которые здесь прописаны…

— То кризиса не будет…

— По крайней мере, будет немножечко легче его преодолеть.

— Я скажу так, да. Если вы будете следовать идеологии дисциплины и идеологии 24/7. Тут необходимо, конечно же, конкретизировать, что такое идеология 24/7/365. Для меня это про дисциплину, про самоотдачу. Если вы максимально диверсифицированы и дисциплинированы, если постоянно общаетесь с командой, если вкладываете — как бенефициар — свою энергию в бизнес, если находитесь в операционном контроле, если вы максимально активны, публичны и тратите свою энергию на развитие бизнеса — для вас кризиса точно не будет. Это я вам говорю как собственник большого количества проектов. Это проверено на практике. А все, кто рассказывают, что в мире кризис — они, наверное, просто слишком много отдыхают.

— Да, меньше времени надо уделять отдыху. У нас еще есть одна книга. Можешь о ней пару слов сказать?

— Она тоже написана в 2020 году. Вышла в декабре — как и «24/7/365». Это вторая часть цикла «Хроники аудитора», а называется она «Преступление и наказание». В книге описаны практические кейсы борьбы с внутрикорпоративным мошенничеством в разрезе отраслей. В ней квинтэссенция моего опыта последних 10 лет. Работа над книгой стала классной возможностью консолидировать весь мой опыт. На многих страницах мы отметили QR-кодами статьи, которые я опубликовал ранее на ту же тему о корпоративном мошенничестве. Поэтому их можно отсканировать, получить линк и прочитать статьи. Книгой я безумно доволен, она написана всего за 4 месяца в режиме максимальной дисциплины. Поэтому и задача была, что бы она вышла «под елку». Интересно, что она опубликована в один день с той книгой из цикла о Forensic — первой, что вышла в прошлом году. То есть ровно через год — в тот же день — вышла вторая книга.

— Все очень четко!

— Да.

— Ты писал ее 4 месяца. Наверное, все это время ты уделял сну не максимум (пять часов), а только минимум — три часа?

— Книга — это как марафон, и его необходимо выдержать.

— Благодарим тебя за очень интересную беседу. Давай следить за тем, как будут разворачиваться события. А, скажем, через год обсудим — сбылись ли наши прогнозы и подтвердились ли ожидания.

— Да, конечно.

 

Увидеть Артема своими глазами и послушать полную версию нашего с ним разговора можно на  YouTube-канале iSpace News.

Подпишись на наш телеграм канал

только самое важное и интересное

Подписаться
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читать также

Что такое ИОДА, и почему украинский бизнес ничего хорошего не ждет

Что такое ИОДА, и почему украинский бизнес ничего хорошего не ждет

Приоритетной задачей украинских предприятий сейчас остается необходимость пережить военное время с минимальными потерями. Всем ли это удается? Расскажет индекс ожиданий деловой активности.

17 ноября 2022 г.

Россия возобновляет зерновую сделку с Украиной

Россия возобновляет зерновую сделку с Украиной

В среду фьючерсы на пшеницу в Чикаго упали на 6,7%, поскольку продовольственный рынок благосклонно воспринял новость о возвращении РФ в программу экспорта украинского зерна через Черное море.

2 ноября 2022 г.

{"type":"article","id":2165,"isAuthenticated":false,"user":null}