Павел Кравченко: «Блокчейн — цифровое представление игры в дурака». Часть 1

Павел Кравченко: «Блокчейн — цифровое представление игры в дурака». Часть 1

14.10.2021

Время прочтения - 6 мин.

Область применения технологии распределенного реестра, где она зарекомендовала себя с лучшей стороны, постоянно расширяется. Защищенные и безопасные цепочки поддерживают передачу любых данных, в том числе цифровых активов.

Однако представления о возможностях блокчейна у многих остаются смутными. Портал iSpacе.news побеседовал о предмете с одним из пионеров на рынке цифровых технологий в Украине и мире Павлом Кравченко.

Из досье iSpace.news

Павел Кравченко — криптограф, CEO и сооснователь компании Distributed Lab. Эта фирма известна разработкой модульной системы учета и управления активами любого типа — TokenD.

Distributed Lab организовывает десятки семинаров по всему миру, ее специалисты провели 12 международных блокчейн-конференций, 14 курсов в вузах, подготовили программу сертификации.

 

Все очень прозаично

— Давай начнем с самых основ. Можешь ты объяснить доступным языком, что такое блокчейн?

— Говоря просто, это подход к хранению и синхронизации данных. Вам нужно обеспечить безопасность какой-то цифровой информации (финансовой, документальной), и чтобы моя копия не отличалась от твоей, необходим метод ее упорядочивания. Технология предоставляет такую возможность.

— Ты свой путь в блокчейн начинал не в Украине, верно?

— Да, в Америке. Я занят в сфере криптографии с 2006 года. Имея диплом по специальности «Информационная безопасность», получил степень кандидата наук, работал программистом, потом уехал в Штаты. Меня взяли в команду стартапа, потому что у меня был опыт в криптографии. В Stellar я проработал несколько месяцев, потом вернулся в Украину и в 2014 году стал соучредителем Distributed Lab.

— Но, насколько нам известно, ты и в Сингапуре работал?

— Ну это параллельно все происходило. У меня были друзья, с которыми мы постоянно обменивались идеями. Конечно, развивать свой проект интереснее, чем просто трудиться в компании, пусть даже и в Калифорнии. Так я попал в другой стартап, в Сингапуре. Год там поработал, обзавелся хорошей базой контактов, много попутешествовал. И эта база сейчас функционирует.

— Вернемся в 2014 год в Украину. Ты с партнерами решил основать компанию, миссия которой — создать финансовый интернет...

— Вначале взяли одного клиента — с запросом по инновационной платежной системе. Потом другого, у которого маркетплейс, биржа. Затем третьего — с программой сложной лояльности. Так и пошло. Примерно через полгода мы уже сформулировали миссию компании.

— А в чем суть финансового интернета?

— Все очень прозаично — у каждого бизнеса есть система учета данных о клиентах, балансах, деньгах, акциях, программах лояльности и так далее. Мы поняли, что все эти системы будут использовать одни протоколы взаимодействия, одинаковый язык общения — как почтовые протоколы smtp, http в интернете. Тем самым можно агрегировать эти финансовые данные, имея кошелек, который, как браузер, будет управлять всеми активами.

Мы начали двигаться в этом направлении. Работать над тем, чтобы независимые учетные системы могли общаться друг с другом. Это длительный процесс, шаг за шагом. Мы должны были создать своего рода азбуку — набор софта, который поможет компаниям полностью перейти на цифровые рельсы.

Многие скажут: сейчас и так все в цифре. Но это не совсем так. Есть, к примеру, открытый банкинг. И мы такую же концепцию хотим применить ко всем учетным системам в мире, включая учет билетов, программы лояльности и тому подобное. Плюс добавить ряд технологий, возникших в сфере блокчейна и криптографии. Это позволит получить инфраструктуру, на базе которой возникнут приложения второго уровня. Сейчас мы, по сути, ставим роутер и тянем провода. Для следующей ступени нужны другие условия.

Проходит огромное количество времени, пока технология приобретает форму продукта

— Из каких стран ваши клиенты?

— Со всех континентов — от Австралии до Южной Америки. Антарктиды разве что нет. Клиент приходит и говорит: мне нужна собственная платформа для учета лояльности, торговли акциями, платежная система или, скажем, свой «Монобанк». И мы берем заказ, потому что знаем, как они строятся, имеем для этого инструменты. В итоге платформы имеют одинаковые протоколы взаимодействия. Клиенту в большинстве случаев до этого нет дела, но у нас появилась цель — в будущем их можно объединить, унифицировать. А это обещает множество преимуществ — и пользователям, и нам.

— Были у вас какие-то уникальные проекты?

— Такие есть всегда. В 2015-м один клиент выстраивал систему для отслеживания поставок древесины из тропических лесов в Америку и Европу. Вернее, мы это делали по его заказу. Сейчас система позволяет отслеживать весь цикл, чтобы не рубили больше нормы. Было подключение к спутниковой системе, которая следила за тем, сколько выросло леса, и так далее. Специалист нашей компании дважды летал в Гватемалу, чтобы на месте тестировать продукт.

Сейчас у нас есть еще один интересный клиент: Министерство здравоохранения одной из арабских стран заказало сиcтему трекинга прививочных сертификатов COVID, чтоб не подделывали справки о вакцинации. НБУ также наш клиент по двум проектам.

— Насколько востребован в украинском бизнесе блокчейн? На каком этапе развития находится там эта технология?

— На очень-очень раннем. Да и в мире еще зачаточный период — какая-то сотая доля процента людей этим интересуется. Многие слышали о нем, но реально используют далеко не все. Потому что трактуют это слово по-разному. Для одних оно связано исключительно с криптовалютой, для других — с технологией. Кто-то вообще не понимает, что это за технология. Ведь когда радиоволны обнаружили? 200 лет назад? Сколько лет минуло до их массового использования? Компьютеры изобрели в 1950-х, но в быту они появились в 2000-х. Проходит огромное количество времени, пока технология приобретает форму продукта. И компаниям, которые хотят в этой сфере чего-то достичь, нужно заниматься всем подряд, чтобы выжить. Или найти инвестиции, чтобы брать в работу интересные проекты.

 

Продолжение интервью уже очень скоро появится на нашем сайте! 

В нем наш гость поделится размышлениями о том, станет ли биткоин новым золотом, и стоит ли вообще инвестировать в криптовалюты.

Подпишись на наш телеграм канал

только самое важное и интересное

Подписаться
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читать также

Возрождение интереса к NFT в 2024

Возрождение интереса к NFT в 2024

NFT стали главным трендом индустрии в 2021 году, но с наступлением криптозимы их позиции пошатнулись: многие коллекции потеряли 90% стоимости и более. Но последние месяцы говорят о том, что интерес к невзаимозаменяемым токенам не просто вернулся, но и устанавливает новые рекорды. Конкуренция между блокчейнами В 2021 году если не монополистом, то безоговорочным лидером выступал блокчейн Ethereum: именно на нем были представлены самые популярные коллекции (CryptoPunks, Bored Ape Yacht Club) и на...

19 марта 2024 г.

Что такое ИОДА, и почему украинский бизнес ничего хорошего не ждет

Что такое ИОДА, и почему украинский бизнес ничего хорошего не ждет

Приоритетной задачей украинских предприятий сейчас остается необходимость пережить военное время с минимальными потерями. Всем ли это удается? Расскажет индекс ожиданий деловой активности.

17 ноября 2022 г.

Россия возобновляет зерновую сделку с Украиной

Россия возобновляет зерновую сделку с Украиной

В среду фьючерсы на пшеницу в Чикаго упали на 6,7%, поскольку продовольственный рынок благосклонно воспринял новость о возвращении РФ в программу экспорта украинского зерна через Черное море.

2 ноября 2022 г.

Как пережить холода: ищем оптимальные варианты согреться

Как пережить холода: ищем оптимальные варианты согреться

В условиях военного времени многие украинцы задумались о приобретении недорогих и эффективных отопительных приборов, а также систем аварийного энергоснабжения на период зимы. Разберемся, чему из техники отдать предпочтение.

26 октября 2022 г.

Виталик Бутерин высказался о цензуре валидаторов

Виталик Бутерин высказался о цензуре валидаторов

После перехода Ethereum на механизм консенсуса proof-of-stake (PoS), где валидаторы сами решают, какие транзакции включать в свои блоки, а какие нет, в Twitter разгорелся спор о том, насколько правомерна подобная цензура.

18 октября 2022 г.

{"type":"article","id":2123,"isAuthenticated":false,"user":null}