Павел Кравченко: «Блокчейн — цифровое представление игры в дурака». Часть 2

Павел Кравченко: «Блокчейн — цифровое представление игры в дурака». Часть 2

15.10.2021

Время прочтения - 7 мин.

Вторая часть интервью с Павлом Кравченко — криптографом, CEO и соосноватем компании Distributed Lab. Первую часть нашей беседы можно прочитать тут.

...

— Принято считать, что где блокчейн, там и криптовалюта. Как думаешь, станет ли биткоин новым долларом или золотом?

— Да, существует такая версия, многие делают на это долгосрочную ставку. Гипотетически замена золота биткоином может случиться. Но доллара он не заменит: в расчетах это не очень эффективная валюта. Скорее всего, таким транзакционным активом будет управлять какая-то страна или сообщество государств. Это уже как они договорятся.

Перейдет ли это все с технологической точки зрения на блокчейн? Конечно. Это — неизбежность. Сейчас все идет к тому, что Китай выпустит цифровой юань. Это все равно, что Центробанк КНР откроет двери перед всем населением Земли. Жители Африки, к примеру, будут использовать его для расчетов у себя на Черном континенте. Потому что в Зимбабве доллар местный «скачет», а юань — стабилен. И снова пойдет война за тех, кто управляет счетами: тот, кто контролирует пользователей, будет контролировать, что они тратят и где.

— И все-таки, какие наблюдения относительно ситуации вокруг биткоина?

— Я бы сказал, что есть два момента. Первый — биткоин по факту, вот как он есть — это инструмент для серых операций. Ведь его нельзя регулировать. И спрос на этом рынке повышает его цену: чем больше людей его будет использовать для таких операций, тем дольше он будет на авансцене. С другой стороны, есть фактор нестабильности. Люди понимают, что США могут напечатать столько денег, сколько захотят. Не всем это нравится. Некоторые говорят: мы будем вкладывать в актив, который растет при инфляции. И тем самым создают спрос на биткоин.

— Как ты лично относишься к инвестированию в криптовалюты? Практикуешь?

— Нет, я сделал выбор. Мне нужно отдаваться на сто процентов своему делу. Я не могу быть немножко тут и немножко там, поэтому все силы вкладываю в развитие собственной компании. А других людей от крипты не отговариваю, но и не агитирую за нее.

— У какой криптовалюты, на твой взгляд, хорошее будущее?

— Нет такой. Вот мы видели в случае с ICO, что у ряда команд есть миллиарды долларов. За такие деньги можно сделать вообще все. Технически. Но большинство проблем — другого порядка. Они маркетинговые, связанные с доверием, репутацией, экосистемой. Их даже за 100 миллиардов не решишь. Кто из них найдет свою нишу, тот и выиграет. Что это будет — валюта, которую центробанк станет использовать как золото, или биткоин — кто знает. Сказать, какой кейс вырастет первым и за счет чего, никто не решится.

— Что ты думаешь о желании государства регулировать криптовалюты? Последний громкий иск против Ripple о чем говорит?

— Регулировать биткоин невозможно, протокол такой. Иначе он не будет биткоином. Можно регулировать покупку-продажу. В Америке в налоговой декларации чуть ли не первым пунктом стоит: «У вас есть криптовалюта?» И каждый имеющий ее человек думает: «Поставлю галочку — мне скажут: давайте адрес, где она лежит. Не поставлю — меня потом возьмут под белы рученьки. Что делать?»

Но регулировать транзакции в криптовалюте нельзя. У биткоина нет центра эмиссии, он создается путем коллективного консенсуса по протоколу.

Смарт-контракты, определенно, очень сильная идея

— Есть какая-то амбициозная цель у тебя, связанная с блокчейн-технологиями?

— Думаем про финансовый интернет, про софт, который позволит дать учетную систему каждой компании. Это занимает большую часть моей мозговой активности. Определенно, смарт-контракты, автоматизация бизнес-отношений — очень сильная идея. Потому что они избавят нас от кучи волокиты, в том числе судебной, правовой. Появится другой подход к приватности. Изменится ее уровень, она вернется к пользователю, который будет контролировать свои данные. Станет другим подход к идентификации людей. Уже не придется регистрироваться везде и вводить свои данные по пятьсот раз. Множество простых повседневных проблем автоматизируются. Как сейчас платишь по РayPal, так же просто будет, к примеру, зарегистрироваться в отеле.


— По сути, блокчейн упростит нашу жизнь?

— Да, конечно. Это как радиоволны. Они есть сейчас почти в каждом устройстве. Их же не видно, верно? Никто же не пишет: «Внимание, радиоволны!» Эта тема в наше время — обыденность, не требующая организации разъяснительных научных конференций или интервью. Волны просто используются везде. Точно так же будет с блокчейном через двадцать лет.

— Мы мимоходом затронули тему майнинга, давай поговорим о нем подробнее.

— Это процесс соглашения относительно того, кто предложит зафиксировать следующую транзакцию в сети. Он нужен, как раз чтобы убрать центр принятия решений. Обычно ведь как? Есть банк. Если я хочу отправить деньги, банк эту транзакцию валидирует, добавляет в свою базу данных, и меняется баланс — у меня списывают деньги, тебе начисляют. Ты  просто номер в базе данных. Чтобы избежать этого центрального агента, мы коллективно (например, те, кто использует биткоин) решаем, кто будет осуществлять конкретную транзакцию. Майнинг — это, по факту, лотерея. Все по протоколу могут в ней участвовать. Кто выиграл в конкретный момент, говорит: я добавляю в учетную систему блокчейн вот эту транзакцию. За то, что я это сделал, выиграл, я себе дорисовываю новый биткоин. И все с этим соглашаются, достигают консенсуса.

Эта лотерея — как поиск ответа для математической задачи. Хэш-функцию невозможно предсказать заранее, нельзя получить преимущество, какую-то формулу обходного пути. Приходится простым перебором всех чисел, от единицы до бесконечности, искать результат. И тот, у кого мощный компьютер, делает это с большей вероятностью, быстрее находит решение задачи. Майнинг — это перебор цифр. Он ничего не имеет общего с генерацией биткоина. Сделано все так, чтобы любой, у кого есть компьютер, мог в нем поучаствовать.

— Поэтому майнеров больше всего в Китае?
— Да, там массово производится необходимое оборудование. Много тех, кто, упрощенно говоря, может подключиться к интернету, поставить софт биткоина и заниматься перебором чисел.

Большинство людей после того, как послушали три лекции про биткоин, выражают опасения, что кто-то может изменить правила игры, забрать их монеты, дорисовать себе больше, чем их должно быть. Обычно я успокаиваю их, спрашивая: Знаете ли вы, кто автор карточной игры в дурака? Никто, конечно, не знает. Объясняю: представьте, что вы играете в дурака втроем. Может ли создатель подбросить карты в игру? Ответ — нет: он там, а мы тут. Может ли он поменять правила игры на ходу — он же создатель игры? Ответ — опять нет. Потому что правила у каждого из троих в голове, и они не собираются их менять. Может ли он, даже если сядет играть с вами за стол, извлечь королей из рукава? Ну нет! То есть производитель колоды карт влиять на игру не может! Как же мы достигаем консенсуса внутри вот этой группы? Все просто. Блокчейн — это цифровое представление того же процесса. Есть правила, они зафиксированы математически, их нельзя изменить по ходу дела. Если кто-то пытается их нарушить, остальные контролируют ситуацию. В биткоине, в блокчейн-концепции все проверяют транзакции всех.

— Какие сейчас самые распространенные заблуждения у новичков?

— Например, что биткоин, поскольку он ограничен в объеме, будет только расти. Я говорю — а Луна? Она тоже ограничена в объеме, но не растет же. Что всегда нужен в блокчейне свой токен. Нет. Что нужно всегда делать IСO. Аналогично. Эти заблуждения происходят из того, как люди смотрят на конкретную систему. Например, вот у меня телефон использует радиоволны, конкретное количество МГц. Как далеко они могут распространится, эти мегагерцы? Нам говорят: радиоволны не проходят через стену. Я отвечаю — да, но только радиоволны с определенной частотой. А длинные волны пройдут сквозь всю Землю.

Так начинается миллион заблуждений…

Подпишись на наш телеграм канал

только самое важное и интересное

Подписаться
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читать также

Возрождение интереса к NFT в 2024

Возрождение интереса к NFT в 2024

NFT стали главным трендом индустрии в 2021 году, но с наступлением криптозимы их позиции пошатнулись: многие коллекции потеряли 90% стоимости и более. Но последние месяцы говорят о том, что интерес к невзаимозаменяемым токенам не просто вернулся, но и устанавливает новые рекорды. Конкуренция между блокчейнами В 2021 году если не монополистом, то безоговорочным лидером выступал блокчейн Ethereum: именно на нем были представлены самые популярные коллекции (CryptoPunks, Bored Ape Yacht Club) и на...

19 марта 2024 г.

Виталик Бутерин высказался о цензуре валидаторов

Виталик Бутерин высказался о цензуре валидаторов

После перехода Ethereum на механизм консенсуса proof-of-stake (PoS), где валидаторы сами решают, какие транзакции включать в свои блоки, а какие нет, в Twitter разгорелся спор о том, насколько правомерна подобная цензура.

18 октября 2022 г.

Майкл Сэйлор дал биткоину четыре года

Майкл Сэйлор дал биткоину четыре года

По словам соучредителя MicroStrategy и известного сторонника криптовалюты, к 2026 году BTC может восстановить свой исторический максимум ноября 2021 и подняться еще выше, если его основные принципы оценки изменятся.

22 сентября 2022 г.

{"type":"article","id":2124,"isAuthenticated":false,"user":null}