Паспорта недалекого будущего

Паспорта недалекого будущего

12.11.2020

Время прочтения - 8 мин.

Одним из предвыборных обещаний Владимира Зеленского было создание «экономического паспорта украинца», на котором бы аккумулировались средства от продажи полезных ископаемых, добытых на территории страны. Такой паспорт-счет получал бы каждый новорожденный, а выплаты по нему осуществлялись при наступлении совершеннолетия. 

В январе 2020 года в украинском парламенте зарегистрировали законопроект «Об экономическом паспорте украинца», предполагавший их действие уже с начала 2021 года. С наступлением пандемии коронавируса о паспортах забыли. И только в конце октября бывший президент Грузии Михаил Саакашвили, который возглавляет «Национальный совет реформ» при Зеленском, подтвердил, что проект все же будет реализован. Хотя способы распределения средств и порядок их администрирования обсуждаются. Если это произойдет и будет сделано грамотно, Украина войдет в число стран, использующих накопления от продажи ископаемых для стабилизации экономики и социальных выплат.

Создание фондов национального благосостояния или будущих поколений, куда, как правило, отчисляется часть доходов от продажи полезных ископаемых, дело не новое. В настоящее время, по данным ООН, в мире действуют полсотни государственных пенсионных и 30 фондов национального благосостояния, управляющие различными активами.   

Агрегаторы роста и социальные стабилизаторы

Вероятно, самый известный из них — государственный пенсионный фонд Норвегии. Его также именуют нефтяным фондом или NBIM — по названию управляющего им подразделения центробанка — Norges Bank Investment Management.

Этот фонд создан в 1990 году, и с тех пор власти Норвегии регулярно пополняют его отчислениями от продажи нефти, на которые затем приобретаются акции, облигации, а с недавних пор и коммерческая недвижимость за пределами страны.

Результаты этой деятельности во многом зависят от ситуации на фондовом рынке, куда уходит до 70% доходов фонда. Например, по итогам 2018 года NBIM получил убыток в размере около $52 млрд. Но это этот случай единственный за 7 лет. А вот итоги прошлого года принесли NBIM рекордные $180 млрд. Так что всего лишь за год — с учетом средств, выделенных государством — его доходы увеличились почти на 20% и достигли $1,1 трлн.   

В настоящее время Норвежскому пенсионному фонду принадлежит около 1,5% мирового рынка акций. Он владеет долями более чем 9 000 компаний, в том числе Apple, Microsoft, Amazon, Alphabet, Nestle и др.

Свои накопления норвежцы тратят крайне неохотно. В неблагоприятные экономические годы законодательство позволяет расходовать на социальные нужды не более 3% доходов NBIM. Рекорд будет поставлен в нынешнем году, когда на сокращение дефицита бюджета будет потрачено 4,2% доходной части нефтяного фонда или $46 млрд.

В восточном полушарии самым известным считается национальный инвестиционный фонд Сингапура TEMASEC. В 1974 году при его основании фонд получил в управление 35 госкомпаний и учреждений, в том числе крупнейший государственный банк, национальную авиакомпанию и зоопарк — общей стоимостью $134 млн. Теперь же активы фонда оцениваются в $306 млрд.

Под управлением TEMASEC находятся DBS Bank (Development Bank of Singapore), Singapore Airlines, Capitaland Limited (инвестиции в недвижимость и инфраструктуру), ST Engineering (электроника, аэрокосмический сектор, флот), Singtel (телекоммуникации), Mediacorp Pte (национальное вещание), PSA International (крупнейший портовый оператор), SMRT Corporation (логистика), Surbana Jurong (безопасность) и другие компании.

Источниками дохода TEMASEC является размещение акций собственных предприятий на Сингапурской фондовой бирже, торговля ценными бумагами других компаний и проценты от вкладов. Половину заработанных денег TEMASEC направляет в бюджет государства, а остальное идет на развитие.

В 2003 году, побывав в Сингапуре и встретившись там с Ли Куан Ю и руководством TEMASEC, тогдашний президент Казахстана — Нурсултан Назарбаев — решил основать собственный фонд национального благосостояния «Самрук». Через несколько лет этой структуре были переданы в управление естественные монополии: «Казахстанские железные дороги», «КазМунайГаз», Казахстанская компания по управлению энергетическими сетями KEGOC, «КазПочта» и «Казахтелеком».

Позднее активы «Самрук» пополнили еще 17 национальных компаний, работающих в горнорудном, металлургическом и энергетическом секторах, сфере транспорта и пассажирских перевозок, генерации и распределения электроэнергии. В их числе «Казатомпром», «Объединенная химическая компания», «Казахтелеком», Samruk-Kazyna Construction и др. По состоянию на 2019 год холдинговая группа фонда насчитывала уже 306 компаний, общей стоимостью $74,1 млрд.

В последние годы администраторов «Самрук Казына» критиковали за неумеренное желание занимать деньги на внешнем рынке. Из-за этого внешний долг фонда достиг $17 млрд — без учета задолженности входящих в его состав компаний.

Однако в 2018-2019 гг. «Самрук Казына» сократил задолженность на $8 млрд. По итогам 2019 года консолидированная чистая прибыль фонда составила $2,86 млрд. Фонд перечислил государству около $450 млн в виде дивидендов. Кроме того, 392 000 жителей Казахстана получили социальную помощь на $17,25 млн.

В России с 2004 года действовали сразу два фонда, в которые направлялись фиксированные отчисления от продажи нефти и газа — стабилизационный и резервный. Обоими распоряжалось правительство. В резервный фонд поступали средства, на которые приобретались ценные бумаги, номинированные в валюте, а стабилизационный фонд использовался для финансирования государственных инвестиционных проектов.

В 2018 году оба фонда объединили в Фонд национального благосостояния (ФНБ). Его основные задачи таковы — обеспечение сбалансированности Пенсионного фонда и покрытие дефицита госбюджета. По состоянию на 1 октября ФНБ аккумулировал $172,34 млрд или 12,1% ВВП РФ.

Планы ясны — перспективы туманны

По какой схеме — норвежской или сингапурской, российской или казахстанской — будет действовать украинский «Фонд будущего», из которого власть намерена пополнять личные счета украинцев, рожденных после 2021 года, пока не понятно.

Законопроект «Об экономическом паспорте украинца» является лишь рамочным документом, в котором говорится о формировании Фонда за счет ежегодного отчисления 1% от стоимости реализации ископаемых, добытых на территории Украины. При этом дополнить их могут гранты или субсидии из государственных и частных источников. Эти отчисления должны делиться поровну и перечисляться на личные счета, обналичить которые можно будет после совершеннолетия обладателей.

О перспективах размещения средств фонда в финансовых активах — для их приумножения или защиты от воздействия инфляции — в законопроекте не говорится. Так же, как и о методике аккумулирования средств. Хотя стоимость природного газа или железорудного сырья, реализованного на внутреннем и внешнем рынках отличается в разы, равно как и ставки рентной платы за пользование недрами для разных целей.

Эти недосказанности вызывают к жизни опасения, что идеологи «экономического паспорта украинца» руководствовались примерами нефтеносных арабских монархий, выплачивающих своим подданным баснословные премии по случаю свадьбы или совершеннолетия, но не учли украинских реалий. 

Они же на сегодняшний день таковы, что собственной добычи нефти или газа не хватает даже для внутреннего потребления. А предприятия, занимающиеся добычей и переработкой ископаемых (железорудного и марганцевого сырья) давно приватизированы, и государство вряд ли сможет эффективно влиять на их собственников.   

Самый простой способ консолидации средств в «Фонде будущего» — отчисления от рентной платы, поступающей в бюджет. Однако она слишком мала, чтобы составить базу Фонда — даже с учетом низкой рождаемости.

В 2021 году государство заложило в бюджет ₴40 млрд рентных платежей за использование природных ресурсов. Причем более половины составляет плата за добычу нефти и газа. Если предположить, что в следующем году на свет должно появиться около 300 000 новых украинцев, то каждому из них на счет должно «капнуть» по 1% рентной платы или ₴1 333 (менее $50), которые за 18 лет превратились бы в $900.

Это, конечно, без учета динамики рождаемости и рентных отчислений, индекса инфляции, возможности размещения средств личного счета на депозите или инвестирования в ценные бумаги или акции. Но все равно несопоставимо меньше возможностей тех же Эмиратов, гарантирующих своим подросткам оплату обучения в любом вузе мира и выплачивающих по $20 000 при вступлении в брак и т.д.

И, наверное, не у одного украинца после запуска фонда возникнет вопрос — почему только будущие поколения смогут воспользоваться его накоплениями? Ведь по конституции, земля, недра, воздух, которым мы дышим, водные и другие природные богатства, являются собственностью живущих здесь и сейчас, и весьма отдаленное отношение имеют к еще не рожденным.  

Подпишись на наш телеграм канал

только самое важное и интересное

Подписаться
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читать также

Крупные инвестиционные компании, или Кому сегодня доверить финансы

Крупные инвестиционные компании, или Кому сегодня доверить финансы

В какие инвестиционные компании мира можно вложить свои деньги прямо сейчас? Рассмотрим перечень организаций с наиболее высоким показателем активов под управлением.

7 декабря 2022 г.

Что такое ИОДА, и почему украинский бизнес ничего хорошего не ждет

Что такое ИОДА, и почему украинский бизнес ничего хорошего не ждет

Приоритетной задачей украинских предприятий сейчас остается необходимость пережить военное время с минимальными потерями. Всем ли это удается? Расскажет индекс ожиданий деловой активности.

17 ноября 2022 г.

Инвестиции в Казахстан: вера, надежда и объективная реальность

Инвестиции в Казахстан: вера, надежда и объективная реальность

Министерство иностранных дел РК планирует увеличить приток иностранных инвестиций до $25 млрд в 2022 году. Это на $2 млрд больше, чем в прошлом. Куда лучше инвестировать и что интересного может предложить местный рынок?

16 ноября 2022 г.

Россия возобновляет зерновую сделку с Украиной

Россия возобновляет зерновую сделку с Украиной

В среду фьючерсы на пшеницу в Чикаго упали на 6,7%, поскольку продовольственный рынок благосклонно воспринял новость о возвращении РФ в программу экспорта украинского зерна через Черное море.

2 ноября 2022 г.

{"type":"article","id":1075,"isAuthenticated":false,"user":null}