Три вопроса о «второй волне»

Три вопроса о «второй волне»

14.10.2020

Время прочтения - 6 мин.

Как и опасались эпидемиологи, с началом осени CoVID-19 вернулся, и это ставит очень сложные вопросы перед властями, рынками и обществом.

После непродолжительных весенне-летних каникул, когда все немножечко расслабились и слегка передохнули, новая коронавирусная инфекция с удвоенной силой взялась тестировать человечество на прочность. Кривая заболеваемости CoVID-19 в разных странах, вроде бы к лету «выздоровевших», резко рванула вверх в сентябре-октябре. Пустовавшие больничные койки начали заполняться очень быстро, а эффективных ответов против коронавируса пока так и не найдено. Это ставит власти и общество перед нелегкими вопросами.

Придется ли повторять весенние локдауны?

Власти во всем мире стараются избежать введения карантинов, памятуя о том, какую высокую экономическую цену пришлось заплатить. В ходе первой волны пандемии CoVID-19 ограничения, введенные в развитых странах, привели к двузначным цифрам падения их экономик во II квартале.

Кроме того, резко выросла безработица, а меры государственной поддержки, призванные смягчить потери для населения и бизнеса, привели к росту бюджетных дефицитов. То есть теперь помощь — при необходимости — может быть оказана в основном на базе монетарных методов. Иными словами, за счет «печатного станка», который и так уже отработал на полную мощность.

В некотором смысле правительства теперь стоя́т перед крайне сложной дилеммой. Либо спасать максимальное количество людей ( в первую очередь, пожилых — как наиболее уязвимых для коронавируса), что достигается только локдаунами. Либо не вводить жестких ограничений, чтобы не навредить и так уже ослабленной экономике, но при этом в какой-то степени жертвовать стариками. Для которых останется принцип — «спасение утопающих — дело рук самих утопающих».

Пока власти во всех странах стараются идти компромиссным путем. Ограничения вводятся, но мягко и не повсеместно. Закрывается въезд-выезд в отдельные города, где эпидемическая ситуация достигла напряжения. Вводятся запреты на массовые мероприятия и встречи в закрытых помещениях. Рассматривается возможность нового закрытия границ. Вместе с тем действия правительств будут зависеть от эпидемиологической ситуации в каждом конкретном регионе.

daily cases/ death

Ситуация эта пока не дает поводов для оптимизма, особенно в Европе. Быстро растет заболеваемость в Италии, Франции, Бельгии, Чехии, Великобритании. Россия и Украина тоже столкнулись со «второй волной». Развивается неприятная динамика в США: там эпидемиологи прогнозируют выход на экспоненциальные темпы роста ближе к ноябрю. Но в Штатах на решения властей будет ощутимо влиять предвыборная ситуация. В Азии бурно развиваются эпидемические процессы в Индонезии, Мьянме, Филиппинах.

Предотвратить негативные сценарии с массовыми закрытиями помогло бы начало массовой вакцинации населения, но пока что все образцы вакцин проходят испытания — и не всегда успешно. Новых лекарств с доказанной эффективностью против SARS-CoV-2 также еще не появилось. Поэтому решение о введении «локдаунов» остается «на столе» в разных странах — даже если власти хотели бы его избежать.

Что в таком случае может ожидать мировую экономику?

Глобальное хозяйство стало фактически заложником пандемической ситуации. Пока она развивается по сценарию «испанки» 1918-1920 гг., унесшей жизни нескольких десятков миллионов человек (консенсусная оценка — 50-55 млн чел.). Пандемия тогда началась в январе-марте 1918 года, к августу практически утихла, но уже осенью возникла вторая волна, которая характеризовалась большей летальностью. А в начале 1919 года пришла и третья волна, также смертоносная. Словом, дамоклов меч болезни может висеть над мировой экономикой еще долго.

Тем не менее есть и регионы с положительной динамикой. Китай, с которого всё началось, сумел практически полностью подавить вспышку коронавирусной инфекции и сохранить экономический рост. Удалось взять под контроль эпидситуацию в Южной Корее и Японии. В Европе пока держится Швейцария. Но положение дел в глобальной экономике будет в целом зависеть от того, в какие сроки и какой ценой развитые страны сумеют купировать «вторую волну» и удастся ли избежать третьей.

Здесь возможны три сценария. Первый — если нынешнюю вспышку получится обуздать быстро и без масштабных «локдаунов», аналогичных весенним, а в начале 2021 года появится хотя бы одна разрешенная к полноценному применению вакцина. Тогда спад мирового ВВП в текущем году уложится в 4,0-5,5%, а в 2021 году начнется рост, который в среднем компенсирует потери — на 5,2-5,5%. Второй — если придется вводить карантины, начнется третья волна CoVID-19, а вакцинация отложится до конца следующего года. При этом глобальный ВВП упадет на 7-8% за два года. Третий вариант — если вакцина станет доступной к массовому применению только в 2022 году. Тогда пандемия «уничтожит» порядка 10% мировой экономики за два года, а восстановление в 2022 году будет слабым. Пока, впрочем, наиболее вероятным считается первый сценарий.

Не сейчас ли лучший шанс купить годные акции по хорошей цене?

Барон Ротшильд говорил: «Покупай, когда на улицах течет кровь, даже если она твоя». Этот принцип разделяют многие.И одно кровопускание на фондовых рынках уже было — в начале года. С тех пор основные индексы хорошо подросли: например, S&P 500 установил новый исторический максимум (после чего, впрочем, скорректировался вниз). Сейчас рынок уже сложно назвать дешевым, тем более, что его рост во многом обязан ожиданиям новых стимулов от властей.

Вместе с тем рисковый инвестор может поискать перспективные бумаги в трех секторах. Во-первых, это банки, которые традиционно выигрывают от монетарных стимулов. Здесь интересны те, кто сумели в ходе «первой волны» оптимизировать процессы и перенести традиционные операции в онлайн из офиса. Им никакой карантин не страшен. Во-вторых, это… ритейл. Но не интернет-магазины, которые уже выиграли от пандемии, а те фирмы, которые продают товары как онлайн, так и в бутиках, расположенных вне крупных торговых центров. Они смогут работать при любом сценарии. В-третьих, это стройсектор. Его драйвером выступают дешевая ипотека (ставки упали благодаря монетарным стимулам) и понимание, что свое жилье — это не бремя, а спасение в условиях пандемии.

А вот фармсектор, возможно, сейчас не настолько хорош. В текущие цены уже заложены самые радужные ожидания, и любая мелочь может вызвать продажи акций. Впрочем, самое главное, что нужно инвестору во «вторую волну» — так это не заболеть. Всем доброго здоровья и крепкого иммунитета!

Подпишись на наш телеграм канал

только самое важное и интересное

Подписаться
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читать также

Крупные инвестиционные компании, или Кому сегодня доверить финансы

Крупные инвестиционные компании, или Кому сегодня доверить финансы

В какие инвестиционные компании мира можно вложить свои деньги прямо сейчас? Рассмотрим перечень организаций с наиболее высоким показателем активов под управлением.

7 декабря 2022 г.

Инвестиции в Казахстан: вера, надежда и объективная реальность

Инвестиции в Казахстан: вера, надежда и объективная реальность

Министерство иностранных дел РК планирует увеличить приток иностранных инвестиций до $25 млрд в 2022 году. Это на $2 млрд больше, чем в прошлом. Куда лучше инвестировать и что интересного может предложить местный рынок?

16 ноября 2022 г.

Мобилизованная недвижимость

Мобилизованная недвижимость

Еще весной вложения в квадратные метры считались едва ли не единственным способом сохранения крупных сбережений в России. Теперь же от квартир многие стараются избавиться как можно быстрее, предлагая большие дисконты. Что происходит с рынком жилья в условиях частичной мобилизации?

20 октября 2022 г.

{"type":"article","id":1065,"isAuthenticated":false,"user":null}