Перспективы майнинга в 2021: спешка не уместна?

19.01.2021

Время прочтения - 8 мин.

Стремительный рост биткоина в последние месяцы 2020 года спровоцировал небывалый ажиотаж в мире майнинга, а рост доходности добычи криптовалют привел к очередной золотой лихорадке.

Давайте попробуем разобраться, так ли уж выгоден майнинг именно сегодня, и с какими трудностями предстоит столкнуться новичкам. А также попытаемся понять, стоит ли вообще сейчас входить в этот бизнес? Или лучше вспомнить крылатое выражение — «во время золотой лихорадки выгоднее продавать лопаты» — и присмотреться к другим направлениям?

Как росли доходы майнеров в конце 2020 года?

Эксперты Luxor Technologies выяснили: прибыль майнеров биткоина на единицу мощности оборудования за последний квартал 2020 года выросла в 3 раза. В прошлый раз аналогичный показатель прибыльности криптовалют наблюдался в августе 2019.

В ноябре прибыль от добычи крипты взлетела на 48% по сравнению с октябрем. Декабрь показал еще +33%. И если предположить, что все добытые монеты тут же продавались их владельцами, то за последний месяц ушедшего года майнеры заработали $692 млн. Эксперты Glassnode кропотливо подсчитали, что в декабре 2020 «криптокопатели» биткоина в сумме получали по $1 млн в час.

Наступивший 2021 этот тренд не прервал. В январе биткоин продолжал расти до новых ценовых максимумов. Похоже, складывающаяся на рынке ситуация позволит майнерам и в этом месяце вплотную приблизиться к уровню дохода сказочного декабря 2017 года. Именно тогда зафиксирован пик прибыльности майнинга — более чем $1,2 млрд.

Парадоксальная, на первый взгляд, ситуация складывается: цена биткоина в 2 раза выше, чем 3 года назад, а доходность почему-то существенно ниже. На самом деле все просто — рентабельность зависит не только от стоимости добычи, но и от ряда сопутствующих затрат. Давайте разберемся подробнее.

Что определяет рентабельность? 

Можно выделить несколько основных факторов, оказывающих ключевое влияние на доход от майнинга в целом, и на его рентабельность в частности:

  • Стоимость криптовалюты. С этим пунктом все ясно и логично: чем выше цена, тем выше доход.
  • Награда за блок. В среднем, каждые 3–4 года награда майнерам за найденный блок уменьшается в 2 раза. В 2009 году это было 50 биткоинов, в 2012 — 25 биткоинов, в 2016 — 12,5 монет. В мае 2020 года произошло очередное снижение вознаграждения за блок, и теперь оно составляет всего 6,25 ВТС.

Это говорит о том, что в биткоинах добытчики получают все меньше за свои труды. Чтобы компенсировать растущие затраты, им необходимо либо добывать больше блоков, либо ждать повышения стоимости ВТС в фиатной валюте.

  • Сложность майнинга. Блокчейн биткоина устроен таким образом, чтобы количество найденных блоков оставалось примерно одинаковым за определенный промежуток времени. На практике это означает следующее: с ростом числа майнеров и мощности их оборудования увеличивается и сложность добычи. Именно поэтому необходимо постоянно обновлять и модернизировать технику и или приобретать более мощные новинки. Только так можно поддерживать стабильность количества добытых монет.

И действительно, вначале биткоины без труда добывали на CPU, потом на GPU. Теперь же необходимой для этого процесса мощностью обладают только специализированные устройства — «асики».

О масштабах роста мощностей для добычи биткоина можно судить по таким фактам:

  • в 2011 году хешрейт сети биткоина составлял около 500 Гигахеш/с;
  • в сентябре 2013 он уже достиг 1 000 Терахеш/с (т. е. вырос в 2 000 раз);
  • в феврале 2016 достиг 1 млн Терахеш/с (рост еще в 1 000 раз).

Сегодня этот показатель равен 150 млн Терахеш/с или 150 Эксахеш/с (10 в 18-й степени). Для сравнения, мощность одного процессора в вопросе добычи биткоина составляет десятки килохешей, видеокарты — мегахеши, асика — исчисляется сотнями терахешей в секунду. Таким образом, один асик в процессе добычи биткоина заменяет миллионы видеокарт или миллиарды процессоров.

  • Комиссия за транзакцию. Второй источник дохода майнеров — комиссии за транзакции в сети биткоина. Если в первые годы их величина была незаметной на фоне награды за блок, то сегодня ситуация в корне меняется. В декабре только на комиссиях добытчики суммарно заработали около $70 млн. Это примерно 10% их общего дохода. В декабре 2017 года комиссии вообще составляли 25% прибыли майнера. В дальнейшем, с уменьшением награды за блок, доля комиссионных в копилке доходов криптодобытчиков будет только расти.
  • Стоимость оборудования. Ажиотаж вокруг роста прибыльности майнинга провоцирует и бурный рост цен на оборудование для добычи биткоина. Впрочем, даже повышение отпускных цен на асики в 2 раза не останавливает желающих их приобрести. Все производители таких устройств говорят о полном выкупе по предоплате будущих партий асиков крупнейшими операторами майнинг-центров — вплоть до лета 2021 года.

Например, компания Marathon заказала 70 000 этих устройств у Bitmain на общую сумму в $170 млн. Причем первые 7 000 штук поступят заказчику только в июле 2021 года, а остальные — не раньше декабря. При этом в сентябре прошлого года Marathon уже приобрела более 10 000 асиков у все той же Bitmain, а в октябре — еще 10 000.

Немногим скромнее аппетиты у Core Scientific. Компания оплатила «всего лишь» 58 000 специализированных устройств для майнинга с поставкой в сентябре 2021 года.

Ну и совсем уж «несерьезным» выглядит заказ 15 000 асиков на $35 млн от Riot Blockchain. Или покупка нескольких тысяч единиц за $15 млн фирмой 500.com.

  • Стоимость электроэнергии. Оборудование для майнинга потребляет очень много электричества. Топовый асик в разгоне может требовать до 5 кВт электроэнергии в час. Поэтому ее стоимость во многом предопределяет место расположения майнинг-ферм. Крупнейшие операторы центров по добыче криптовалют располагают оборудование рядом с электростанциями в регионах с дешевой энергетикой: Китае, а в последнее время и в скандинавских странах. Например, в Норвегии из-за избытка генерируемой мощности гидроэлектростанций цена электричества для промышленных потребителей упала почти до нуля.
  • Сопутствующие затраты. Сюда входят другие статьи расходов, доля которых в общей доходности незначительна. Это зарплата обслуживающего персонала (в случае промышленных масштабов майнинга), аренда, оплата интернета и т. п.

Именно из-за повышения сложности и удорожания оборудования доходность майнинга пока ниже, чем в декабре 2017 года — даже вопреки двукратному росту цены биткоина.

Стоит ли начинать прямо сейчас?

С учетом всего перечисленного, можно говорить о нерентабельности майнинга биткоина для обычного пользователя. Чтобы войти в рынок добычи крипты сегодня требуется стартовый капитал в несколько десятков тысяч долларов (как минимум!) для покупки нескольких асиков.

Но и тут начинающего майнера поджидает разочарование — отсутствие предложений о продаже устройств. Даже будущие поставки расписаны и распределены между промышленными майнинг-компаниями на полгода вперед. А то и больше. Неудивительно, что составить им конкуренцию «домашние» майнеры просто не могут.

Однако не биткоином единым жив майнинг. Есть еще масса криптовалют на алгоритмах добычи, отличающихся от алгоритма биткоина. Например, эфириум, зикеш или монеро. Для их добычи вполне хватит и обычных видеокарт. Правда тут ощущаются те же проблемы:

  • завышенные цены на комплектующие, в частности GPU;
  • недостаточное предложение на рынке;
  • относительно высокий порог входа;
  • непредсказуемый доход.

Рост биткоина привел к удорожанию и других криптовалют. А это повысило доходность их добычи и простимулировало массовую скупку видеокарт. Актуальные модели и так поставлялись производителями в очень скромных количествах. Ажиотажный спрос привел к выкупу из магазинов даже моделей прошлых лет. Сегодня, если где-то и предлагаются видеокарты, обеспечивающие хорошую прибыль, то цена на них завышена в 2–3 раза.

Хотя те, кто успел собрать личные фермы до исчезновения комплектующих с прилавков специализированных магазинов, сейчас чувствуют себя замечательно. Так, Саймон Берн из Лас-Вегаса осенью 2020 года закупил 78 видеокарт GeForce RTX 3080 примерно на $100 000. 

При текущей стоимости эфириума и нынешней сложности его добычи, ферма приносит предприимчивому американцу около $670 в сутки или $20 000 чистого дохода в месяц. Она потребляет около 24 кВт/час электроэнергии, и на оплату электричества у американца ежемесячно уходит около $1 200.

Поэтому до тех пор, пока стоимость криптовалюты высока и есть возможность покупки необходимого количества видеокарт — майнинг остается очень выгодным занятием. Но не стоит забывать — это прямо сейчас, именно в данный момент. 

При обвале рынка под откос катится и рентабельность майнинга. А вот кто однозначно останется в выигрыше — как в настоящее время, так и в обозримом будущем — так это «производители лопат» (асиков и видеокарт). А также счастливые владельцы собственных ферм.

Входить в майнинг сегодня с нуля — крайне рискованная затея. Лучше дождаться более выгодного момента, например, следующей «криптозимы» или, по крайней мере, хотя бы временного и незначительного снижения цен на добывающее крипту оборудование. Но решать все же вам!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
{"type":"article","id":860,"isAuthenticated":false,"user":null}