Бензина больше уже не будет

Бензина больше уже не будет

21.03.2021

Время прочтения - 5 мин.

Международное энергетическое агентство (МЭА) констатировало переломный момент в истории мировой энергетики и дало ответ на самый актуальный для глобального сообщества топливный вопрос.

Постковидная дилемма

Пандемия COVID-19 «заморозила» топливный рынок. Сейчас он постепенно «оттаивает». Однако оставался открытым вопрос — как именно изменится мировой энергетический баланс в ближайшие годы? Подробный и аргументированный ответ на него дало МЭА, опубликовавшее 17 марта прогноз на ближайшие 5 лет.

Согласно данным Агентства, благодаря развивающимся странам и крупным мировым экономическим центрам (Китай и Индия) спрос на нефть полностью восстановится к 2026 году, когда ее потребление достигнет 104 млн баррелей в день. Это примерно на 4% больше, чем в 2019 году. Хотя специалисты давно обсуждали возможность наступления пикового момента мирового потребления нефти.

В 2024 году также ожидается восстановление спроса на авиационное топливо до уровня 2019 года — за счет отложенного спроса на поездки в США, Европе и других странах.

Бензин: потребление восстанавливается, но рекордов спроса не будет. Источник — IEA/Wall Street Journal

Но спрос на автомобильный бензин уже никогда не будет выше допандемийного.

«Мы не думаем, что потребление бензина снова вернется к уровню 2019 года», — отмечает исполнительный директор МЭА Фатих Бирол.

По данным парижского органа по надзору за энергетикой, тренд на экономию топлива и переход на электромобили опередит растущий спрос на бензин в развивающихся странах.

В 2020 году суточная потребность в этом виде топлива уже упала на рекордные 2,9 млн баррелей, т. е. более чем на 10% по сравнению с 2019 годом. И это только начало.

Непрестижное топливо

По данным МЭА, к 2026 году на дорогах мира появится около 60 млн электромобилей (в 2019 году их было 7,2 млн). Переход на электрическую тягу в разной степени поддерживают практически все развитые страны, стимулируя производство и приобретение электрокаров. Именно этот фактор стал решающим, и он снижает спрос на бензин и дизтопливо.

Вторым по важности является перевод личного и грузового транспорта на сжиженный газ, оказавшийся дешевле бензина. Автопроизводители уловили эту тенденцию и предлагают все больше газовых моделей для покупателей из развитых стран.  

Как бы то ни было, после многих лет скептицизма и неуверенности в вопросе о готовности автолюбителей покупать полностью электрические машины, крупнейшие автопроизводители готовятся к полному прекращению выпуска  авто с бензиновыми двигателями. General Motors обещает сделать это к 2035 году, а Volvo Cars of Sweden готовится к полному переходу на электрокары еще раньше — уже к 2030 г.

«В гонке побеждает электрическая мобильность», — констатирует CEO Volkswagen Герберт Дисс.

По его словам, к 2030 году доля электромобилей в продажах новых авто Volkswagen достигнет 50%. Впрочем, на некоторых рынках традиционный транспорт с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) останется по-прежнему востребованным, и Volkswagen не собирается отказываться от производства этих моделей.

«Электрическая мобильность будет завоевывать популярность в мире с разной скоростью — в зависимости от местной политики, доступности и объемов предложения чистой энергии. И мы продолжим поставлять ДВС в одни регионы дольше, чем в другие», — пояснил Дисс.

Глобальный объем продаж электромобилей по ведущим рынкам мира. Источник  EV-Volumes

По данным исследовательской группы EV-Volumes, отслеживающей продажи электромобилей, в 2020 году доля электрокаров в суммарном объеме продаж новых авто составила около 4,2%. В количественном измерении — это 3,24 млн. При этом всего лишь за год прирост достиг 43%.

В Европе — на одном из самых емких электромобильных рынков — в IV квартале на них пришлось 10,5% от продаж новых авто.

Когда законы рынка не работают

Но если существующие мощности НПЗ становятся избыточными, то рынок автомобильного топлива теперь превращается в рынок покупателя, а не продавца? Неужели именно автовладельцы смогут диктовать цены на бензин? Увы, это только в теории.

Там, где добыча нефти отстает от потребностей, а перерабатывающие мощности не отвечают современным требованиям — как, например, в Украине — рынок автомобильного топлива и далее будет оставаться объектом картельных сговоров и политических интриг.

К примеру, как раз сейчас рынок обсуждает, кто займет место поставщика российского топлива в Украину. После отказа швейцарской Proton Energy Group заниматься этим, на «хлебное» место претендуют другие международные трейдеры, а в их числе называют Glencore, Trafigura, Mercuria, Vitol и др.

Источники: Wall Street Journal, Интерфакс

 

Подпишись на наш телеграм канал

только самое важное и интересное

Подписаться
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читать также

{"type":"article","id":1282,"isAuthenticated":false,"user":null}