Украденное Рождество

Украденное Рождество

21.12.2020

Время прочтения - 7 мин.

Растущий уровень безработицы, беспрецедентные объемы выделяемой государствами и Брюсселем помощи, неуклонно разбухающий госдолг и низкие процентные ставки для заимствований. Все это признаки постковидной европейской экономической реальности. Скрывающиеся в пригородах от мутирующего вируса жители Лондона, погрязшие в убытках ТРЦ, утрачивающий веру в будущее общепит и малый бизнес, возлагавший чрезмерно оптимистичные надежды на оперативность вакцинации. В столь унылых декорациях единая Европа готовится к встрече главного праздника года. Но в этот раз Рождество, похоже, украли. Всерьез и надолго. И сделал это явно не злобный зеленый отшельник Гринч…

Лондонский хаос

Новая мутация коронавируса SARS-CoV-2, выявленная в Великобритании, стала причиной введения рождественского локдауна, затронувшего порядка 16 млн жителей юго-восточной части страны, последовавшей за этим внешней изоляции Туманного Альбиона и резкого усиления мер безопасности в других странах Европы.

Bloomberg пишет о хаосе, царившем в уикенд на лондонских вокзалах, где люди втискивались в переполненные поезда в стремлении успеть выехать за пределы столицы, чтобы встретить Рождество в кругу близких или просто за городом.

Станут ли события в Соединенном Королевстве началом распространения по миру третьей волны пандемии? Пока не ясно. Слишком неоднозначна поступающая информация. Однако они уже вызвали ответную реакцию в виде усиления мер предосторожности и, наверное, дополнительно ухудшат и так не самые оптимистичные прогнозы, подводящие итоги 2020 года.

Так, ОЭСР в текущем году рассчитывает на 7,5% падения общего ВВП ЕС, а проблески возвращения к допандемическому объему производства сулит только к концу 2022 года.

«Постоянные вспышки вируса и сопутствующие меры сдерживания будут и далее препятствовать деятельности вплоть до масштабного внедрения вакцины. Повсеместная неопределенность и низкая уверенность станут решающими факторами, влияющими на частное потребление и инвестиции. Безработица будет расти до середины 2021 года, приблизится к двузначным цифрам, а затем начнет постепенно снижаться», — отмечается в прогнозе ОЭСР.

Вследствие высоких объемов мер господдержки аналитики этой организации прогнозируют увеличение совокупного долга государств Маастрихта (12 стран, подписавших в 1992 г. соглашение об объединении в ЕС (за минусом Великобритании)) до отметки выше 100% ВВП.

А что у соседей?

Между тем, страны ЕС по-разному пережили уходящий год. Если говорить о новых членах сообщества — республиках Балтии и странах Вышеградской четверки (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия), то в этой группе есть свои передовики и отстающие.

К примеру, МВФ, вслед за Swedbank, оценивает экономический спад в Литве на уровне 1,8%. В Эстонии — 5,2%, в Латвии — 6%.

Среди стран Вышеградской группы наилучшим результатом может похвастаться Польша (-3,6% по прогнозу МВФ). Как утверждает Rzeczpospolita со ссылкой на Центральное статистическое управление, местный рынок труда хорошо справился с двумя волнами пандемии. В ноябре занятость в предпринимательском секторе по сравнению с ноябрем 2019 года упала на 1,2%. Наряду с этим зарплата на предприятиях выросла на 4,9%, а уровень зарегистрированной безработицы не менялся с июня и застыл на отметке в -6,1%.  

Психологический вебинар вместо премии

И все же пандемия сильно повлияла на рынок труда Польши. С одной стороны, усилились тенденции цифровизации и удаленной работы, а вместе с ними и масштабы охоты за талантами. Иностранцам стало еще легче зарегистрировать предприятие, а в ноябре поляки упростили правила трудоустройства для врачей из Украины, Беларуси и Молдовы.

С другой стороны, количество объявлений о наборе на работу (по сравнению с 2019 годом) сократилось на 30%. И хуже всего обстоят дела у молодежи, не имеющей трудового опыта и практики. 

А работодатели теперь весьма своеобразно экономят на сотрудниках, урезая льготы, не связанные с зарплатой — абонементы для занятий фитнесом или поездки выходного дня.  Вместо них вводятся либо субсидии на офисную технику, интернет или электричество для надомной работы, либо психологические консультации и групповые онлайн-вебинары по повышению психической устойчивости, совершенствованию самодисциплины и концентрации внимания. Эту «изюминку», пожалуй, можно смело назвать трендом года. И вероятно, не только в Польше. 

Новые-старые пострадавшие

Тем временем бизнес все чаще сетует на непоследовательность и метания политиков: те сначала закрывают мебельные салоны, затем их открывают, вместо них заколачивая двери в спортивные залы, и т.д. 

В ходе третьей фазы локаута наиболее всего, вероятно, пострадают крупные торговые центры и предприятия общественного питания.

По данным PwC, владельцы польских ТРЦ общей площадью 400 000 кв. м в прошлом году выплатили в местные бюджеты около 30 млрд злотых (€6,6 млрд). В этом году торговые центры уже недосчитались 1,3–1,4 млрд злотых в виде убытков от аренды и ухода арендаторов во время карантина. Еще 1,9–2,2 млрд злотых — потери от временного снижения арендной платы до конца 2020 года. Закрытие магазинов в ноябре означало падение продаж примерно на 8 млрд злотых.

Если власти, напуганные британской мутацией вируса, еще раз закроют ТРЦ, им грозят еще большие убытки, а многим и проблемы с выплатой кредитов, в свое время взятых на строительство центров.

Предприниматели уже направили правительству предложения по ограничению посещаемости (1 человек на 25 кв. м.), закрытию тестовых зон, примерочных, бесконтактному сканированию товаров с помощью технологии RFID и т.д. Но ответа пока не получили.  

На несправедливость закрытия ТРЦ сетуют и владельцы размещенных там крупных сетей фастфуда, в том числе KFC, Pizza Hut и Starbucks. По словам операторов, пока им не дают работать, рынок перехватывают новые сети быстрого питания и доставки, размещенные на улицах.

Вместе с тем, в центрах польских городов все чаще можно увидеть пустующие помещения на месте бывших ресторанов и закусочных. Весь масштаб потерь будет очевиден уже в начале нового года.  

Переизбыток еды и алкоголя

Аналогичные проблемы и у ресторанов Праги: посещаемость заметно сократилась после решения властей ограничить их время работы до 22:00. Еще весной на волне туристического локаута потребление алкогольных напитков в Чехии упало почти на четверть. Пивоваренные компании сократили выручку на 40%, а мини-пивоварни — из-за закрытия кафе и ресторанов — на катастрофические 80%.

В качестве альтернативы власти призывают население развивать местный туризм, а президент Чехии Земан ранее предлагал закрыть границы на год, чтобы избежать выезда граждан в государства с высокой заболеваемостью.

По данным МВФ, в этом году ВВП Чехии упадет на 6,5%. Еще больший спад ожидает Словакию — 7,1%. Для Венгрии экономические последствия пандемии коронавируса оцениваются в -6,1% ВВП.

Переток труда и капитала

Однако следует признать: у новых членов ЕС — в отличие от группы «старичков Маастрихта» — объем внешнего долга не так велик. Конечно, все относительно. Для Польши, по итогам 2020 г., он составит 51,28% ВВП, для Чехии — 40,31%, для Словакии — 52,9%. У стран Балтии он еще меньше. И этот показатель позволяет «молодым» европейцам продолжительное время субсидировать и экономику, и население.

А чтобы меры действительно достигли цели и стимулировали возобновление экономического роста, Брюссель уже сейчас предлагает странам Вышеградской группы финансировать не только сокращающиеся виды деятельности, но и новые предприятия, имеющие виды на рост и развитие. К ним, прежде всего, относятся компании цифровой экономики, передовые аграрные технологии и т.д.

Максимальное внимание в постковидный период будет уделяться трансграничному финансированию и перетоку рабочей силы в эти страны из Украины, Беларуси и других государств Восточной Европы. Естественно, речь идет не только о сезонных сельскохозяйственных тружениках, а прежде всего о квалифицированных специалистах в области машиностроения, энергетики и цифровых технологий. 

Подпишись на наш телеграм канал

только самое важное и интересное

Подписаться
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читать также

Американский орел расправляет крылья

Американский орел расправляет крылья

Настигнет ли Америку экономический спад в 2023 году? Удастся ли ФРС взять под контроль инфляцию, не отправив бизнес в нокаут? Справятся ли Штаты с новыми вызовами, усиливающими традиционные геополитические риски?

29 декабря 2022 г.

Экономический кризис 2022 года, или Что случилось с мировой экономикой?

Экономический кризис 2022 года, или Что случилось с мировой экономикой?

Ситуация на мировом экономическом рынке буквально подошла к краю пропасти: о скором наступлении рецессии говорят многие факторы. Что же происходит в мире и почему экономическая ситуация так стремительно ухудшается?

14 декабря 2022 г.

Индийский слон сбавляет ход

Индийский слон сбавляет ход

На фоне мрачных перспектив глобального хозяйства экономическая ситуация в Индии остается «лучом света». Но надолго ли? Какие риски и вызовы ждут прежде весьма динамичную индийскую экономику? Ищем ответы на эти вопросы в статье — первой из серии экономических прогнозов по ключевым странам мира.

1 декабря 2022 г.

Снимаем деньги с украинской банковской карты в Польше

Снимаем деньги с украинской банковской карты в Польше

Немалое количество граждан Украины из-за военных действий на территории страны эмигрировало в Польшу. И теперь одной из главных проблем для них является поиск возможности снятия средств с украинских карт и пересылки денег на родину. Какими способами это можно сделать — рассказываем в нашем материале.

30 ноября 2022 г.

Интрига вокруг российского бюджета

Интрига вокруг российского бюджета

После профицитного бюджета-2021 Россия — вопреки всем прежним прогнозам — возвращается к бюджетному дефициту. Возможно, на целых три года подряд. Уже в следующем году дефицит составит ₽2,9 трлн, или 2% ВВП. Насколько реалистичны надежды властей, что «дыру» в казне удастся закрывать за счет внутренних заимствований? Как это может повлиять на инфляцию?

9 ноября 2022 г.

{"type":"article","id":591,"isAuthenticated":false,"user":null}