Валютные скачки

Валютные скачки

22.03.2021

Время прочтения - 5 мин.

Развивающиеся финансовые рынки борются с волатильностью, Центробанк единой Европы — с компаниями и банками категории «зомби», а турецкая лира потеряла 15% после кадрового решения президента страны.

Дилемма имени Эрдогана

Удорожание стоимости заимствований для развивающихся государств вследствие перетока капитала в доллар США грозит некоторым рынкам новым периодом нестабильности. Особенно там, где регуляторы стремятся сдерживать инфляцию, одновременно поддерживая экономический рост.

Классическим примером стала Турция, где действия главы Центробанка Наджи Акбала вошли в острый конфликт с позицией президента Реджепа Тайипа Эрдогана. На прошлой неделе Центробанк повысил учетную ставку — с 17% до 19%, а глава ЦБ заявил, что ужесточение денежно-кредитной политики сохранится до тех пор, пока не удастся усмирить инфляцию, достигшую отметки 15,61%.

Однако эти действия вступили в противоречия с позицией Эрдогана, и ранее оказывавшего давление на Акбала с тем, чтобы тот не повышал ставку. По мнению президента Турции, именно повышение учетной ставки повинно в раскручивании инфляции в стране, хотя экономическая теория считает иначе.

В результате Наджи Акбал отстранен от должности, а его место занял профессор банковского дела и колумнист пропрезидентской газеты Yeni Safak — Сахап Кавциоглу. На этой новости турецкая лира за день потеряла 15%, преодолев отметку в 8 лир/$.

 

После отставки главы Центробанка Турции (уже третьего за два года), курс лиры упал на 15%. 

Источник — Bloomberg

По факту, президент оказался прав. Однако реальной причиной девальвации лиры, вероятнее всего, стали паника на потребительском рынке и скупка населением американской валюты. Между тем новому главе ЦБ придется найти свой метод борьбы с повышением цен на потребительском рынке, при этом не вызвав возражений президента.

Тревожный оптимизм

Турция оказалась не единственной страной, которой придется выбирать между сдерживанием инфляции и стремлением добиться устойчивого экономического роста. Как ожидается, на этой неделе вопрос пересмотра ставок Центробанка будет обсуждаться в Таиланде, ЮАР, Мексике, на Филиппинах и еще в некоторых государствах.

В Таиланде ставка находится на рекордно низком уровне — 0,5%, но повышать ее не будут: все дело в стремлении помочь туристической отрасли и финансовому сектору. Вследствие падения доходов отельного бизнеса из-за COVID-19 множество объектов оказались в залоге у местных банков.

Однако качество залогов далеко не всегда соответствовало ожиданиям финансистов. В программе субсидирования внутреннего туризма, по которой правительство оплачивает до 40% стоимости номера в отелях (но не более 3 000 бат или $98), тоже выявлено множество случаев мошенничества.

На Филиппинах, где учетная ставка также находится на рекордно низком уровне – 2%, регулятор, скорее всего, не будет ее менять, а все внимание акцентирует на поддержке экономического роста.

«Официальные лица не склонны к ужесточению денежно-кредитной политики, поскольку инфляционные ожидания остаются неизменными, а ценовое давление носит временный характер», — так заявил в марте управляющий Центробанка Филиппин Бенджамин Диокно.

Федеральный резервный банк ЮАР также пока не склонен поднимать ставку кредитования для коммерческих банков, установленную в июле прошлого года на отметке в 3,5%. Это тоже исторический минимум. И аналогичной позиции, по данным Bloomberg, придерживаются главы большинства ЦБ африканского континента.

К такому же постоянству вроде бы склонен регулятор Мексики, только в феврале опустивший ставку до 4%.

А вот Бразилия на прошлой неделе увеличила ставку сразу на 0,75% до 2,75%. Сделано это в ответ на резкий рост инфляции, достигшей максимума с 2017 года, и обесценивание реала. 8 марта бразильская валюта была близка к тому, чтобы повторить майский антирекорд 2020 года. Тогда за реал давали менее $0,17.  

Европейские банкиры играют в прятки

В это время главный орган банковского надзора ЕС — Европейское банковское управление (European Banking Authority, ЕBА) — призванный поддерживать стабильность отрасли, обратил внимание на «парадоксальность» ситуации. Регулятора поразило, что доля официально неработающих кредитов в банковской системе Евросоюза составляет всего 2,6%. И это в период пандемии и рецессии.

Благодаря политике ЕЦБ, направленной на поддержку экономики, европейские банки накопили миллиарды евро, но совершенно не спешат помогать проблемным предприятиям и списывать их долги. Вместо этого, как заявил председатель ЕВА Хосе Мануэль Кампа, такие банки «откладывают списание необслуживаемых ссуд на убытки, сдерживая такими действиями новое кредитование». По аналогии с «компаниями-зомби», Кампа назвал такие финансовые учреждения «банками-зомби».

Глава ЕВА отметил, что программы государственной поддержки заемщиков длятся уже год. И регуляторные органы ожидают, что в ближайшие кварталы процент проблемных кредитов «вырастет значительно», и банкам необходимо «как можно раньше признать существующие убытки». В противном случае, эти фирмы, которым давно пора уйти с рынка, могут нанести ущерб восстановлению экономики.

Источники: Bloomberg, Nikkei

Подпишись на наш телеграм канал

только самое важное и интересное

Подписаться
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читать также

{"type":"article","id":1304,"isAuthenticated":false,"user":null}