Время медведей: как надолго затянутся распродажи российских акций и рубля? 

Время медведей: как надолго затянутся распродажи российских акций и рубля? 

19.01.2022

Время прочтения - 7 мин.

Как только «русский медведь» показал свои клыки, зарубежные «медведи» начали втаптывать российский фондовый рынок в пол. С начала года котировки акций отечественных эмитентов потеряли по 20–30% относительно прошлогодних максимумов, доходности ОФЗ приблизились к двузначным показателям, а рубль оказался на минимумах с апреля прошлого года, проигнорировав даже взлет нефтяных котировок до максимума с 2014 года.

Только ли «геополитика» виновата в таком обвале?

Бум распродаж

По большому счету, российский рынок оказался во власти продавцов с середины ноября 2021 года. Как раз тогда появились первые сообщения о возможном «вторжении» российской армии на украинские территории.

Фоном звучали опасения по поводу нового штамма коронавируса «Омикрон» и возможности начала более быстрого, чем представлялось ранее, ужесточения денежно-кредитной политики основными центральными банками. Но звучали они именно фоном.

 

 

Потому что доминантой для иностранных, а вслед за ними и отечественных игроков стала переоценка специфических российских рисков в контексте изменившейся «геополитической ситуации». Причем поначалу под этим многообразием проблем понималось не только (и, скорее всего, не столько) гипотетическое «вторжение», в реальность которого поначалу не верила даже украинская разведка, сколько зримое усиление конфликтности во взаимоотношениях России с Западом, которое проявилось на чисто экономическом фронте.

Европейские обвинения в адрес «Газпрома» из-за резкого и мощного роста цен на природный газ послужили первым признаком нарастающего неблагополучия в отношениях. Рефреном к этому выступала смена власти в Германии — главном европейском торговом партнере РФ и основном бенефициаре проекта «Северный поток – 2». В итоге в конце ноября прошлого года российские акции испытали самый мощный обвал за весь год. И с тех пор остались в негативном тренде.

К слову, тогда в числе причин падения аналитики называли проблемы с долгом госкорпорации «Роснано», нестабильность нефтяного рынка и связанную с этим неустойчивость рубля. То есть, хотя геополитическая повестка и лежала «на столе», она вовсе не была доминирующей. Но отношение к РФ уже менялось.

Риски геополитики

В полную силу «геополитические факторы» в отношении российского рынка начали проявляться в декабре. Как раз тогда РФ выставила западным партнерам свои соображения по европейской безопасности, а с той стороны все громче зазвучали предостережения относительно возможных последствий в случае «нападения» на Украину.

Впрочем, еще теплилась надежда, что хотя бы некоторые противоречия удастся разрешить дипломатическим путем. На что настраивали и относительно мирные итоги виртуального саммита американского президента Джо Байдена с его российским визави Владимиром Путиным, где была достигнута договоренность о начале консультаций по широкому кругу вопросов — как в рамках Россия­-НАТО, так и в формате переговоров по линии ОБСЕ.

Эти надежды рухнули в начале второй декады января. Все многодневные встречи и многочасовые обсуждения не сблизили позиции сторон. Риторика стала еще более воинственной, а предостережения о санкциях начали звучать все громче и чаще, чуть ли не ежедневно.

По сообщениям из Вашингтона, Белый дом согласовал с европейскими союзниками целых 18 вариантов контрмер на случай, если Россия все же решится двинуть войска на Украину. В числе наиболее вероятных разные источники называли отключение российской финансовой системы от сети международных транзакций SWIFT и суровые ограничения против самых крупных отечественных банков, включая Сбер и ВТБ.

Перспективы рынка

18 января, в канун православного Рождества, случилось «античудо». Российский фондовый рынок претерпел самый серьезный обвал с марта 2020 года. По итогам дня индекс Мосбиржи потерял 6,5%, а индикативный валютный индекс РТС — 7,29%.

Отдельные акции просели еще глубже. Так, «Газпром» лишился за день более 8% капитализации, Сбер — почти 9%. Хуже того, в ходе торгов весь прошлогодний рост, составивший более 15%, был полностью утрачен из-за провала индекса Мосбиржи ниже уровня открытия 4 января 2021 года. А ТОП-5 российских компаний потеряли около ₽3 трлн суммарной рыночной стоимости с начала года.

 

 

Практически безостановочное падение, которое началось 13 января вследствие безрезультатных переговоров Россия-НАТО и серии воинственных заявлений Москвы, съело уже более 12% от капитализации российских акций. Относительно максимумов октября 2021 года снижение рынка составило уже почти 22%. Что формально перевело его в «медвежью» зону и может вызвать новые распродажи.

Отчасти по этой причине — хотя происходящее внешне выглядит как overreaction — аналитики не считают достигнутые уровни привлекательными для покупки. По мнению многих, «дно» еще может быть не достигнуто, а потенциал падения по ряду ключевых бумаг, входящих в расчетную базу российских индексов, может исчисляться еще десятком-другим процентов.

В первую очередь это относится к финансовому сектору и компаниям с участием государства в капитале. С высокой вероятностью именно они рискуют стать главными фигурантами американских санкций. Например, в их отношении может быть введен полный запрет на операции в долларах и евро, что будет означать фактическую блокировку валютных расчетов и транзакций по банковским картам, выпущенным под эгидой Visa и Mastercard (да и UnionPay, вероятно, тоже).

Как это отразится на прибыли, понять несложно. Хуже того, санкционные меры США вполне могут спровоцировать набег вкладчиков на госбанки, даже если все гарантии по валютным вкладам в полном объеме возьмет на себя ЦБ РФ.

Другое дело, насколько реальны экстремальные сценарии с обеих сторон. В конце концов, Запад вряд ли хочет стрелять себе в ногу, порождая хаос на финансовых и товарных рынках, когда экономики развитых стран сталкиваются с небывалыми рисками. Россия тоже едва ли желает превратиться в изгоя, испытывая на себе те последствия, с которыми уже хорошо знаком Иран.

И пусть сейчас инвесторы не видят обнадеживающих сигналов и оптимистичных геополитических новостей, делать ставку на войну пока еще преждевременно. Новый раунд переговоров уже анонсирован, и шанс — если не на разрешение конфликтной ситуации, то хотя бы не на ее ухудшение — сохраняется.

Вместе с тем такой исход конфликта приведет — в лучшем случае — к сильной коррекции российского рынка, но не к его восстановлению до уровней прошлого октября. Тем более, что остается еще ряд вопросов к национальной экономике. В том числе относительно ее способности сохранить рост в условиях более энергичного, чем считалось ранее, ужесточения монетарной политики Центробанком, вынужденным бороться с инфляцией.

С другой стороны, если начнет оправдываться прогноз Goldman Sachs о том, что нефть Brent поднимется выше $100 за баррель к 2023 году, поддержку российским акциям и рублю это, бесспорно, окажет. Лишь бы не было войны ©

Подпишись на наш телеграм канал

только самое важное и интересное

Подписаться
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читать также

В надежде на ралли Санта-Клауса

В надежде на ралли Санта-Клауса

После того, как индекс S&P 500 показал два месяца подряд прироста, многие инвесторы надеются еще на один победный период. Однако прежде, чем это произойдет, им предстоит пережить волнующую событиями нынешнюю неделю.

13 декабря 2022 г.

Праздник на технологической улице

Праздник на технологической улице

Опубликованные на прошлой неделе данные об инфляции в США придали рынкам энтузиазма, поскольку годовой рост потребительских цен в октябре замедлился до 7,7% по сравнению с ожидаемыми 8%. Как показывают данные фондового рынка, наибольшую выгоду от этого извлекли техногиганты, такие как Amazon и Meta.

15 ноября 2022 г.

Фондовый рынок Лондона уступил Парижу первенство в Европе

Фондовый рынок Лондона уступил Парижу первенство в Европе

На фоне снижения экономических позиций Великобритании на мировом рынке Париж получает статус крупнейшего фондового рынка Европы. Согласно индексу, составленному Bloomberg, совокупная рыночная капитализация первичных листингов в Париже обогнала капитализацию столицы Великобритании в долларовом выражении. Британские акции, ориентированные на внутренний рынок, упали в этом году, в то время как французские производители предметов роскоши, такие как LVMH SE и Gucci Kering SA, растут на фоне смягчени...

14 ноября 2022 г.

Интрига вокруг российского бюджета

Интрига вокруг российского бюджета

После профицитного бюджета-2021 Россия — вопреки всем прежним прогнозам — возвращается к бюджетному дефициту. Возможно, на целых три года подряд. Уже в следующем году дефицит составит ₽2,9 трлн, или 2% ВВП. Насколько реалистичны надежды властей, что «дыру» в казне удастся закрывать за счет внутренних заимствований? Как это может повлиять на инфляцию?

9 ноября 2022 г.

Наибольшие страхи позади

Наибольшие страхи позади

Повысив учетную ставку еще на 75 базисных пунктов на прошлой неделе, ФРС подтвердила приверженность политике борьбы с инфляцией. Председатель ФРС Джером Пауэлл дал понять инвесторам, что «конечный уровень процентных ставок будет выше уровня, на который регулятор полагался в сентябре. Это значит, что максимальная ставка ФРС может вырасти не до 4,6%, а до 5% и выше.

8 ноября 2022 г.

На фондовом рынке Китая наметился рост

На фондовом рынке Китая наметился рост

Более $6 трлн потеряли китайские акции за последние два года жестких ковидных ограничений. И теперь, когда они достигли своего дна, начался рост. Смягчение властями Китая строгой политики ковидных ограничений привело к тому, что индекс Hang Seng China Enterprises показал лучший еженедельный прирост с 2015 года — плюс 8,8% только за последние сутки. Индекс CSI 300, ориентир для акций материковой части, также поднялся более чем на 3% в пятницу. Индекс китайских акций, котирующихся в США, Nasdaq G...

4 ноября 2022 г.

{"type":"article","id":2541,"isAuthenticated":false,"user":null}