Мал полупроводник, да дорог

Мал полупроводник, да дорог

31.03.2021

Время прочтения - 9 мин.

Дефицит полупроводников, который вызвал кризис в автомобильной промышленности, ставит автопроизводителей перед жестким выбором: платить вперед, создавая запасы чипов, или рисковать остаться ни с чем, поскольку производителям микросхем большую часть прибыли обеспечивает бизнес в других сферах. Ситуация представляется настолько острой, что потребовала государственного вмешательства по обе стороны Атлантики — в США и Германии.

О том, что все признаки неизбежного дефицита микросхем не случайное недоразумение, а долговременная тенденция, автопромышленники предупреждали еще год назад. Ведущие компании, в том числе Volkswagen, Ford и General Motors, сократили объемы производства, поскольку рынок полупроводников подмяли под себя производители компьютерной техники и смартфонов — самые желанные клиенты индустрии чипов. Дело в том, что они покупают более совершенные модели с более высокой маржой. 

Краткий курс 

Автомобильная промышленность тратит на чипы около $40 млрд в год — это примерно десятая часть мирового рынка. Для сравнения: одна только Apple тратит большую сумму на микросхемы для производства iPhone.

Острая нехватка микросхем в мировом автопроме образовалась по нескольким причинам. Прежде всего из-за пандемии коронавируса подскочил спрос со стороны основных потребителей микросхем — производителей ноутбуков (их стали активно использовать из-за увеличения объема дистанционной работы), настольных компьютеров (пользователи в режиме самоизоляции чаще применяют мощные ПК для игр), а также смартфонов, планшетов и других гаджетов.  

В феврале General Motors остановил два завода в США из-за нехватки микросхем. Вдобавок сильные морозы неожиданно ударили в Техасе, и Samsung приостановил выпуск продукции на двух фабриках по производству полупроводников, после того как власти штата отключили электричество.

Государство переходит границы

В январе с открытым письмом к президенту Джо Байдену обратился профсоюз работников американской автомобильной промышленности. В середине февраля уполномоченные представители президента США встретились с первыми лицами автомобильных компаний и поставщиками микросхем, чтобы понять причины нарушения производственной цепочки, и призвали бизнес сообща искать выход из кризиса. 

Государственный департамент США оповестил посольства о результатах переговоров, рекомендуя обратить внимание международных партнеров и союзников на необходимость в кратчайшие сроки покончить с текущим дефицитом. Также он обязал определиться, чем иностранные компании, занимающиеся производством чипов в своих странах, могут помочь в разрешении глобального кризиса.

Усилия Белого дома нашли отклик в Тайване, где располагается крупнейший производитель микросхем TSMC. Главный экономический советник президента США Брайан Диз поблагодарил министра экономики Тайваня за предпринятые меры по устранению дефицита, договоренность о которых была достигнута в результате его переговоров с местными производителями.

Здесь уместно вспомнить горькую шутку одного источника Reuters в немецком автопроме, который комментировал в январе письмо министра экономики Германии Петера Альтмайера к своему тайваньскому коллеге с просьбой повлиять на производителей полупроводников и увеличить поставки микросхем:

«Шансы американцев на увеличение объема поставок чипов из Тайваня, в котором сосредоточена половина производственных мощностей предприятий, специализирующихся на контрактном выпуске полупроводниковых компонентов, намного выше, так как они могут хотя бы припарковать авианосец у побережья». 

Примечательно, что Volkswagen был первым, кто предвидел возникновение дефицита чипов. Автомобильный концерн предупредил поставщиков еще в апреле 2020, когда большая часть мирового производства автомобилей была остановлена ​​из-за пандемии коронавируса, о том, что ожидается значительное восстановление спроса во второй половине года.

Производители чипов, в свою очередь, недоумевают, что автопром одновременно отменяет заказ во время спада и требует инвестиций в новое производство в условиях восстановления.

«В прошлом году нам пришлось сократить персонал и взять на себя расходы по поддержанию мощностей, — рассказывает источник Reuters из одного европейского производителя полупроводников на условиях анонимности. — Если автопроизводители просят нас инвестировать в новые мощности, не могли бы они сказать нам, кто будет платить за эти неиспользуемые мощности, когда наступит следующий спад?». 

Если бы автопроизводители взяли на себя хотя бы часть финансовых рисков, призывая увеличить объемы выпуска чипов, представители полупроводниковой отрасли могли бы пойти им навстречу.

Один из представителей европейского производителя чипов выразил удивление тем, что в автопромышленности плохо представляют, в каких условиях работает его отрасль:

«Нам позвонил один производитель автомобилей. Он спрашивает: “Почему бы вам не запустить ночную смену, чтобы увеличить производство?” Этот человек понятия не имеет, что мы с самого начала работаем в три смены».

За поворотом

Впрочем, косвенно в сложившейся ситуации виноваты автопроизводители: в последнее время машины становятся более умными, в их конструкции используется все больше электроники и микросхем.

Кроме того, полупроводники, на которые формирует спрос автомобильная промышленность, как правило, представляют собой базовые продукты, такие как микроконтроллеры, произведенные по контракту на старых литейных заводах. Сомнительно, чтобы в устаревшую технологию стали бы инвестировать производители микросхем.

«Поставщики говорят: если мы продолжим выпускать эту продукцию, ее некуда будет девать. Sony не собирается использовать ее для Playstation 5 или Apple — для своего следующего iPhone», — утверждает Асиф Анвар из аналитической компании Strategy Analytics.

Понятно, что рынок все расставит по своим местам и в долгосрочной перспективе отношения между производителями микросхем и представителями автомобильной промышленностью станут более тесными и взаимовыгодными. Ведь все большее распространение получают электромобили, а также развиваются функции вспомогательного и автономного вождения, требующие более совершенных чипов.

Но пока что многое решается на политическом уровне. С одной стороны, Соединенные Штаты вводят санкции против ведущего китайского производителя компьютерных микросхем Semiconductor Manufacturing International Corporation, который испытывает трудности с поставками своих полупроводников в Америку и ряд других стран. А с другой — Конгресс США призывает выделить на финансирование отрасли $30 млрд и готов предложить налоговые льготы.

По информации, которой располагает Reuters, соответствующий законопроект готовится для рассмотрения в апреле. Он предусматривает выделение $30 млрд на финансирование развития полупроводникового производства на территории США. Кроме того, бизнес, изъявивший желание построить предприятия и исследовательские центры в Штатах, может рассчитывать на гранты из специального фонда. Покупатели литографического оборудования, которое стоит десятки миллионов долларов, получат налоговые льготы.

Следует отметить, что в январе компания Samsung Electronics заявила о планах строительства в США фабрики по производству микросхем, которую оборудуют по последнему слову техники. «Строительство обойдется в $10 млрд», — пишет Bloomberg.

Тайваньская TSMC тоже рассматривает возможность строительства производственных мощностей на территории США. Правда, с оговоркой: при условии государственной поддержки. Представители TSMC давали понять, что без государственных субсидий подобные проекты не будут иметь особого экономического смысла. Что ж, американские законодатели услышали доводы тайваньского бизнеса. 

Евросоюз много хочет 

«Европейский Союз решил удвоить долю на рынке чипов. В ближайшее десятилетие он выделяет более $150 млрд на разработку цифровых производств следующего поколения. Таким образом ЕС стремится догнать конкурентов из США и Восточной Азии в сферах производства микросхем и искусственного интеллекта», — сообщает The Wall Street Journal.

Речь идет о стратегическом плане Digital Compass. Он вошел в пакет мер объемом $2 трлн, направляемых на восстановление экономики ЕС после пандемии. 

Одна из целей стратегии Digital Compass — к 2030 году увеличить долю Европы на мировом рынке полупроводников нового поколения до 20% против существующих 10%.

«Нам нужно стать менее зависимыми от других, когда речь идет о ключевых технологиях», — утверждает заместитель председателя Еврокомиссии Маргрете Вестагер. И напоминает, что документ находится в стадии согласования.

Но бюрократическая волокита, свойственная ЕС, играет на руку как конкурентам Евросоюза в этой сфере — Южной Корее (18% рынка) и Китаю (6%), так и монополисту — Тайваню, на долю которого в 2020 году приходилось 63% рынка емкостью $85,13 млрд. Ведущими контрактными производителями полупроводников на острове являются TSMC (54% рынка) и UMC (7%). По 1% приходится на компании PSMC и VIS (Vanguard).

Сложно представить, за счет чего европейские страны намереваются увеличить присутствие на рынке. Ведь одних денежных вливаний здесь мало. Также Евросоюзу не стоит рассчитывать на то, что американскими санкциями, которые затормозили развитие крупнейшего в КНР производителя микрочипов SMIC, воспользуются европейские компании.

Подпишись на наш телеграм канал

только самое важное и интересное

Подписаться
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читать также

{"type":"article","id":1348,"isAuthenticated":false,"user":null}