Время прочтения - 5 мин.
Вокруг антикризисного плана Байдена, предполагающего вливание в экономику США еще $1,9 трлн, продолжаются нешуточные дебаты. Если республиканцы полагают, что стимулирование способно разогнать потребительскую инфляцию до неприемлемых для экономики показателей, то демократы уверены, что все будет ОК.
Президентские хлопоты
В период президентства Дональда Трампа на реанимацию экономики США потрачено в общей сложности $3,9 трлн. Эти деньги не сумели перегреть ее до опасной инфляционной черты. При таргете инфляции в 2% рост потребительских цен по итогам 2020 г. составил 1,36%. Однако экономические стимулы сделали Трампа кумиром почти половины американцев, и теперь они опасаются, что при Байдене ситуация ухудшится.
Новый президент также жаждет популярности соотечественников, а добиться взаимности ему поможет план стимулирования экономики еще на $1,9 трлн. Из этой суммы $1 трлн должен быть выделен на оказание помощи населению и бизнесу, пострадавшему от пандемии COVID-19 (вместе с уже одобренными конгрессом выплатами на $600 сумма вырастет до $2 000 на одного получателя). Около $400 млрд направят на кампанию вакцинации и борьбу с коронавирусом. Еще $350 млрд достанется властям штатов, а $170 млрд — учебным заведениям.
Вопрос лишь в том, не перегреют ли экономику новые вливания? Не станут ли они причиной последующего сжатия монетарной пружины, от которой пострадают не только сами американцы, но и развивающиеся экономики, зависимые от американского доллара?
Банкиры — «за»
До недавнего времени Уолл-стрит хранил по этому вопросу многозначительное молчание. Однако теперь банкиры, похоже, определились с целесообразностью стимулов.
«Участники рынка стремятся к более сильному экономическому росту, позволяющему повысить инфляцию, не провоцируя при этом ФРС на слишком быстрое закручивание гаек. Соблюсти этот баланс сложно, но пока все удается наилучшим образом», — пишет глава отдела экономики США в Bank of America Мишель Мейер в меморандуме для клиентов.
При этом Мейер оптимистично оценивает перспективы плана Байдена. В Bank of America прогнозируют рост ВВП США в 2021 году на 6% и еще на 4,5% в 2022 г. Такие темпы позволят залатать бреши в экономике к концу 2022 года, а очередные стимулы сыграют роль дополнительного катализатора роста. Если Байден претворит анонсированный план в жизнь, разрыв между фактическим и максимально возможным ВВП достигнет самого значительного профицита с 1973 года.
А вот эксперты Goldman Sachs считают, что модели экономического прогнозирования, использовавшиеся бюджетным комитетом конгресса, слабо согласовываются с фактической инфляцией за минувшее десятилетие. Дело в том, что цены в реальности росли с отставанием от целевого показателя ФРС — даже когда бюджетный комитет констатировал перегрев экономики.
В период с 2009 по 2017 год оценки потенциального ВВП от бюджетного комитета ежегодно приходилось пересматривать в сторону снижения, поскольку фактический ВВП неизменно оказывался ниже потенциального. А в 2018 году прогноз комитета был пересмотрен в сторону повышения, так как фактический ВВП превысил ожидаемое значение потенциально возможного ВВП. При этом «риск инфляции остается ограниченным», констатируют в Goldman Sachs
«Пакет от Белого дома может оказаться несколько щедрее необходимого, но его влияние на инфляцию, скорее всего, будет незначительным», — считают экономисты банка UBS.
По первичным подсчетам UBS, реализация плана Байдена повысит темпы роста инфляции примерно на 0,5% в сравнении со сценарием, не предусматривающим выделения дополнительной помощи.
В банке ожидают, что базовые расходы на личное потребление — самый «правильный» с точки зрения ФРС показатель инфляции — вырастут до 1,8% в 2021 году и до 1,9% в 2022 г. Это по-прежнему ниже целевого показателя ФРС. По мнению экспертной группы, инфляция может превысить 2% после 2023 года — в случае дальнейшего укрепления экономики. В целом, банкиры ожидают «лишь постепенный» рост цен после «умеренной» инфляции в первой половине 2021 года.
Наконец, главный международный стратег Deutsche Bank Алан Раскин в специальном отчете признает, что правоту или ошибочность прогнозов инфляции в 2021 году подтвердить будет нелегко, поскольку проявления инфляции, как правило, отстают от темпов роста на 2 года. Раскин предвидит «накопление инфляционных ожиданий», но «вполне очевидным» исходом считает отсутствие реальных рисков инфляции.
В целом, на Уолл-стрит позитивно оценивают грядущие масштабные вливания в экономику США и демонстрируют уверенность в сохранении показателей инфляции в рамках 2%, заданных ФРС.
Альтернативное мнение
Колумнист Wall Street Journal Джон Хильзенрат, отмечает, что новые «денежные инъекции» серьезно не отразятся на показателях потребительской инфляции. А риски, способные ограничивать рост экономики, следует искать вовсе не в повышении цен на ширпотреб, а в неоправданном росте стоимости инвестиционных активов (например, жилья и акций).
«В последние десятилетия цены на инвестиционные активы зачастую росли куда стремительнее, а мы дважды становились свидетелями взлетов и крахов, за которыми следовали рецессии. И если Федеральный резерв столкнется с проблемами из-за установленной им же низкой процентной ставки, причиной вполне может оказаться стоимость активов, а не рост цен на потребительские товары», — пишет колумнист.
По его словам, среди причин для беспокойства — стоимость акций Tesla, за последний год выросших более чем на 300%. Рост цен на медь — на 56%, на индекс цен на жилье от S&P Case-Shiller — на 9,5%, на стоимость фрахта — на 215%, на сою — на 54%, на пиломатериалы — на 117%.
Особенного внимания заслуживает динамика стоимости жилья. Дома остаются наиболее ценным активом в инвестиционных портфелях многих домохозяйств. Однако в индексах инфляции инвестиционная составляющая недвижимости не измеряется. А вместо отслеживания фактических цен индексы оценивают стоимость жилья, исходя из ставок арендной платы в мегаполисах.
В минувшем году COVID-19 буквально уничтожал бизнес в городах, а люди меняли места жительства. При этом официальные данные Министерства труда о стоимости арендного жилья показали рост всего на 2%, в то время как оно подорожало почти на 10% по всей стране.
«Примерно такая же ситуация наблюдалась в 2004–2005 гг., когда в США нарастал ипотечный пузырь, — предупреждает Джон Хильзенрат.
Впрочем, в ФРС пока не видят ничего необычного в поведении рынка недвижимости. На январской пресс-конференции председатель совета управляющих ФРС Джером Пауэлл назвал рост цен на жилье «временной реакцией на кризис COVID-19».
Хотя один из главных уроков, которые политики и экономисты должны вынести из двух последних кризисов — ипотечного и доткомов — достаточно прост и очевиден.
«Идентифицировать пузырь, пока он надувается, сложно, но еще труднее остановить этот процесс без причинения побочного экономического ущерба», — предупреждает колумнист WSJ.
Источники: Business Insider, Wall Street Journal, Gage Skidmore/Flickr.com
Подпишись на наш телеграм канал
только самое важное и интересное