Глобальные риски мира после COVID

Глобальные риски мира после COVID

20.01.2021

Время прочтения - 7 мин.

Усиление соперничества сверхдержав, рост неравенства доходов и давление на малый бизнес, попытки национализации или законодательного регулирования деятельности крупнейших технологических гигантов планеты.

Нас ожидает восстановление в ритме «периода неравномерной тряски», гарантируют эксперты Всемирного экономического форума в ежегодном докладе. Да и угрозу глобального потепления никто не отменял, констатируют они…

Из Давоса в Сингапур

Ежегодно накануне Всемирного экономического форма в Давосе его организаторы публикуют отчет о глобальных рисках, который затем становится повесткой дня для обсуждения участниками WEF.

Нынешний год внес необычные коррективы. Форум в реале пройдет в мае. И не в Швейцарии, а в Сингапуре. И уже один этот факт — свидетельство того, что центр мировой деловой активности плавно смещается в направлении Азиатско-Тихоокеанского региона.

Однако отчет о глобальных рисках все же появился на сайте WEF четко в срок — 19 января — за день до инаугурации 46-го президента США. Уже на следующей неделе его содержание в онлайн-формате обсудят эксперты форума и мировые лидеры. Как уверяют организаторы, согласие на участие в виртуальной конференции дали председатель КНР Си Цзиньпин и премьер-министр Индии Нарендра Моди. И вот лишь часть вопросов, которые им предстоит обсудить.

Кризис традиционной дипломатии

По мнению половины опрошенных экспертов, критическими политическими угрозами на ближайшие 3–5 лет остаются разрыв межгосударственных отношений, конфликты и геополитическая конкуренция за ресурсы.

Пандемия COVID-19 обострила соперничество США и Китая. Новая американская администрация договорится с Пекином о сотрудничестве в области климатических изменений и борьбы с пандемией. Однако в обозримой перспективе конкуренция между сверхдержавами лишь усилится.

Кризис традиционной дипломатии, основанной на личных встречах политиков, также ускорил переход от мирового порядка, основанного на правилах, к иному порядку, выстроенному на соотношении сил. Это не сулит ничего хорошего государствам, находящимся на разломах тектонических плит, где встречаются и сталкиваются интересы крупнейших геополитических актеров.

В период пандемии государства усилили контроль за своими гражданами. На первый план вышли проблемы устойчивости и национальной безопасности. А вот интересы бизнеса во многих случаях оказались на втором плане. И теперь предприниматели ожидают компенсации издержек.   

Диджитализация. Дорого

Как указано в отчете, больше других от COVID-19 пострадали микро, малые и средние предприятия (ММСП), которые во многих странах обеспечивают основную часть занятости. В первые месяцы пандемии в Китае обанкротилось 18% таких предприятий. В США в феврале-мае 2020 года прекратили работать 43% ММСП. Порядка 20% предприятий с численностью сотрудников до 500 человек стали банкротами.

Пиковое влияние COVID-19 на ключевые макроэкономические показатели 7 крупнейших экономик. Источники — данные OECD, BCI

Пандемия значительно ускорила диджитализацию бизнеса и темпы перехода к 4-й промышленной революции. Предприятия, оперативно перешедшие на цифровые рельсы и освоившие новые методы управления, сумели извлечь из этого огромную выгоду.

Только за один прошедший год интернет-трафик увеличился на 30%, а объем услуг электронной коммерции — на 20%. Однако наиболее уверенно этот непростой переход преодолели крупные технологические компании.

В минувшем году пятерка интернет-гигантов нарастила долю собственной капитализации в фондовом индексе S&P 500 с 23% до 27,6%. Но для мелких компаний стоимость выхода на рынок подорожала за счет более высоких затрат на цифровую инфраструктуру и кибернетическую безопасность.

Утро наступит не для всех

Ко всему изложенному следует прибавить неустойчивость бизнес-ландшафта. Под этим термином авторы понимают необходимость одновременно учитывать действия государства (в некоторых случаях они будут беспорядочными), социальные вызовы (общественность хочет, чтобы бизнес был на ее стороне в самых разных вопросах) и возросшие деловые риски (связанные со сменой поставщиков, банкротством партнеров, переходом на удаленный режим работы и т. д.).

Постпандемийное восстановление придаст импульс дальнейшему росту технологических компаний, приобретению ими стартапов и выходу на новые рынки. Однако будет ли с этим мириться государство?

В КНР власти остановили развитие Alibaba Group и пытаются раздробить или даже частично национализировать бизнес Джека Ма. В ЕС ускорился процесс законодательной оцифровки деятельности технологических-компаний. В США интернет-гиганты бросили вызов Дональду Трампу, ограничив его влияние на аудиторию на завершающем этапе избирательной гонки. И что помешает им поступить так же и с его преемником — Джо Байденом?

Совокупность всех этих причин и факторов позволила авторам доклада WEF назвать постковидное восстановление «периодом неравномерной тряски», что приведет к еще большему разрыву в доходах и росту неравенства во всем мире.

Мировое производство: прогнозы МВФ на 2020 и 2021 гг.
Источник — данные МВФ за 2019-2020 гг., глобальные экономические прогнозы и ежеквартальные обновления

Нарастание глобальных вызовов

При этом необходимо учитывать, что разрешение проблем, возникших перед человечеством вследствие COVID, не отменяет уже существующих глобальных вызовов — гораздо более сложных, чем пандемия. Наиболее вероятным (и в то же время негативным) из них по-прежнему остается риск необратимых климатических изменений.  

«В момент, когда изменение климата создаст такую же экзистенциальную угрозу как коронавирус, вакцины у нас не будет», — утверждает один из авторов отчета WEF, директор по рискам Zurich Insurance Group Питер Гигер.

По его словам, устойчивость в системе достигается за счет избыточности.

«Мы оптимизировали все, исходя из предположения, что все вместе и каждый по отдельности вносят свой вклад и все работают. Но эта гипотеза не выдержала проверки», — констатирует Гигер.

Как утверждается в отчете WEF, пандемия выявила недостатки в глобальной цепочке поставок. В минувшем октябре 90 юрисдикций ввели экспортный контроль в отношении средств индивидуальной защиты и других продуктов, связанных с вирусами. Таким образом власти пытались повысить устойчивость национальных цепочек поставок.

В то же время директор офиса председателя корейского концерна SK Holdings Co Гийом Барте-Дежан полагает, что «кризис подсвечивает чрезмерную зависимость от определенных стран, а диверсификация от некоторых государств, например, Китая — может стать частью решения».

Горизонты глобальных рисков

Ежегодный доклад ВЭФ традиционно содержит результаты опроса группы авторитетных экспертов, ранжирующих все мыслимые риски для нашей планеты в соответствии со временными рамками (текущие, среднесрочные и долгосрочные) и степенью их значимости/актуальности.

2021 год не стал исключением, и мы спешим познакомить вас с любопытнейшими результатами этого важного опроса. Предлагаем самостоятельно оценить, насколько реальны или надуманы перечисленные экспертами угрозы. И, конечно, ждем ваших комментариев.

Источники: WEF, IMF, OECD, Wall Street Journal

Подпишись на наш телеграм канал

только самое важное и интересное

Подписаться
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читать также

Американский орел расправляет крылья

Американский орел расправляет крылья

Настигнет ли Америку экономический спад в 2023 году? Удастся ли ФРС взять под контроль инфляцию, не отправив бизнес в нокаут? Справятся ли Штаты с новыми вызовами, усиливающими традиционные геополитические риски?

29 декабря 2022 г.

Экономический кризис 2022 года, или Что случилось с мировой экономикой?

Экономический кризис 2022 года, или Что случилось с мировой экономикой?

Ситуация на мировом экономическом рынке буквально подошла к краю пропасти: о скором наступлении рецессии говорят многие факторы. Что же происходит в мире и почему экономическая ситуация так стремительно ухудшается?

14 декабря 2022 г.

Индийский слон сбавляет ход

Индийский слон сбавляет ход

На фоне мрачных перспектив глобального хозяйства экономическая ситуация в Индии остается «лучом света». Но надолго ли? Какие риски и вызовы ждут прежде весьма динамичную индийскую экономику? Ищем ответы на эти вопросы в статье — первой из серии экономических прогнозов по ключевым странам мира.

1 декабря 2022 г.

Снимаем деньги с украинской банковской карты в Польше

Снимаем деньги с украинской банковской карты в Польше

Немалое количество граждан Украины из-за военных действий на территории страны эмигрировало в Польшу. И теперь одной из главных проблем для них является поиск возможности снятия средств с украинских карт и пересылки денег на родину. Какими способами это можно сделать — рассказываем в нашем материале.

30 ноября 2022 г.

Интрига вокруг российского бюджета

Интрига вокруг российского бюджета

После профицитного бюджета-2021 Россия — вопреки всем прежним прогнозам — возвращается к бюджетному дефициту. Возможно, на целых три года подряд. Уже в следующем году дефицит составит ₽2,9 трлн, или 2% ВВП. Насколько реалистичны надежды властей, что «дыру» в казне удастся закрывать за счет внутренних заимствований? Как это может повлиять на инфляцию?

9 ноября 2022 г.

Минюст США конфисковал более 50 000 BTC

Минюст США конфисковал более 50 000 BTC

В понедельник Министерство юстиции США сообщило, что в 2021 году оно изъяло украденные биткоины на сумму $3,36 млрд у застройщика из Джорджии Джеймса Чжуна. Криптовалюта была изъята у арестованного в прошлом году в собственном доме Джеймса Чжуна. В прошлую пятницу он признал себя виновным по одному из пунктов обвинения — в краже примерно 50 000 биткоинов с форума Silk Road. Согласно пресс-релизу Министерства юстиции, в сентябре 2012 года Чжун похитил биткоины, создав девять мошеннических аккау...

8 ноября 2022 г.

{"type":"article","id":267,"isAuthenticated":false,"user":null}