Инфраструктурная такса Байдена

Инфраструктурная такса Байдена

06.04.2021

Время прочтения - 6 мин.

Десятилетиями пропагандируя тезис о свободе перемещения капитала и стимулируя отток денег с развивающихся рынков, США теперь сами оказались в крайне неудобном положении. Джо Байдену необходимо $2,3 трлн на масштабные инфраструктурные преобразования. Собрать эти деньги президентская администрация планирует, подняв с 21% до 28% налог на доходы корпораций.

Однако нет никакой гарантии, что бизнес с радостью откликнется на инициативы президента и не попытается сменить гражданство или перевести часть активов в страны с меньшей налоговой нагрузкой. Опасаясь бегства капитала за границу, Вашингтон настойчиво предлагает государствам «Большой двадцатки» увеличить налоги — так сказать, за компанию.

Рецепт всеобщего счастья

Поэтому на министра финансов Джанет Йеллен теперь возложена непростая задача — убедить коллег из G-20 установить норму минимального корпоративного налога на уровне не ниже американского. И экс-глава ФРС уже приступила к выполнению этой миссии, используя для убеждения оппонентов «зеленую повестку» и прочую высокопарную риторику.   

Так, выступая в понедельник в Чикагском совете по глобальным делам, г-жа Йеллен заявила,  что будет использовать участие в ежегодных встречах МВФ и Всемирного банка для продвижения дискуссии по изменению климата, улучшения доступа к вакцинам, побуждая страны к устойчивому восстановлению мировой экономики. Не забыла глава Минфина США уделить внимание и глобальному корпоративному налогу.

«Важно положить конец давлению налоговой конкуренции и убедиться, что у правительств есть стабильные налоговые системы, обеспечивающие достаточный уровень поступлений от основных общественных благ и способные адекватно реагировать на кризисы. Необходимо также, чтобы все граждане справедливо разделяли бремя финансирования правительства», — пояснила госпожа министр коллегам.

Яхты, пальмы и оффшоры

Примечательно, что тенденция к снижению налога на доходы корпораций наблюдается с 80-х гг. прошлого века. Именно как ответ на запросы крупного бизнеса на планете появились оффшорные юрисдикции, помогающие сильным мира сего минимизировать налоги. И еще недавно США были страной с одними из самых высоких в мире корпоративных отчислений. До налоговой реформы Трампа образца 2017 года корпоративный налог составлял 35%. Но чтобы сделать США «снова великими» ставку снизили до 21%.

Пришедшие к власти демократы и Джо Байден решили развернуть налоговую политику на 180 градусов и увеличить подоходный корпоративный налог — хотя и не до прежней отметки, а до 28%. А чтобы у американского бизнеса не возникли соблазны переместить часть активов в Европу или другие регионы с меньшей налоговой ставкой, Вашингтон начал убеждать Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)и страны G-20 в том, что повышение налогов принесет благо не только США, но и им самим.

Учитывая экономические проблемы, с которыми столкнулись многие развитые страны в период пандемии, это предложение наверняка найдет отклик у многих политиков. Хотя некоторые государства убедить будет не просто. К примеру, по данным Tax Foundation, в 2020 году лишь одна страна в мире — Микронезия — повысила ставку корпоративного подоходного налога. Тогда как 9 государств, в том числе, Армения, Бельгия, Колумбия, Франция, Французская Полинезия, Гренландия, Монако, Того и Зимбабве ее снизили.

На сегодняшний день средняя ставка корпоративного налога в мире, измеренная в 177 юрисдикциях, составляет 23,85%, а с учетом паритета покупательной способности ВВП, этот же показатель равен 25,85%.

Самая низкая средняяя ставка в Европе — 19,99 %. Однако с учетом ВВП она увеличивается до 24,61%. В странах ЕС — 21,47%, ОЭСР — 23,51%, а в государствах большой семерки — 24%.

Самые высокие корпоративные налоги платят резиденты Коморских островов (50%), Пуэрто-Рико (37,5%) и Суринама (36%). Самые низкие — на Барбадосе (5,5%), в Узбекистане (7,5%), Туркменистане (8%), Венгрии и Черногории (9%). Тогда как в 15 юрисдикциях (о. Мэн, Бермуды, Британские Виргинские о-ва, Каймановы о-ва, ОАЭ, Джерси, Ангилья, Токелау, Вануату и некоторые др.) этот налог вовсе отсутствует.

«Обсуждая такие налоговые изменения, политики иногда игнорируют мнение людей, не учитывая, согласны ли они с их предложениями. Но все международные налоговые системы достигают баланса», — считает профессор налогового права Джорджтаунского университета Лилиан Фолхабер.

Комплексный подход

Впрочем, лоббисты интересов крупных корпораций не скрывают, что повышение налоговой ставки может привести к инверсиям. Т. е. американские компании (или их филиалы), действующие за границей, в результате сделок M&A получат иностранные адреса. Снижение корпоративного налога Трампом сделало такие операции менее привлекательными, но они могут вновь войти в моду.

На этот случай у реформаторов Байдена есть желание увеличить до 21% еще и минимальную налоговую ставку GILTI (Global Intangible Low-Taxed Income). Сейчас налог на глобальный нематериальный доход с низким режимом налогообложения составляет 10,5–13,125%. Применяется он, к примеру, когда американская корпорация размещает патенты и другие нематериальные активы в низконалоговых юрисдикциях, тем самым размывая налоговую базу и занижая прибыль.

Вместе с этим, как утверждают эксперты, налоговой реформой Байдена могут быть отменены налоги на стимулирование экспорта (FDII) и на размывание налоговой базы и недопущение злоупотреблений (BEAT). Высказываются также предположения, что иностранные доходы американских корпораций, полученные в странах с низкой ставкой, будут облагаться индивидуально, в зависимости от статуса страны-партнера. Иначе говоря, друзьям — все, врагам — кость.

Но в любом случае, разговор об изменении ставки корпоративного налога должен вестись не обособленно, а в контексте всей системы налогообложения. И это делает задачу Джанет Йеллен еще более сложной и вдвойне неблагодарной.  

 

Источники: Wall Street Journal, Reuters, Forbes, Tax Foundation

Подпишись на наш телеграм канал

только самое важное и интересное

Подписаться
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читать также

Американский орел расправляет крылья

Американский орел расправляет крылья

Настигнет ли Америку экономический спад в 2023 году? Удастся ли ФРС взять под контроль инфляцию, не отправив бизнес в нокаут? Справятся ли Штаты с новыми вызовами, усиливающими традиционные геополитические риски?

29 декабря 2022 г.

Экономический кризис 2022 года, или Что случилось с мировой экономикой?

Экономический кризис 2022 года, или Что случилось с мировой экономикой?

Ситуация на мировом экономическом рынке буквально подошла к краю пропасти: о скором наступлении рецессии говорят многие факторы. Что же происходит в мире и почему экономическая ситуация так стремительно ухудшается?

14 декабря 2022 г.

Индийский слон сбавляет ход

Индийский слон сбавляет ход

На фоне мрачных перспектив глобального хозяйства экономическая ситуация в Индии остается «лучом света». Но надолго ли? Какие риски и вызовы ждут прежде весьма динамичную индийскую экономику? Ищем ответы на эти вопросы в статье — первой из серии экономических прогнозов по ключевым странам мира.

1 декабря 2022 г.

Снимаем деньги с украинской банковской карты в Польше

Снимаем деньги с украинской банковской карты в Польше

Немалое количество граждан Украины из-за военных действий на территории страны эмигрировало в Польшу. И теперь одной из главных проблем для них является поиск возможности снятия средств с украинских карт и пересылки денег на родину. Какими способами это можно сделать — рассказываем в нашем материале.

30 ноября 2022 г.

Интрига вокруг российского бюджета

Интрига вокруг российского бюджета

После профицитного бюджета-2021 Россия — вопреки всем прежним прогнозам — возвращается к бюджетному дефициту. Возможно, на целых три года подряд. Уже в следующем году дефицит составит ₽2,9 трлн, или 2% ВВП. Насколько реалистичны надежды властей, что «дыру» в казне удастся закрывать за счет внутренних заимствований? Как это может повлиять на инфляцию?

9 ноября 2022 г.

{"type":"article","id":1387,"isAuthenticated":false,"user":null}