Что ждет Украину в 2023 году — пессимизм инфляции или оптимизм роста?

Что ждет Украину в 2023 году — пессимизм инфляции или оптимизм роста?

08.12.2022

Время прочтения - 6 мин.

В стране бушует война, и прогнозировать будущее приходится с учетом текущей ситуации и наиболее вероятных путей ее завершения. Именно так поступил НБУ, разработав два варианта экономического прогноза на 2023-2024 гг.

Базовая (читай, оптимистическая) версия расчетов регулятора исходит из того, что боевые действия завершатся в первом полугодии 2023 года, а затем начнется восстановление экономики. Альтернативный (он же пессимистичный) сценарий построен на предположении о том, что война затянется на весь следующий год, а закончится в первой половине 2024 года — в лучшем случае.

Эти прогнозы предусматривают разные варианты развития событий. Но оба расчета консервативны и чрезвычайно далеки от бравурных обещаний популистов от политики, сулящих Украине бурный рост сразу же после победы. А ведь текущая ситуация достаточно сложна, и чиновникам вряд ли удастся щелкнуть пальцами и стремительно перезапустить экономику.

Когда вопросов больше, чем ответов

Сегодня Киев и МВФ ведут переговоры о новой кредитной программе. Специалисты Фонда демонстрируют больше пессимизма и консерватизма в оценке перспектив украинской экономики — даже после победы. Рост прогнозируют и ожидают все эксперты, вот только его темпы они оценивают по-разному.

Согласно базовому прогнозу НБУ, если война закончится в первой половине следующего года, реальный рост ВВП по итогам 2023 года будет на уровне 4%, а в 2024 году — 5,2%. Если боевые действия продлятся весь 2023 год, а завершатся только в 2024 году, рост ВВП в 2023 году составит 1,9%, а годом позже — 2,5%.

В целом со вторым вариантом можно было бы согласиться. Но если Украина не увидит мира в 2023 году, то вместо роста реального ВВП получит его падение. Конечно, не 35%, как ожидается в 2022 году, а скорее всего, в районе 10%.

Сейчас сложно оценивать вероятную скорость восстановления разрушенной промышленности и инфраструктуры. Пока нет четкого понимания объемов предстоящих работ, поскольку боевые действия продолжаются, а оговоренного и утвержденного механизма финансирования процесса восстановления экономики не существует.

МВФ настаивает на повышении налогов, чтобы за счет дополнительных поступлений в госбюджет покрывать военные расходы и затраты на восстановление. Но как это реализовать в условиях Украины, где многие предприятия работают в тени, а в условиях войны доля «неофициальной» экономики только растет? Ответа нет.

Задать вопрос автору статьи

Доступно вопросов

Александр Охрименко

Александр Охрименко

Экономист, политэксперт

По базовому прогнозу Нацбанка, в 2023 году страна получит около 57 млн тонн зерна, а в 2024 году — 62 млн тонн. Альтернативный расчет звучит пессимистичнее — примерно по 50 млн тонн в 2023 и 2024 гг.

Скорее всего, экспорт зерна сегодня (и в обозримом будущем) останется главным экспортным потенциалом страны. Поэтому в рамках оптимистичного варианта Украина может рассчитывать на экспорт товаров в 2023 году на $58,5 млрд, а в 2024 году — на $64 млрд.

А вот по альтернативному прогнозу этот показатель даже в 2024 году не превысит $56 млрд. Его росту препятствуют аномальные, но объективные сложности. Например, возможность поставок за рубеж — прежде всего, зерна — тесно связана с работой «зернового коридора». Если согласованная схема будет функционировать без проблем весь период военного времени, Украина сможет вывозить зерно и подсолнечное масло за границу в более-менее приемлемых объемах. Но если «коридор» окажется заблокированным, экспертам придется пересматривать и базовый, и альтернативный прогнозы.

Эмиссия гривны будет подпитывать инфляцию

Высока вероятность, что уровень инфляции окажется столь же значительным, как и в текущем году. По базовому сценарию НБУ, в 2023 году этот показатель достигнет 25,8%, а в 2024 году — 13,4%. Снижение до 10% в оптимистичном варианте ожидается только в 2025 году.

По альтернативным расчетам, в 2023 году инфляция будет колебаться на уровне 22%, а в 2024 году составит 15%. При этом, по оценке НБУ, минимальная зарплата в 2023 году (по сравнению с 2022 годом) вырастет всего на 9,5%, а в 2024 году — на 6,8%. Именно сдерживанием роста заработных плат в Украине чиновники собираются тормозить инфляцию.

Во время войны Национальный банк не может отказаться от эмиссии гривны, ведь дефицит госбюджета на следующий год запланирован на уровне 13% ВВП, а на 2024 год — 8% ВВП. Это очень серьезная брешь, но содержать армию и воевать без денег невозможно. Поэтому эмиссия пока остается единственным спасательным кругом для бюджета Украины.

Задать вопрос автору статьи

Доступно вопросов

Александр Охрименко

Александр Охрименко

Экономист, политэксперт

Но именно она в последующие годы сыграет роль главного стимулятора инфляционных процессов. А практика сдерживания роста заработных плат позволит снизить покупательскую способность населения. Других методов в условиях войны нет, и отказаться от эмиссии гривны невозможно.

Тарифы взлетят до уровня рынка

МВФ поставило перед правительством Украины четкую задачу — поднять тарифы на ЖКХ для населения до рыночных цен. Пока они «заморожены» на период военного положения. Но как только война закончится, Киеву придется решиться на существенное повышение, а это очень болезненный шаг. Судите сами — сегодня рыночный тариф на газ в Украине составляет около ₴30 за кубометр, а население платит всего ₴7,99.

В НБУ предполагают, что в ближайшие годы стоимость газа в мире снизится, но даже на 2024 год прогнозируют цену на уровне $900–930 за 1 000 кубометров. Приведение тарифов к рыночному знаменателю — чрезвычайно сложная задача. Но ее необходимо решать, так как МВФ поставил максимально жесткое условие — дальнейшее финансирование Украины возможно лишь при отсутствии скрытого дотирования тарифов ЖКХ для населения. А это подразумевает значительное удорожание жилищно-коммунальных услуг для граждан.

Заграница нам поможет?

Восстановление экономики после войны — всегда крайне сложный процесс. Ситуация усугубляется невозможностью более-менее точно спрогнозировать дату завершения боевых действий и потенциальные масштабы разрушений.

Есть надежда, что европейские страны и США окажут Киеву адекватную финансовую помощь. Но четкого понимания размера этой поддержки пока нет ни у кого. Если она окажется лишь номинальной, такая помощь не даст импульса для оперативного послевоенного восстановления экономики. В итоге процесс может значительно затянуться. И тогда даже альтернативный прогноз НБУ, который сегодня многим кажется откровенно пессимистичным, на практике окажется излишне оптимистическим.

Для быстрого восстановления экономики Украине потребуются щедрые инвестиции. Но привлечь такие огромные средства не так легко, как представляют себе некоторые украинские политики. Реальная экономика очень быстро разрушит все мифы об «экономическом чуде», сегодня успешно создаваемые популистами.

Подпишись на наш телеграм канал

только самое важное и интересное

Подписаться
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читать также

{"type":"article","id":4808,"isAuthenticated":false,"user":null}