Курс гривны в 2024 году
Фото: Freepik

Курс гривны в 2024 году

24.10.2023

Время прочтения - 7 мин.

После того, как этим летом Национальный банк Украины (НБУ) объявил о переходе к большей гибкости валютного обменного курса и возвращении к инфляционному таргетированию, многие задаются вопросом, насколько своевременно это решение и как оно отразится на курсе гривны.

Тонущая или плавающая гривна?

Хотя после начала войны госорганы стали публиковать меньше статистики, последние данные внешней торговли за первое полугодие 2023 года позволяют оценить экономическое давление, которое испытывает гривна с момента начала вторжения РФ в Украину.

В январе – июне текущего года экспорт украинских товаров продолжал сокращаться до 85,7%, а импорт вырос до 120,7% по сравнению с первым полугодием 2022 года. Коэффициент покрытия экспортом импорта составил 0,64, по сравнению с 0,9 год назад. 

В результате негативное внешнеторговое сальдо за 6 месяцев текущего года превысило $11 млрд, тогда как в первом полугодии 2022 года этот показатель составлял $2,6 млрд.

В нормальных условиях разница между валютными поступлениями от продажи товаров и услуг за рубеж и импорта непосредственно влияет на стабильность курса национальной валюты. Если экспорт значительно превышает импорт, а долговая нагрузка невелика, это создает почву для увеличения валютных резервов и укрепления курса. И наоборот.

Украина с началом войны, напротив, стремительно увеличила внешние заимствования. При этом значительная часть международной помощи Украине не является безвозмездной, а представляет собой льготные кредиты.

 

 

Экономика уже в этом году вернется к росту. Источник ― НБУ

 

Поэтому, по оценкам МВФ, к концу 2023 года соотношение госдолга Украины к ВВП вырастет до 98,3%, что значительно превышает порог в 65%, считающийся безопасным для развивающихся экономик.

Тем не менее складывается интересная ситуация, когда новые кредиты со сроком погашения до 30 лет значительно длиннее довоенных и позволяют оплачивать старые долги за счет новых. 

К примеру, по данным Минфина, получение седьмого транша от ЕС в размере €1,5 млрд в августе привело к соответствующему росту государственного и гарантированного долга до ₴4 897,56 млрд, или $133,93 млрд. Вместе с тем средняя стоимость госдолга уменьшилась на 0,71%, до 6,97%, а средний срок выплаты увеличился почти на год — до 9,35 лет.

Кроме того, после начала войны Украина провела переговоры со многими владельцами евробондов и добилась отсрочки выплат до окончания военных действий, а в случае, если они затянутся, рассчитывает и на реструктуризацию долга.

«В прошлом году мы получили более $32 млрд. В этом году (2023) ожидаем $42 млрд. В следующем году мы рассчитываем как минимум на $37 млрд», — сообщил недавно глава НБУ Андрей Пышный.

В общем, хотя Украина в нынешней ситуации всецело зависит от международной помощи, приток валюты, превышающий отрицательное торговое сальдо и долговые выплаты, позволяет спокойно наблюдать за политикой НБУ относительно большей гибкости валютного курса.

«Это как температура на улице +50 ℃. Нужен "кондиционер", и внешняя помощь выполняет его роль», — считает аналитик центра «Об’єднана Україна» Алексей Кущ, отмечая, что с дефицитом платежного баланса почти в $40 млрд, или 25% ВВП, «курс не живет».

Инфляция будет снижаться в том числе благодаря мероприятиям НБУ. Источник ― НБУ

 

Алексей полагает, что при существующем притоке внешней помощи гривна должна была этим летом укрепиться, а уменьшение помощи, напротив, станет триггером девальвации, если только «курс зимой следующего года директивно не переведут в "эшелон 40"».

«Тогда просто страна проснется с новым курсом и на этом кто-то очень много заработает», — допускает эксперт.

Едем медленно?

Финансовый аналитик Елена Лысенко утверждает, что большой финансовой спекуляции после начала войны на рынке нет, и НБУ не заинтересован в больших скачках курса гривны, так как опасается, что вкладчики банков начнут массово перекладывать деньги, и этот процесс может запросто привести к панике. 

Поэтому гривна все же будет девальвировать, но для большинства потребителей это будет происходить незаметно. 

В первую очередь, заинтересованность в девальвации проявляет Министерство финансов, которое сможет более выгодно конвертировать международную помощь для социальных и других выплат.

Экспортеры в последнее время также старались придержать валюту, отказываясь продавать ее на межбанке по установленному государством курсу ₴36,36/$. В связи с этим Андрей Пышный в интервью Forbes заявил, что украинские компании под разными предлогами не вернули в страну около $8 млрд валютной выручки, и регулятор готовит в их отношении «адекватные меры».

НБУ девальвация позволит выровнять валютные счета, заинтересовав потребителей в покупке безналичного доллара в банковских кассах, а не в обменниках. В настоящее время клиенты банков имеют возможность покупать доллар США по ₴37,40–38,10.

«Кое-кто уже посчитал, что к концу года доллар будет по ₴39. Но это все равно, что ткнуть пальцем в небо. Нацбанк никому не сообщает алгоритмы, по которым будет просчитывать курс. Поэтому, скорее всего, все будет происходить директивно», — считает Елена Лысенко.

Как бы то ни было, регулятор пока очень осторожно подходит к теме курсообразования, подчеркивая разницу между плавающим курсом, который был до войны, и внедряемой «управляемой гибкостью».

Благодаря возобновлению экономики безработица постепенно будет сокращаться. Источник — НБУ

 

Как указано в сообщении НБУ, дальнейшие решения в этой сфере будут определяться с учетом: инфляции, которая должна быть умеренной и иметь общую тенденцию к понижению, уровня международных резервов НБУ, процентных ставок регулятора, ставок по депозитам в коммерческих банках и их устойчивости.

Если все показатели будут в норме, то НБУ начнет смягчать валютные ограничения и впоследствии перейдет к большей гибкости курса.

При этом базовый сценарий макроэкономического прогноза НБУ основан на допущении о том, что благодаря ВСУ с середины 2024 года риски безопасности существенно снизятся, черноморские порты смогут полноценно возобновить работу, возрастет экономическая активность и количество возвращающихся в Украину мигрантов, а поток международной финансовой помощи останется на значительном уровне.  

При этом курс ₴40/$ является достаточно важной психологической отметкой и, по мнению автора, движение к нему может затянуться не на один месяц. Если же в 2024 году в Украине состоятся парламентские или президентские выборы, то по старой доброй традиции мы увидим не только девальвацию, но и укрепление гривны. 

При этом, опять же повторимся, курс гривны по отношению к другим валютам зависит главным образом от устойчивой и прогнозируемой ситуации на полях сражений и продолжения поддержки Украины международным сообществом, а попытка со стороны НБУ придать валютному курсу немного гибкости говорит о том, что украинские власти уверены в обоих этих факторах.  

 

Источники: НБУ, Министерство финансов Украины, Forbes.ua, minfin.com.ua

Подпишись на наш телеграм канал

только самое важное и интересное

Подписаться
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читать также

{"type":"article","id":7122,"isAuthenticated":false,"user":null}