Вирус, кризис, доллар – кто сильней

Вирус, кризис, доллар – кто сильней

13.07.2020

Время прочтения - 5 мин.

Оправданны ли ожидания масштабной девальвации американской валюты из-за разворачивающегося экономического кризиса в США?

У нынешней Америки три проблемы: вирус, кризис и… Дональд Трамп, ее 46-й президент. Причем последняя проблема – наименьшая. Уже в ноябре пройдут президентские выборы, и по большинству прогнозов, республиканский хозяин Овального кабинета проиграет своему демократическому оппоненту.

А вот коронавирусная эпидемия и вызванный ею экономический кризис – дело серьезное. Как свидетельствует статистика, экономика США в I квартале 2020 года сократилась на 4,8%. Это первое квартальное снижение американского ВВП с января-марта 2014 года и максимальное — с IV квартала 2008-го. При этом экономический спад был вызван самым резким падением потребительских расходов с 1980 года и самым быстрым снижением инвестиций в бизнес почти за 11 лет. Что прямое следствие «антикоронавирусных» ограничений, введенных в марте 2020 года, и растущей неуверенности американских потребителей из-за эпидемии CoVID-19, самой серьезной со времен «испанки» 1918-1919 гг.

По прогнозам, спад крупнейшего в мире ВВП продолжится и дальше. На текущий год МВФ предполагает, что экономика США сократится на 8%. Эта цифра может быть пересмотрена в сторону повышения, если Штаты накроет «вторая волна» коронавирусной эпидемии. Такой риск американский центробанк полагает вполне реальным: по его оценкам, появление второй волны коронавируса с новым раундом жестких ограничений … приведет к реальному спаду ВВП, скачку безработицы и давлению на потребительские цены.

Отчего – теоретически – может пострадать и доллар США. В экстремальном случае, согласно некоторым прогнозам, эра его безоговорочного лидерства как расчетной и резервной валюты, возможно, уже подходит к концу. Не только из-за мощного удара коронавируса по экономике Соединенных Штатов, но и вследствие целого ряда ошибок во внешней политике.

Главными из которых являются неспособность сдержать стремительный рост Китая как альтернативного экономического центра мира и отделение от европейских торговых партнеров разными торговыми санкциями. Кроме того растущий финансовый дефицит Америки, поскольку правительство тратит триллионы долларов, чтобы смягчить ущерб от коронавируса, также играет против ее национальной валюты. Все это создает основу для резкого ослабления доллара в ближайшие несколько лет. Минимум на 35%, по громким прогнозам.

Реальны ли такие риски для доллара? Безусловно, хотя и слышно про них уже несколько лет, «а воз и ныне там». Но, в конце концов, ни одна валюта не растет до небес, и девальвация – неотъемлемая часть ее жизненного цикла.

Но вот еще один вопрос: к чему доллар девальвироваться будет?

Если взять евро, то он до сих пор не избавился от «родовой травмы». Она связана с тем, что монетарная политика в еврозоне едина для всех, а вот бюджетно-налоговая у каждой страны ЕС – своя. Однажды – в условиях греческого долгового кризиса, поставившего всю зону евро на грань распада, – эта ахиллесова пята уже дала о себе знать. Кроме того, коронавирус принес бед и Европе: согласно прогнозам МВФ, экономика старого света может упасть в этом году на шокирующие 10% даже без «второй волны» COVID-19.

Китайский юань – довольно спорный фаворит. Его история в качестве резервной валюты не насчитывает и пяти лет. Его репутация подмочена волюнтаризмом Нацбанка Китая. Его экономический базис сомнителен, поскольку хуже китайской официальной статистики разве что российская (а может быть, и нет). Плюсом являются только китайский экономический рост и активная экспансия КНР на зарубежные рынки, стимулирующая расчетные и частично резервные функции юаня. Но в любом случае, так быстро мировая валюта не делается.

Какие есть еще кандидаты? Британский фунт уже разок проиграл своему заокеанскому конкуренту. Две мировых войны и одна торговая стали тому причиной. Да и сейчас на фоне Brexit валюта Соединенного Королевства может повести себя непредсказуемо. В том числе потому, что Лондон рискует утратить свой статус одного из важнейших мировых финансовых центров.

Остаются швейцарский франк и японская иена – традиционные защитные гавани. Но в них мало ликвидных и одновременно доходных инструментов. И откуда там возьмется емкость рынка, необходимая для формирования международных резервов и обслуживания транснациональных расчетов? Речь об эквиваленте нескольких десятков триллионов долларов, между прочим. Вдобавок против иены играет активность Банка Японии на forex (в сравнении с другими ЦБ, конечно).

В сухом остатке. Доллар, возможно, «плох». Но он обеспечен не только доверием инвесторов, но также экономической и технологической мощью Америки, ее политическим влиянием на остальной мир и, наконец, административными возможностями Вашингтона. А что подобного могут предложить другие валюты?

Вот и получается, что даже «девальвированный» доллар – все равно доллар. А его конкуренты, увы, на сегодняшний день объективно хуже…

Подпишись на наш телеграм канал

только самое важное и интересное

Подписаться
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читать также

{"type":"article","id":874,"isAuthenticated":false,"user":null}