Как психоделики выходят из тени и привлекают миллиарды инвестиций

Как психоделики выходят из тени и привлекают миллиарды инвестиций

03.12.2021

Время прочтения - 11 мин.

В ближайшие месяцы по рынку психоделических медпрепаратов прокатится мощная волна слияний и поглощений. Именно ей суждено определить имена и названия новых лидеров и аутсайдеров.

А у инвесторов появится редкая возможность вложить средства в стартапы с потенциалом роста капитализации до нескольких миллиардов долларов.

Перспектива отрасли — в патентной войне

Рынок психоделических препаратов сформировался недавно, но очень быстро привлек внимание инвесторов, по достоинству оценивших его огромный потенциал. В начале 2020 года сотни миллионов долларов влито в стартапы, связанные с разработкой и применением расширяющих сознание веществ. Публичными стали уже 46 компаний, согласно отраслевому образовательному сайту Psilocybin Alpha. Как минимум еще 18 пока остаются частными.

Поскольку большинство стартапов запущено примерно в одно и то же время — в первой половине 2020 года, то и патенты на уникальные разработки подавались предпринимателями в тот же период времени. Согласно правилам, патенты публикуются в единой базе данных и становятся доступными любому желающему через 18 месяцев с момента регистрации заявки.

Соответственно, это событие произойдет уже в ближайшее время. Вот почему эксперты прогнозируют этап слияний и поглощений. С помощью этих инструментов игроки постараются застолбить за собой наилучшие позиции на рынке, а инвесторы получат страховку от приобретения кота в мешке.

Публикация патентов снимает многие текущие риски, связанные с инвестированием в психоделические стартапы. Адвокат по патентному праву Грэхам Печеник поясняет: даже если венчурному инвестору предоставят уже поданную заявку, он не сможет сопоставить ее с аналогичными разработками и получить полную картину. С ним согласен и Тим Шлидт, сооснователь и партнер крупнейшего в этой отрасли венчурного фонда Palo Santo с капиталом $35 млн: «Когда инвестируешь в любую компанию, всегда что-то остается за кадром, и с этим риском необходимо мириться».

Кто смел, тот и съел

Но есть и проблема — реальные конкурентные преимущества в запретной ранее отрасли обеспечивает лишь одобрение и оформление патента. А этот процесс обычно занимает от года до трех лет. И до этого момента лицо или предприятие, подавшее заявку, официально не располагает правами на свои ноу-хау.

По данным Insider, на пять крупнейших по рыночной капитализации «психоделических» компаний (Atai Life Sciences, Compass Pathways, GH Research, MindMed и Cybin) зарегистрировано 157 патентов. По оценке экспертов, еще несколько сотен числится за другими частными и публичными фирмами. И велика вероятность того, что многие патенты компаний, работающих над схожими веществами или же препаратами с одним и тем же предназначением, не получат одобрения. Совпадения неизбежны — особенно при относительно небольшом количестве основных веществ и показаний к применению. Многое будет зависеть и от того, кто первым подал заявку.

Юрист по патентному праву — Крис Бёрнис — обращает внимание и на такое распространенное явление, как регистрация предварительных патентов, когда заявитель на год как бы «бронирует место» и в течение этого срока может дорабатывать свою идею.

«Некоторые из моих клиентов поясняли: у них через неделю встреча с крупным инвестором, и им хотелось бы иметь патент до этого момента — чтобы на рандеву можно было сказать — наша заявка на рассмотрении», — приводит пример Бёрнис.

Как только все карты будут раскрыты, рынок, как полагают эксперты, захлестнет волна слияний, поглощений и лицензионных соглашений. Эти инструменты будут востребованы компаниями, пытающимися выкупить конкурентов с похожими или более качественными патентами ради доминирующих позиций в определенной нише.

«У бизнеса будет множество возможностей творчески подойти к изучению опубликованных патентов друг друга и решить, что для них выгоднее: начать работать совместно или же выступить против конкурентов, но уже единым фронтом», — поясняет Печеник.

Впрочем, инвесторам напоминают — каким бы великолепным ни был патент, он не гарантирует появление разрешенного к продаже лекарства, поскольку большинство препаратов не проходят клинические исследования.

Зато успех обеспечивает наличие хорошего патента, получившего одобрение и надежно защищающего разработанное и эффективное лекарство с весомой долей на рынке, которая может в короткие сроки вырасти до $100 млрд. И то, какие именно компании победят в этой гонке, в итоге определит и направление развитие всей юной индустрии психоделиков.

Столь высокие ставки безусловно привлекают инвесторов. К примеру, когда биофармацевтическая компания ATAI Life Sciences разместила акции на Nasdaq, в первый же день торгов их стоимость взлетела на 40%. В результате капитализация стартапа, в число основных инвесторов которого входит миллиардер и основатель PayPal Питер Тиль, достигла $2,6 млрд.

У ажиотажа инвесторов в столь необычную индустрию, как психоделики, есть три причины: объективная необходимость в эффективных препаратах для лечения психических заболеваний, перемены в законодательной среде с перспективой принятия новых регуляторных актов, а также широкая общественная поддержка.

В поиске «таблеток счастья»

Необходимость разработки новых эффективных медикаментозных методов лечения психических заболеваний стала более актуальной на фоне пандемии Covid-19. Более чем две трети совершеннолетних людей, имеющих психические расстройства, в опросе благотворительной организации Mind отметили ухудшение состояния в результате локдауна. Вопрос, насколько ограничительные и другие антиковидные меры затронули душевный мир более широких слоев населения, остается открытым.

Вот почему фармацевтические гиганты инвестируют значительные средства в поиск новых методов медикаментозной терапии. Заинтересованы в этом и правительства многих стран. В одной лишь Великобритании в 2020 году антидепрессанты выписаны 7,3 млн человек, т. е. 17% населения страны. При этом реальное улучшение состояния испытал лишь каждый третий.

Псилоцибин — реальная и проверенная альтернатива. В недавнем сравнительном испытании психоделика и традиционных антидепрессантов, псилобицин оказался столь же эффективным, как и ведущие селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС) — при значительно более низком уровне рецидивов после лечения.

Учитывая, что рынок антидепрессантов, по текущим оценкам, к 2023 году может достигнуть почти $15 млрд, можно понять, почему компании и инвесторы проявляют такой интерес к новым и потенциально еще более эффективным медикаментам.

Компания Compass Pathways исследует возможности использования псилоцибина — вещества, содержащегося в галлюциногенных грибах — в терапии депрессии, не поддающейся иным методам коррекции или же в случаях, когда как минимум два других способа лечения не принесли результата. Ирландская биотехнологическая компания GH Research разрабатывает вещество 5-MeO-DMT, содержащееся в коже колорадской жабы, которое также можно использовать для лечения депрессий.

Регулирование вместо запрета

Сейчас американское Управление по борьбе с наркотиками относит психоделики — например, псилоцибин и МДМА, — к 1-й категории Закона о контролируемых веществах. В этом документе они охарактеризованы как «не имеющие терапевтической ценности, но обладающие большим риском злоупотреблений».

Однако растет число исследований, демонстрирующих, что психоделики — в сочетании с традиционными методами терапии — могут полностью изменить подходы к лечению психических заболеваний. Они способны помогать тем пациентам, которым ничто другое облегчения не приносит.

Несколько городов США уже декриминализовали псилоцибин, а Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) изучает результаты клинических исследований применения психоделиков в терапии посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) и депрессии.

Примечательно, что до появления в 1972 г. Закона о контролируемых веществах правительство США выделяло немалые средства на исследования лекарственных свойств ЛСД и псилоцибина, но после их внесения в список запрещенных веществ финансирование прекратилось.

Сейчас ситуация меняется. В сентябре 2021 года Национальным институтом по проблеме злоупотребления наркотиками (National Institute on Drug Abuse, NIDA) выделены средства исследователям Университета Джонса Хопкинса для изучения возможностей использования псилоцибина в избавлении от никотиновой зависимости. Одновременно с этим Управление по борьбе с наркотиками США (DEA) предложило увеличить доступное исследователям количество псилоцибина с 30 г до 1 500 г.

Принимается все больше решений, обеспечивающих расширенным доступом к психоделикам не только ученых, но и пациентов. За последние годы псилоцибин декриминализован в Денвере, Окленде и Вашингтоне. В 2023 году основанная на псилоцибине терапия станет легальным методом лечения в штате Орегон. Компания Johnson & Johnson получила добро FDA на выпуск препарата Spravato — назального спрея на основе кетамина — для лечения депрессии. Психоделики находят применение не только в борьбе с депрессивными проявлениями и ПТСР, но и в паллиативном уходе за онкобольными.

Для фармацевтических компаний и инвесторов легализация психоделических препаратов означает, что пациенты смогут покрывать расходы на лечение с использованием таких медикаментов за счет страховки. А стоимость подобной терапии колеблется от $750 до нескольких тысяч долларов.

«Энтузиазма очень много. И в этом есть смысл, поскольку большое количество людей на протяжении многих лет испытывали страдания, а теперь получили исцеление. Но многое еще необходимо изучить, и мы должны это сделать ради наших пациентов», — уверен Шармин Газнави, содиректор Центра неврологии психоделиков при Массачусетской клинике.

Но есть и другое мнение. О том, что энтузиазм по поводу использования психоделиков в медицине может опережать научно обоснованные знания, говорит профессор психиатрии Колумбийского Университета Джефри Либерман. Он считает, что, если МДМА будет одобрен для лечения ПТСР, компании могут начать рекомендовать препарат и для других заболеваний, для которых он пока не допущен.

Такая практика выписки лекарств не по назначению — иногда ее называют офф-лейбл — уже имеет место в случае с кетамином. При этом то, насколько данное вещество безопасно в долгосрочном плане, в полной мере еще никому не известно.

Галлюциногены уже никого не пугают

И наконец, третий фактор, играющий на руку потенциальным инвесторам на рынке психоделиков — постоянный рост поддержки обществом. Без этого политикам трудно решиться на значимые послабления в регулировании. Согласно проведенному в Великобритании опросу YouGov, опубликованному на сайте Drug Science 3 июня 2021 года, у жителей страны реформа политики государства в отношении псилоцибина практически не вызвала возражений (Рис.1).

59% опрошенных заявили, что рассмотрели бы для себя возможность применения терапии с использованием подобных медикаментов — если будет достаточно доказательств ее эффективности. Одновременно респонденты ответили, что не доверяют антидепрессантам и психотерапевтическим беседам в вопросе лечения депрессии.

Британцы не против психоделиков

Смягчение ограничений на исследования применения психоделиков в медицинских целях находит еще большую поддержку, особенно если решение будет подкреплено результатами клинических исследований.

 

Рис. 1. Результаты опроса, проведенного YouGov. Источник — Drug Science

 

Все эти три фактора — изменения в законодательстве, общественная поддержка и приток инвестиций — дополняя друг друга, в ближайшей перспективе будут способствовать стремительному развитию индустрии психоделических препаратов. И инвесторы, отважившиеся вложить средства в новое направление, окажутся в серьезном выигрыше.

 

Источники: Business Insider, Mind, YouGov, Drug Science, PLOS One, VOX, The New England Journal of Medicine, Psilocybin Alpha

Подпишись на наш телеграм канал

только самое важное и интересное

Подписаться
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читать также

Крупные инвестиционные компании, или Кому сегодня доверить финансы

Крупные инвестиционные компании, или Кому сегодня доверить финансы

В какие инвестиционные компании мира можно вложить свои деньги прямо сейчас? Рассмотрим перечень организаций с наиболее высоким показателем активов под управлением.

7 декабря 2022 г.

Инвестиции в Казахстан: вера, надежда и объективная реальность

Инвестиции в Казахстан: вера, надежда и объективная реальность

Министерство иностранных дел РК планирует увеличить приток иностранных инвестиций до $25 млрд в 2022 году. Это на $2 млрд больше, чем в прошлом. Куда лучше инвестировать и что интересного может предложить местный рынок?

16 ноября 2022 г.

Минюст США конфисковал более 50 000 BTC

Минюст США конфисковал более 50 000 BTC

В понедельник Министерство юстиции США сообщило, что в 2021 году оно изъяло украденные биткоины на сумму $3,36 млрд у застройщика из Джорджии Джеймса Чжуна. Криптовалюта была изъята у арестованного в прошлом году в собственном доме Джеймса Чжуна. В прошлую пятницу он признал себя виновным по одному из пунктов обвинения — в краже примерно 50 000 биткоинов с форума Silk Road. Согласно пресс-релизу Министерства юстиции, в сентябре 2012 года Чжун похитил биткоины, создав девять мошеннических аккау...

8 ноября 2022 г.

В США в октябре отмечен рост занятости

В США в октябре отмечен рост занятости

Число безработных американских граждан в прошлом месяце уменьшилось за счет увеличения количества вакансий в гостинично-ресторанном и торговом секторах экономики. Согласно данным Исследовательского института ADP в сотрудничестве со Стэнфордской лабораторией цифровой экономики, число занятых в частном секторе в США в октябре выросло на 239 000. В сентябре прирост составил 192 000 человека.   Число занятых в компаниях США выросло в октябре больше, чем прогнозировалось. Источник — Bloomberg  ...

2 ноября 2022 г.

{"type":"article","id":2242,"isAuthenticated":false,"user":null}